Украина и Россия вряд ли смогут между собой договориться
В ходе совместной встрече в Нижнем Новгороде, главы МИД России и Украины Сергей Лавров и Константин Грищенко говорили исключительно о дружбе, добрососедстве и взаимном уважении. А непосредственным поводом для столь выского рандеву стала одна дата, о которой мало кто в обеих странах, кроме профессиональных дипломатов, помнит — ровно 20 лет назад 14 февраля 1992 года был подписан протокол об установлении дипломатических отношений между Российской Федерацией и Украиной.
Как оказалось, отметить этот юбилей вместе Лавров и Грищенко договорились еще в июне прошлого года в Одессе. А новым местом встречи был выбран российский город Нижний Новгород. Почему Нижний?
Как пишет «Российская газета», Украина уже давно планировала открыть в одном из регионов России свое генконсульство. Нижний Новгород оказался в поле зрения украинской дипломатии не случайно. В Приволжском федеральном округе сегодня живут полторы тысячи украинцев. Еще порядка 500 тысяч жителей региона называют себя этническими украинцами. Так что консульство открывали с большой помпой! Оба министра под государственные гимны обеих стран в исполнении украинского хора открыли генконсульство Украины в Нижнем Новгороде, потом возлагали цветы к памятнику Минина и мемориальной доске украинского поэта Тараса Шевченко.
И похоже, что эта парадная часть мероприятий оказалась самой успешной. Потому что потом начались переговоры по конкретным российско-украинским проблемам. Детали переговоров разглашать не стали. В том числе и потому, что никакого положительного прорыва в этом диалоге так и не произошло, хотя стороны сделали весьма оптимистическое заявление следующего содержания:
«Уверены, что актуальные вопросы российско-украинской повестки дня будут решаться с учетом интересов России и Украины в атмосфере взаимного уважения, добрососедства и партнерства» ну и т.д. и т.п.
Вот что по этому поводу заметила «Российская газета»:
«... назвать отношения между Москвой и Киевом безоблачными было бы большим лукавством. Буквально на днях Россия запретила импорт украинских сыров. Что вызвало бурную реакцию со стороны официального Киева. Параллельно с этим продолжаются российско-украинские газовые споры. Не совсем все гладко по вопросу пребывания российского Черноморского флота в Крыму. Сторонам уже больше десяти лет никак не удается найти компромисс по разграничению Керченского пролива, Черного и Азовского морей. Это топовый, но далеко не полный список спорных вопросов. Вчера в Нижнем Новгороде министры открыто обсудили весь вышеперечисленный перечень. «В конструктивном русле», — уточнил Лавров.
Распространенное для СМИ совместное заявление, тем не менее, удивило многих. В нем черным по белому было написано: «На сегодняшний день российско-украинское сотрудничество характеризуется стабильностью и предсказуемостью». Украинский журналист тут же поинтересовался у министров, как с предсказуемостью и стабильностью сочетаются, к примеру, сырный запрет или постоянные споры по газу?
«Вы прочитали совместное заявление. Это уже хорошо, — пошутил в ответ Сергей Лавров, но дальше он говорил серьезно. — СМИ обязаны критически описывать те или иные явления. Газ и сыр — это то, о чем мы пока не договорились, но уверен, договоримся».
Грищенко в ответ закивал...».
Мало того, в украинскую прессу просочилась информация, которая может прямо свидетельствовать о том, что переговоры проходили в крайне напряжённой обстановке. Так, известный украинский едженедельник «Газета 2000» отмечает:
«Тема пребывания в Крыму Черноморского флота активно обсуждалась накануне на переговорах главы МИД РФ Сергея Лаврова с его украинским коллегой Константином Грищенко в Нижнем Новгороде... Хотя в 2010 году Киев получил скидку на газ в обмен на продление договора аренды базы в Севастополе до 2047 года, на сегодняшний день у Украины возникли претензии к Москве. Украина требует обложить налогами ряд объектов базы, использующихся не по прямому назначению, либо вернуть эти объекты Севастополю. Помимо этого Киев намерен обложить таможенными пошлинами часть ввозимых для нужд флота РФ товаров.
Стороны так и не смогли договориться во вторник по данному вопросу...».
В общем, перед глазами так и предстаёт сцена, описанная в классическом романе Юлиана Семёнова «Пароль не нужен» — сцена изображала переговоры между одним казачьим атаманом и белым правительством Приморья на предмет совместной борьбы с большевиками. Семёнов со смаком рисует, как обе стороны собачились друг с другом, покрывая друг друга последними словами. Ни о чём не договорившись, переговорщики, тем не менее, вышли к журналистам и заявили о том, что диалог шёл в «тёплой и дружественной обстановке». Вот такая дипломатия, так сказать...
