Железный дровосек
Каждый американский президент ищет вдохновение для своих начинаний у великих предшественников. Ушедший недавно в отставку Джордж Буш пытался быть похожим сразу на двух президентов из прошлого – Джорджа Вашингтона и Рональда Рейгана – и в своих речах неоднократно ссылался на эти «священные» для многих американцев имена. Барак Обама не стал исключением. Для вдохновения он выбрал себе Авраама Линкольна, жившего в середине 19-го века...
Обама не просто объявил Линкольна своим идеалом. Он принялся подражать своему кумиру буквально во всём.
Так, в канун своей инаугурации Обама сел в поезд и отправился из Филадельфии в Вашингтон, проводя по дороге политические митинги, на которых объяснял людям свои взгляды на политику и экономику. Точно по такому же маршруту и точно по такому же сценарию ровно 150 лет назад двигался инаугурационный экспресс президента Линкольна.
В своих митинговых речах Обама часто обращался к памяти своего предшественника, который, как подчёркивал глава государства, был, как и он, из штата Иллинойс. А для президентской клятвы Обама попросил ту самую Библию, на которой его кумир когда-то произносил свою президентскую присягу. Даже праздничные блюда после вступления в должность Барак Обама заказал из морепродуктов – как любил опять же Линкольн.
Конечно, чернокожего Обаму, который к тому же является выходцем из небогатой семьи и всего лишь американцем во втором поколении, можно понять. Кому как не Линкольну, также пробившемуся наверх из самых низов, не стать кумиром для этого человека!
Ведь согласно официальной версии, Линкольн родился в бедной семье, много лет работал простым лесорубом, сумев в конце концов выбиться сначала в конгрессмены, а потом и в президенты США. Именно он отменил в Америке институт рабства, сделал негров равноправными гражданами Соединённых Штатов и старался жить согласно своему лозунгу: «Правительство должно формироваться из народа и работать для народа». Короче, идеальнейшее воплощение американской мечты!
Такой образ Линкольна рисуют не только учебники США, но и других стран мира. Даже в Советском Союзе, где отношение к Америке было не самым лучшим, Линкольна называли «самым прогрессивным и передовым» главой американского государства...
Но так ли это было на самом деле?
Белые и чёрные
Начнём с того, что Авраам Линкольн появился на свет в отнюдь не бедной семье. Его дед владел большой фермой и... несколькими десятками чернокожих рабов! А об общественном положении деда можно судить хотя бы по тому, что он был капитаном милиции (то есть народного ополчения) своего штата. Такую должность в американской глубинке дают лишь самым уважаемым и самым зажиточным людям.
Отец будущего президента, Томас, увеличил семейное богатство почти в три раза, занимаясь не только выращиванием хлеба, но и скотоводством. Под конец жизни Томас вошёл в число самых богатых собственников своей округи.
Таким образом, денежки у Линкольнов водились, и в немалом количестве. Да, свою взрослую жизнь Авраам действительно начал с физического труда – работал железнодорожным рабочим, сплавщиком грузов на плотах и даже какое-то время действительно рубил лес. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. Многие богатые американцы, прежде чем наследовать свои богатства, поначалу постигали самый примитивный и тяжкий труд. Согласитесь, что такой способ воспитания наследника очень верный – после него начинаешь по-настоящему ценить доставшееся наследство...
Уже к 25 годам Авраам Линкольн перешёл к более «чистой работе». Выучился на адвоката (очень недешёвое образование в США даже по нынешним временам) и стал членом законодательного собрания штата Иллинойс. А через десяток лет Линкольн избрался уже в Конгресс США.
Надо сказать, что политика и в те времена была делом довольно грязным. Линкольн не стал исключением. До наших дней дошли стенограммы некоторых его выборных выступлений в разное время и в разных аудиториях по поводу проблемы рабства, вокруг которого в середине 19-го столетия развернулись нешуточные споры.
Вот, например, что говорил Линкольн в своём родном штате Иллинойс, где были сильны противники рабовладения:
«Для Республиканской партии, к которой я принадлежу, свойственна ненависть к институту рабства. Ненависть ко всем его аспектам... Рабство я всегда ненавидел... Белые и чёрные должны соединиться в один народ, потому что все люди созданы равными».
Однако уже через пару недель будущий «освободитель рабов» отправился в Ричмонд, на юг США, который был тогда оплотом рабовладельцев. И там он произнёс уже совсем другие речи:
«Ни сейчас, ни прежде я не выступал за установление в каком бы то ни было виде социального и политического равенства между чёрной и белой расами. Я никогда – ни сейчас, ни прежде – не выступал за то, чтобы предоставить неграм право голоса, право участвовать в коллегии присяжных и занимать какие-либо официальные посты, никогда не выступал за то, чтобы допускать их браки с белыми. Более того, между чёрной и белыми расами существуют физические различия, которые, я убеждён, навсегда исключат возможность их сосуществования в условиях социального и политического равенства. Следовательно, должен быть принят принцип высшего и низшего, и, следовательно, я в той же мере, что и любой другой, выступаю за то, чтобы главенствующее положение принадлежало белой расе».
