Вы находитесь здесь: // Актуальный комментарий // Национальность стала виной целого народа

Национальность стала виной целого народа

В Гаагском суде начался процесс над бывшим командующим армии Республики Сербской в Боснии и Герцеговине Ратко Младичем. Его обвиняют в преступлениях против человечности — в осаде боснийской столицы Сараево, в этнических чистках мусульман, включаю сюда и трагедию города Сребреница, где сербские вооружённые формирования в течении нескольких дней 1995 года убили 7 тысяч мусульманских мужчин. Прокуроры уверяют, что собрали свыше 28 тысяч улик. Кроме того, судьям предстоит заслушать показания более 400 свидетелей. Предполагается, что заседание суда продлится свыше 200 часов чистого времени. Подсудимому Младичу грозит пожизненное заключение.

Сам он называет выдвинутые против него обвинения «ужасающими», однако не признаёт себя виновным ни по одному пункту. И надо сказать, что у Младича имеются на то весьма серьёзные основания...

Начнём с блокады Сараево, которая продолжалась 3,5 года. Как пишет аналитик Павел Чернышёв, обвинение пытается представить это как осаду некими сербскими оккупантами мирного мусульманского города. Между тем, такой подход не выдерживает никакой критики. В 1991 году население Сараево составляло примерно 500 тысяч человек, из которых 200 тысяч были сербами. Боснийские сербы всю войну контролировали свою часть города, ведя регулярные перестрелки с мусульманами, засевшими в своих кварталах.

Так о какой осаде идет речь? И почему мусульман не судят за «осаду» сербских районов?

А события в Сребренице в июле 1995 года! Прокуроры настаивают на гибели семи тысяч мирных мусульман от рук подчиненных Младича. Только вот столь массового захоронения до сих пор не найдено. Максимум, речь может идти о тысячи с небольшим людей. Примечательно, что среди убитых — сплошь мужчины и юноши, способные держать оружие. Так были ли эти погибшие мусульмане мирными жителями? И почему тогда женщин не постигла та же страшная участь?

Вот как на эти вопросы отвечает Павел Чернышёв:

«Как вообще Сребреница превратилась в мусульманский анклав? В Боснии не было ни одного моноэтнического города. В 1991 года свыше четверти населения составляли сербы. Куда они делись? Весной-летом 1992 года боснийские мусульмане при поддержке наёмников-исламистов начали наступление в восточной Боснии. Они вырезали или заставили бежать тысячи сербов из Сребреницы, Тузлы, Горажде, Жепы. Дотла были сожжены многие сербские деревни. Примечательно, что командир мусульманских отрядов Насер Орич, командовавший тем наступлением, был Гаагским судом оправдан.

«Вина» Младича заключается в том, что ближе к концу 1992 года он организовал контрнаступление и выбил мусульман из этих районов. Взять ту же Сребреницу ему помешали «голубые каски» ООН, взявшие ставший мусульманским анклавом город под защиту. Засевшие там боевики пользовались таким прикрытием, совершали обстрелы сербских позиций и вылазки на них. Миротворцы смотрели на это сквозь пальцы. И у Младича просто не было выбора, кроме как ликвидировать такой анклав».

Конечно, вряд ли можно говорить о том, что Младич совсем ни в чём не виноват. Когда кровь льётся рекой, тем более на Балканах, своя доля вины лежит на всех сторонах. Однако, справедливо вопрошает Чернышёв, почему так и не ответили за свои деяния вожди боснийских мусульман?

Отсюда вывод — Младича судят только за то, что он серб...

...Всё началось в 1991 году, когда после развала Советского Союза Запад принял решение о ликвидации ещё одной социалистической страны — Югославии. Были вложены громадные средства в пропаганду сепаратизма отдельных югославских республик, в создание вооружённых банд, которые начали войну с центральной властью в Белграде. То есть, Запад не просто провоцировал развал единой страны южных славян, но и стремился к тому, чтобы сценарий шёл именно по пути вооружённого конфликта!

