Как Европа пыталась стать независимой
Начало процесса формирования так называемого «европейского геополитического проекта» было положено правящими элитами ведущих западноевропейских государств сразу после завершения Второй мировой войны. Именно специфика геополитических итогов этой войны — как для мира в целом, так и для стран Европейского континента — во многом обусловили содержание данной стратегической внешнеполитической программы, которая оставалась практически неизменной вплоть до начала 2000-х годов.
Главное — выжить
Как известно, главными геополитическими результатами Второй мировой войны стало образование на международной арене двух сверхдержав – СССР и США, а также формирование на основе подобной конфигурации соответствующей системы международных отношений, суть которой в современной науке принято определять как «биполярная». Стратегической целью Вашингтона в данной геополитической борьбе стало «уничтожение» СССР как доминирующего мирового «центра силы» и установление мирового господства. События, связанные с геополитической борьбой между Советским Союзом и Соединенными Штатами, в истории международных отношений получили название «холодная война». Всё это в полной мере отразилось и на Европе.
Западная, а также большая часть Северной и Юго-Западной Европы перешли под геополитический контроль США, а Центрально-Восточная Европа — в сферу геополитического влияния СССР. Кроме того, Вашингтон и Москва фактически разделили Германию на два немецких государства ФРГ и ГДР, которые, в свою очередь, оказалась под геополитическим и геоэкономическим контролем обоих противников. Символично, что линия разграничения сфер влияния между Москвой и Вашингтоном прошла именно по Германии. Ведь практически все так называемые «отцы-основатели» классической геополитики — Х. Маккиндер, Ф. Ратцель, Р. Челлен, Ф. Науманн, К. Хаусхофер — именно Германию определяли в качестве основного консолидирующего «геополитического ядра», способного и политически и экономически объединять вокруг себя европейское пространство.
В этих сложных условиях представителями западноевропейской элиты (в первую очередь ФРГ, Франции и Италии) к концу 1950-х годов и была разработана особая геополитическая программа, стратегически ориентированная на преодоление зависимости Западной Европы как от США, так и от СССР...
Данная программа базировалось на следующих основополагающих принципах:
1. Государства Западной Европы должны обрести геополитическую и геоэкономическую самостоятельность. И, таким образом, вновь возродить свою былую мощь и доминирующее влияние в мировой политике, в качестве одного из ведущих «центров силы» глобального значения.
2. Ключевой геополитической задачей для Бонна и Парижа стала «нейтрализация» или «уничтожение» на международной арене Советского Союза как глобальной сверхдержавы.
Были определены и несколько основных приоритетов:
— Образование западноевропейскими государствами военно-политического союза с Соединёнными Штатами и оказание всесторонней поддержки Вашингтону в его глобальном геополитическом противоборстве с СССР. Официально эти союзнические отношения были оформлены в виде военно-политического блока НАТО в 1949 г.;
— Формирование стратегического альянса между ФРГ и Францией и прекращение векового германо-французского противостояния. Соглашение о заключении стратегического союза между ФРГ и Францией было подписано 23 января 1963 года в Париже французским президентом Ш. де Голлем и западногерманским канцлером К. Аденауэром, и оно получило название «Елисейский договор»;
— Инициирование процессов интеграции западноевропейских государств, которые должны привести к консолидации потенциалов этих стран и усилить их так называемую «геополитическую конкурентоспособность» в рамках взаимоотношений с обеими ведущими мировыми державами. Первоначально в апреле 1951 года государствами Западной Европы было подписано соглашение о создании «Европейского объединения угля и стали» (ЕОУС). В 1957 году они создали международную организацию «Европейское экономическое сообщество» (ЕЭС). При этом в качестве главного «локомотива» европейской интеграции выступили правящие элиты ФРГ и Франции. К концу 1980-х годов участниками данного интеграционного объединения стало большинство государств Западной и Северной Европы.