Кстати, будучи конгрессменом, Линкольн всячески поддерживал так называемый закон о беглых рабах. Согласно этому закону, официальные власти были обязаны вылавливать бежавших рабов и возвращать их хозяевам...
Так почему же этот человек в конце концов оказался во главе движения за свободу чернокожих?
Свободу – неграм, деньги – банкирам!
Всё дело в том, что на Линкольна обратили внимание подлинные хозяева США, боссы крупного бизнеса и финансовые воротилы. Эти люди фактически владели северными штатами, где вовсю шло промышленное и банковское развитие. Здесь рабство было отменено, но не из-за любви к неграм. Просто на заводах и фабриках нужна была дешёвая наёмная рабочая сила, не привязанная к какому-то одному месту. А раба, в отличие от наёмного рабочего, надо было не только кормить, но ещё одевать-обувать и обеспечивать жильём. Раб очень дорого обходился хозяину.
Как пишет один американский писатель, сложилась парадоксальная ситуация – чёрные рабы у своих хозяев жили лучше, чем белый американский промышленный пролетариат, трудившийся за жалкие гроши, не имевший ни твёрдых доходов, ни крыши над головой, ни каких-либо социальных гарантий. Тем не менее, ситуация на севере преподносилась в качестве образцовой. К середине 19-го столетия хозяева северных штатов требовали «свободы» уже на всей территории США...
Их взоры обратились на Юг, где существовали богатые плантации хлопка. Здесь северные капиталисты хотели получить не только массу «свободных» рабочих рук, но и богатые, «не освоенные» в промышленном отношении земли, которые можно было использовать и под строительство железных дорог и под всевозможные банковские спекуляции с земельными участками.
Кроме того, северян не устраивало, что Юг практически все необходимые ему промышленные товары закупал не на Севере, а за границей. То есть этот рынок сбыта товаров был недоступен для северных капиталистов.
И тогда северяне решили применить силу, развязав войну под благовидным предлогом борьбы против рабства. Но для войны требовался решительный президент, к тому же популярный в народе. И его, после долгого отбора, нашли в лице Авраама Линкольна.
Видимо, акулам капитализма импонировал его политический цинизм, проявленный в различных избирательных кампаниях: такой человек действительно способен на многое. К тому же Линкольн не принадлежал ни к одной известной политической фамилии США, а это означало, что пролитой кровью он не замарает репутацию истинных владельцев Америки.
В 1860 году Линкольн начинает свою избирательную кампанию под девизом немедленной отмены рабства. Сам он предстал в облике «простого парня из народа», который чуть ли не с лесоповала пришёл покорять президентские высоты. Очень впечатляют его предвыборные фонды: миллионы долларов, выделенные «лесорубу», даже не снились ни одному из его конкурентов. Победа Линкольна была обеспечена. И уже в следующем, 1861, году после ряда грубых провокаций началась гражданская война между Севером и Югом, стоившая США сотни тысяч жизней...
Как известно, в этой войне победили северяне, получившие уже ничем не ограниченный доступ к богатствам Юга.
Плохой конец
Мы не знаем, насколько осведомлён Барак Обама обо всех этих довольно неприглядных нюансах американской истории. Надо помнить, что официальная историческая наука Америки чрезвычайно мифологизирована. А исторические мифы США нередко могут дать сто очков вперёд даже советским мифам. Обама же, судя по всему, в изучение истории не очень углублялся и довольствовался её официальным изложением, в которой Линкольн значится как освободитель негров и герой американского народа.
Впрочем, вовсе не эта слепая вера в идеал обращает на себя внимание.
В глаза бросаются некоторые тревожные параллели в биографиях обоих президентов. Как и Линкольн, Обама на политическом горизонте США возник вдруг ниоткуда, да ещё с огромными финансовыми ресурсами неизвестного происхождения. На примере «освободителя рабов» можно предположить, что элита США, как и в 19-м столетии, опять затеяла грязную игру с далеко идущими последствиями. И эта игра, как и прежде, не должна бросить тень на репутацию элиты.
Возможно, речь идёт о неких непопулярных решениях по преодолению мирового экономического кризиса. Говорят, здесь возможно всё – и переход США на новую валюту, и развязывание большой войны с целью поддержания экономики военными заказами. «Выходец из народа», да ещё из числа угнетаемого прежде цветного населения, лучше всего подходит на роль не только проводника подобных «преобразований», но и козла отпущения за их последствия...
По некоторым данным, Авраам Линкольн под конец своей жизни понял, что стал игрушкой в руках могущественных теневых сил. Он сделал попытку вести самостоятельную политику и тем самым вынес себе приговор. В апреле 1865 года во время посещения театра Форда в Вашингтоне его застрелил наёмный убийца.
Какой будет финал президентства Обамы?