А если серьёзно, то никаких серьёзных перспектив по ключевым вопросам российско-украинских отношений пока не предвидится. Прежде всего, по вине украинской стороны. На эту мысль автора натолкнуло выступление министра Грищенко перед студентами и преподавателями нижегородского Лингвистического университета. Выступая, министр вкратце обрисовал задачи украинской внешней политики. С одной стороны, он говорил о необходимости устанавливать с Россией самые тесные отношения, а с другой — говорил о европейской интеграции своей республики. Причём, эта европейская интеграция, судя по всему, стоит для Украины на более важном месте, чем контакты с Россией. О возможности же вхождения страны в строящийся ныне Евразийский союз бывших советских республик, Грищенко даже не упомянул — эта тема, по всей видимости, для официального Киева закрыта.
Любопытно ещё одно замечание министра. Он много рассуждал об особенностях своей страны, об её отличии от России, о том, что его страна не является частью так называемого «русского мира». Конечно, за этими словами может скрываться банальная тревога члена правительства малого государства, которое опасается быть поглощённым государством большим, то есть Россией. Однако, во-первых, Украину как «часть русского мира» (то есть как единое культурное пространство с русским народом) воспринимают не только россияне, но и очень многие украинцы: а этого министр почему-то не желает учитывать. А во-вторых, на фоне стремления в сторону Запада рассуждения об «особости» Украины смотрятся вполне определённой целью — как можно дальше увести украинский народ от исторических связей с Российским государством...
Впрочем, ничего нового здесь нет. Украинская дипломатия остётся верной той традции, которая была заложена ещё в период президента Леонида Кучмы — стремление сразу усидеть на двух стульях. На словах обещать Москве самые братские отношения (ради дешёвых цен на природные ресурсы и беспрепятственного доступа на российский рынок), а на деле — любой ценой втискиваться в рамки так называемой европейской интеграции. И дело тут порой доходит просто до анекдотичных случаев. Один из них не так давно описал украинский журналист Алексей Неживой в газете «Крымское эхо»:
«После того, как у Киева не получилось с наскока получить место в хлеву Евросоюза, руководство страны, кажется, решило несколько скорректировать направление атаки. А может быть, Вашингтон и его друзья в Старом Свете накануне великого похода по внедрению демократии в Сирии и Иране подгребают сейчас всякую подвернувшуюся мелочь, типа Грузии или Украины. Так или иначе, но в последние недели украинская правящая верхушка пребывает в каком-то евроатлантическом угаре.
Дошло даже до скандала с американским крейсером «Vella Gulf», которого с распростертыми объятиями «бело-голубой» режим в конце января принял в Одессе и Севастополе. Как выяснилось, чиновники так спешили угодить заокеанским друзьям, что совсем позабыли о нормах законодательства.
Об этом на прошлой неделе на пресс-конференции заявил экс-глава комитета Верховной Рады по нацбезопасности Георгий Крючков: «Как я полагаю, сам этот факт представляется вопиющим нарушением закона Украины о порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил иностранных государств. Вопрос должен рассматриваться в Совбезе, затем президент должен внести представление в парламент, а Верховный Совет принять решение о допуске на территорию Украины. В данном случае закон Украины грубо попран».
То есть, киевские чиновники так стремились угодить Западу, что пошли даже на грубые нарушения собственной страны. Понятно, что такое некрасивое поведение возмущает не только украинскую общественность, но и российское руководство. Алексей Неживой из всей это крымской эпопеи делает совершенно справделивый вывод:
«Vella Gulf» — крейсер не простой. Он несет на борту элементы ПРО. Так что де-факто, учитывая частоту захода кораблей типа «Ticonderoga», к которым этот крейсер относится, Севастополь можно уже приписывать к пунктам временного (пока очень временного) базирования той самой системы противоракетной обороны, развёртывание которой ослабляет ядерный щит России. Тут можно долго размышлять о причинах несговорчивости «Газпрома» и вообще, мягко говоря, сдержанном отношении Кремля к Януковичу, но, кажется, и так всем всё понятно».
Да, наши дипломаты кое-чему уже научились и одним обещаниям верить отказываются.
Очевидно, что дело может сдвинуться с мёртвой точки только после отказа от этой порочной политики «двух стульев», только при реальных гарантиях Киева начать серьёзное сближение с Москвой. Но вот только кто нынче в Киеве может дать такого рода гарантии? Правильно, никто...
Вадим Андрюхин, главный редактор