Таким образом, ФРГ, Франция и другие страны Западной Европы перспективы обретения своей внешнеполитической самостоятельности на международной арене фактически поставили в прямую зависимость от достижения США геополитической победы над Советским Союзом...
К концу 80-х годов геополитическое поражение потерпело советское государство. Данный проигрыш стал одной из главных причин распада Советского Союза, а также разрушения сферы его геополитического контроля в Европе, Азии, Африки и Южной Америке. В результате этого к началу 90-х произошло кардинальное изменение в расстановке сил на международной арене. Теперь ведущее положение в рамках новой системы международных отношений доминирующее положение заняли Соединённые Штаты и его главные союзники по НАТО из числа ведущих западноевропейских государств – Великобритании, ФРГ, Франции и Италии. Кроме того, вследствие объединения двух немецких государств в 1990 году, именно ФРГ прочно заняла позиции государства-лидера в рамках Единой Европы.
Мечты, мечты...
Следующим шагом должно было стать превращение Единой Европы в самостоятельный «центр силы», способный выступать в качестве равноправного партнёра во взаимоотношениях с единственной оставшейся сверхдержавой – США.
Важнейшим шагом в этом направлении стало подписание 7 февраля 1992 года странами-членами ЕЭС «Маастрихтского договора», официально вступившего в силу 1 ноября 1993 года. По этому договору данная международная организация была трансформирована уже в государственное образование конфедеративного типа, получившее название «Европейский Союз» (ЕС). Кроме того, в апреле 2004 года в состав ЕС официально были приняты десять новых государств – Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта, Кипр. В январе 2007-го в Евросоюз были включены ещё две страны – Болгария и Румыния.
Вследствие этих ключевых событий на политической карте мира фактически образовалось новое европейское «сверхгосударство», которое геополитически и геоэкономически стало объединять в своих рамках практически всё пространство Западной, Северной, Центрально-Восточной и Юго-Восточной Европы...
ФРГ и Францией были предприняты активные шаги, направленные на создание принципиально иной, уже полностью независимой от США, системы обеспечения военно-политической безопасности Объединённой Европы. Эта новая конструкция европейской безопасности и обороны, согласно замыслам её инициаторов, должна была строиться не на основе подконтрольной Вашингтону НАТО, а на военно-политических структурах ЕС. Берлин и Париж также попытались создать общеевропейские вооружённые силы и соответствующую промышленную базу. Одновременно руководители ведущих государств Евросоюза начали стремиться к тому, чтобы значительно усилить так называемую «европейскую составляющую» в структурах управления НАТО.
Был взят курс на развитие экономических связей Евросоюза со странами Северной Африки и ближневосточными государствами, расположенными в восточной части Средиземноморья — начало данному процессу соглашение, названное «Барселонский процесс». В конце мая 2007 года президент Франции Н. Саркози выступил с инициативой относительно создания уже «Союза государств Средиземноморья». По замыслу Саркози, в состав «Средиземноморского союза» будут входить как страны ЕС, так и другие государства Средиземноморья – от Турции до Марроко. При этом данное объединение должно тесно сотрудничать с Евросоюзом. В марте 2008 года на специальном саммите главы государств-членов Евросоюза одобрили создание этого проекта. В качестве главной задачи деятельности новой международной организации было определено проведение странами-участниками согласованной экономической и иммиграционной политики, продвижение основополагающих ценностей правового государства, защита окружающей среды.
Также ведущими государствами ЕС был осуществлён ряд мероприятий, направленных на налаживание самых тесных торгово-экономических взаимоотношений со странами, находящимися в азиатской части Евразийского континента. И прежде всего с государствами Центральной и Юго-Восточной Азии, Ираном, Китаем, Японией, Индией, Южной Кореей. Так, в марте 1996 года в Бангкоке состоялась конференция, в которой приняли участие главы государств и правительств стран-членов ЕС, а также десяти азиатских государств – Брунея, Китая, Индонезии, Японии, Южной Кореи, Малайзии, Филиппин, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Результатом встречи стало создание международного объединения АСЕМ («Asia-Europe Meeting»), функцией которого являлось налаживание широкого «азиатско-европейского партнерства». Это предполагало углубление политического диалога, расширение экономического, научного и культурного сотрудничества, а также кооперации усилий в области охраны окружающей среды, борьбы с международной преступностью и торговлей наркотиками.
