Газовая война или газовое перемирие?
В ближайшие дни Украина и Россия готовятся подписать межправительственные документы – в дополнение к газовым соглашениям от 2009 года. Но по состоянию на вчера речь шла о подготовке деклараций, а условия конкретных уступок, позволяющих подписать совершенно новые контракты, оставались на стадии обсуждения. Сложность вопросов и неготовность сторон сдавать позиции могут привести к новому газовому кризису.
В понедельник, когда было озвучено решение отложить парафирование соглашения об ассоциированном членстве Украины в ЕС, многие эксперты предполагали разворот Киева в другую сторону. Первым символическим жестом могло стать подписание уже во вторник вечером новых украинско-российских газовых соглашений, в которых цена на газ была бы снижена в два раза, до уровня примерно 200 долл. за 1 тыс. куб. м.
Примечательно, что в течение дня информация о готовящихся двусторонних встречах в Москве президентов Дмитрия Медведева и Виктора Януковича, а также премьеров Владимира Путина и Николая Азарова несколько раз подтверждалась и опровергалась. В итоге главы государств поздно вечером пообщались в резиденции «Горки», а руководители правительств уже за полночь встретились в Ново-Огареве. Отдельно во вторник–среду проходили переговоры в «Газпроме», где находились глава Минэнерго Украины Юрий Бойко и министр юстиции Александр Лавринович.Коллективные силы оперативного реагирования могут пригодиться при ливийском сценарииМасштабы проблем в газовых переговорах обозначил Дмитрий Медведев, предложивший украинскому коллеге: «Давайте по ключевым вопросам пройдемся, а потом дадим правительствам указания эту работу завершать, если по всем существенным условиям сойдемся».
Янукович в ответ предложил решить наиболее острые вопросы, а остальное «перевести в среднесрочное русло».Премьер-министры, в свою очередь, перед телекамерами обменялись реверансами, говоря о стратегическом партнерстве, о чем шла речь в закрытом режиме – осталось за кадром. Но вчера, открывая заседание правительства, Азаров не излучал оптимизма. Он выразил надежду на то, что компромиссный вариант новых соглашений будет найден, но добавил: действующие соглашения, не устраивающие Украину, крайне выгодны России.
Руководитель парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов сказал журналистам: «Переговоры продолжаются, они идут в довольно жесткой атмосфере, и есть вопросы, на которые наша сторона пойти не может».Другой представитель партии власти, ссылаясь на свои источники, рассказал «НГ», в чем суть противоречий: «На прошлой неделе уже почти договорились: за снижение цены на газ Украина соглашается на создание двустороннего консорциума с «Газпромом» и на допуск компаний-посредников к работе на внутреннем рынке газа. Но лидеры Евросоюза, как вы знаете, критично отнеслись к этим планам, напомнив, что Украина, являясь членом Европейского энергетического сообщества, не может создавать двусторонний консорциум – это нарушение норм европейского законодательства».
Собеседник «НГ» утверждает, что во время встреч в Москве украинские лидеры пояснили эту ситуацию российским коллегам: «Но те говорят: хорошо, отдавайте Европе 30% акций, только из своей доли. Это не вариант».Один из руководителей парламентского комитета по вопросам евроинтеграции, депутат от Партии регионов Владимир Вечерко подтвердил, что Киев заинтересован в трехстороннем консорциуме, в котором Украина, Россия и европейский участник получат равные доли. Он раскритиковал схему, на которой, по слухам, настаивает российская сторона: «Что такое 50 на 50? Это сегодня повысили цену, а потом сказали, что, давайте, мы еще купим у вас 50%. И будет белорусский сценарий! А если у всех будет по 33%, тогда будут одни производить газ, вторые транспортировать, третьи будут продавать газ – это чистый, прозрачный, западный бизнес».Независимый эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут, комментируя «НГ» ситуацию, отметил: «Со стороны России переговоры сейчас ведутся не для того, чтобы урегулировать газовые отношения, а чтобы реализовать стратегическую цель – получить контроль над украинской ГТС, включая систему подземных хранилищ, а также вовлечь Украину в так называемый евро-азиатский союз. Украинская власть ставит перед собой другие цели: за счет уменьшения цены на газ сбалансировать бюджет на 2012 год, чтобы выполнить все социальные программы и получить твердую политическую перспективу на будущее. Ведь до следующих парламентских выборов осталось меньше года».
Разница в подходах, по мнению эксперта, не позволяет сторонам найти решение, которое заложит прочную основу стабильных отношений в газовой сфере на длительный период.Нарбут допустил, что даже если некие межправительственные документы будут подписаны в ближайшие дни, то они не изменят ситуацию. «Так уже было, в 2002–2003 годах создавался украинско-российский консорциум по управлению и модернизации ГТС. Формально он существует, а толку? И в 2008 году премьеры Путин и Тимошенко подписали декларацию о сотрудничестве, как казалось, гарантировав стабильные отношения в газовой сфере на годы вперед. Но уже через год о документе забыли – разразился газовый кризис.
Любые соглашения действуют, если в них одинаково заинтересованы обе стороны», – напомнил эксперт. Он не исключил, что Киев все же получит «ценовую передышку», но уточнил, что нынешний этап отношений может привести к новому кризису.Эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук считает, что кризис уже начался: «Война уже идет. Но пока внутри Украины: нет денег, чтобы платить за дорогой российский газ, и нет единого мнения, как правильно выйти из этой ситуации. «Газпром» пока занял выжидательную позицию, им торопиться некуда – их вполне устраивают действующие газовые соглашения. Да и по политическим мотивам, накануне российских президентских выборов Владимир Путин вряд ли согласится пойти на уступки Украине без таких ответных шагов со стороны Киева, которые можно будет преподнести российским избирателям как значимое достижение».
Он допустил, что, пытаясь избежать публичного скандала и обострения отношений, стороны подпишут декларативный документ: «В этом документе можно указать некие параметры – мол, обязуемся транспортировать по украинской ГТС до такого-то объема газа в год, еще что-то. Но не думаю, что Киев уже готов подписать документы, по которым, несмотря на позицию Евросоюза, передаст ГТС под управление России. А без этого существенное снижение цены вряд ли возможно».Эксперт Института Горшенина Владимир Застава подтвердил «НГ», что нельзя анализировать украинско-российские отношения без учета ситуации, сложившейся в переговорах между Украиной и ЕС: «Целый год страну готовили к саммиту 19 декабря, который должен был стать переломным моментом в процессе евроинтеграции. Ничего не произошло, но общество никак на это не отреагировало. Так, может быть, евроинтеграция не является частью жизненных интересов украинских граждан? Возможно, важнее цена на российский газ?
Надо себе дать честный ответ на вопрос, готова ли Украина платить за газ высокие рыночные цены, понимая, что это – плата за суверенитет и независимость. Или стоит поступиться национальными интересами и согласиться на условия, предлагаемые Россией?»Эксперт отметил, что многие в Киеве ожидали подписания газовых контрактов уже на следующий день после сообщения о несостоявшемся парафировании соглашений между Украиной и ЕС. Но поездка президента и премьера в Москву не принесла таких результатов. «Похоже, что маневры украинской власти между ЕС и РФ продолжаются. Эта тактика, включающая элементы шантажа, подменяет внешнеполитическую стратегию», – заметил Застава, добавив, что неопределенная ситуация в обоих направлениях может сохраняться еще какое-то время. Татьяна Ивженко («Независимая газета»)