Тогда же руководящие структуры ЕС приступили к разработке и практическому воплощению в жизнь так называемой «азиатской транспортной программы», ориентированной на создание сухопутных транспортных путей между Евросоюзом с государствами Азии. В 1993 году Еврокомиссия подготовила проект по сооружению в рамках Евразийского континента транспортной магистрали, получившей название «Евроазиатский транспортный коридор» (ТРАСЕКА). Другое наименование этой программы – «Новый великий шёлковый путь». Данный проект предусматривал образование транспортного пути, проходящего в обход как России, так и Турции (одного из главных союзников США в этом регионе) — через Чёрное море, Кавказ, Каспийское море и Центральную Азию. Своё согласие участвовать в подобном транспортном проекте, кроме стран ЕС, дали 18 евразийский государств, в том числе – Китай, Монголия, Япония, Иран, Пакистан, а также Украина, Молдова, Грузия, Азербайджан, Армения, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Киргизия.
В случае реализации такого рода комплексной геополитической программы Евросоюз смог бы действительно приобрести статус одного из ведущих евразийских «центров силы», доминирующего в рамках всего континента и интегрирующего вокруг себя большую часть евразийского пространства.
Хозяин сказал: «Стоять!»
Однако подобные устремления ЕС на международной арене не отвечают геополитическим интересам Вашингтона. Поэтому правящие круги США предприняли целый ряд целенаправленных действий, направленных фактически на геополитическое сдерживания Евросоюза. Так, США при помощи Великобритании удалось полностью сорвать планы по созданию «европейских» вооруженных сил и современного ВПК.
Кроме того, Вашингтон, благодаря фактору «абсолютного» контроля над правителями Восточной Европы, получил в своё распоряжение весьма действенный и эффективный инструмент, позволяющий оказывать влияние на жизнедеятельность и развитие Евросоюза. Через этого «троянского коня» стали блокироваться любые устремления по превращению ЕС в самостоятельный «центр силы».
А в 2010 – 2011 годы Вашингтон спровоцировал государственные перевороты в Тунисе, Египте, Ливии и, тем самым, обеспечил захват власти в данных странах исламистами. Это фактически полностью разрушило геополитические планы Франции и ФРГ по созданию «Средиземноморского союза» и включению государств Северной Африки и Ближнего Востока в сферу экономического влияния ЕС.
Крупнейшим же геополитическим успехом Вашингтона по «сдерживанию» Брюсселя следует считать подписание в мае 2007 года руководителями США и ЕС соглашения об образовании «Трансатлантического экономического совета» и формированию единого трансатлантического рынка товаров, услуг, финансов, а также унификации внутренних законодательств. В результате этого в скором будущем должно возникнуть интегрированное политическое и экономическое Евро-Атлантическое пространственное сообщество (естественно, под эгидой Соединённых Штатов), объединяющее Северную Америку и Европу. Тем самым, Белый Дом сумел самым кардинальным образом изменить саму векторную направленность внешнеполитической стратегии Евросоюза. Правящие элиты ФРГ и Франции, подписав подобный договор с правящими кругами Соединенных Штатов, теперь будут вынуждены полностью отказаться от реализации на международной арене любых самостоятельных геополитических стратегической программ...
Таким образом, к началу 2012 года фактически произошло завершение достаточно длительного периода существования «независимой» европейской геополитики. И мечта политиков из ФРГ и Франции об обретении ЕС статуса глобальной сверхдержавы оказались окончательно «похороненной» целенаправленными действиями США.
Иван Шмаков, специально для «Посольского приказа»