Тогда же и возник Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ). Обстоятельства его создания весьма и весьма любопытны. Известный специалист по этому региону мира, доцент МГИМО Елена Пономарёва отмечает:

«Решение о создании некой структуры, которая будет вести расследования военных преступлений в ходе развала и раздела Югославии, было принято по итогам работы комиссии экспертов, созданной Советом Безопасности ООН в октябре 1992-го. Официально провозглашенная цель — анализ информации о нарушениях Женевских конвенций и других норм гуманитарного права в ходе вооруженных конфликтов на территории бывшей Югославии. К этому моменту межэтнический конфликт на территориях исконного проживания сербов в Хорватии был временно урегулирован, а данных по боснийской войне было еще совсем немного, так как началась она 6 апреля 1992-го осадой Сараево.

Создается впечатление, будто инициаторы создания трибунала точно знали, что конфликт будет долгим и жестоким, а значит, они найдут, кого судить».

Главными фигурантами будущих судебных процессов должны были стать почти исключительно сербы, государство-образующий народ Югославии, который изо всех сил противился развалу страны.

Так оно в итоге и вышло. По словам Пономарёвой:

«За 18 лет работы трибунал провел 144 судебных процесса, большинство из которых – 94, или 66 процентов всех дел – против сербов. Против хорватов проведено 33 процесса, восемь – против косовских албанцев, семь – против боснийских мусульман и два – против македонцев. Из 19 умерших во время следствия 16 были сербами, некоторые из них скончались при странных обстоятельствах, в том числе и экс-президент Югославии Слободан Милошевич, вина которого так и не была доказана. Из 27 арестованных глав государств, командующих, премьер-министров, вице-премьеров, министров обороны и спикеров парламента сербы опять в подавляющем большинстве – 19. Совокупность сроков особенно впечатляет: в общей сложности сербы осуждены на 904 года тюрьмы, хорваты – на 171 год, мусульмане – на 39 лет, косовские албанцы – на 19, македонцы – на 12 лет. Среди обвиняемых, получивших пожизненные сроки, только сербы, Любиша Беара, Станислав Галич, Милан Лукич и Вуядин Попович – все они участвовали в войне на стороне боснийских сербов. Самые одиозные албанские боевики, на счету которых сотни жертв – Фатмир Лимай, Исак Муслиу, Идриз Балай и Рамуш Харадинай – были оправданы...».

Знаете, в чём заключается главный цинизм данной ситуации? Прежде всего в том, что Гаагский трибунал стал своего рода дымовой завесой, который должен отвлечь внимание от тайной грязной работы западного мира по ликвидации неугодного ему государства. А все последствия такой ликвидации — этнические чистки, тысячи беженцев, разруха, голод, холод — были списаны на тех, кто противился западным планам.

Да, до такого иезуитства не доходил даже Гитлер, творивший политику отнюдь не в белых перчатках!

К большому сожалению, в этом вопросе нынешнее сербское общество заняло откровенно капитулянскую позицию. Ради того, чтобы стать членом ЕС сербы покорно признали себя «агрессорами» и аккуратно выполняют предписания Гаагского трибунала. То есть выдают трибуналу тех героев, кто воевал в 90-ые годы за интересы сербского народа. Однако ещё не факт, что Евросоюз ждёт Сербию в свои объятия. Сегодня от сербов уже требуют признать независимость Косово, отторгнутого албанскими сепаратистами. А на очереди, по слухам, может стать вопрос и о Воеводине, где компактно проживают этнические венгры, которые также хотят поставить вопрос об отделении. Поэтому не исключено, что Запад вообще желает видеть Сербию лишь в масштабах окрестностей Белграда. И ради этого сербов будут давить до конца.

Кроме того, как пишет Елена Пономарёва, «скорее всего, Белграду для вступления в ЕС понадобится лет восемь — именно столько времени занял путь Хорватии в предбанник Европы. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы, как и бывшие югославские республики, сначала становятся членами НАТО, а уж затем «вписываются» в ЕС. Так что Сербии еще в качестве рядового просителя придется обивать пороги Североатлантического альянса – организации, которая принесла смерть и разрушение её народу».

Но сербы, похоже, свой выбор национального унижения уже сделали и сворачивать, увы, с него не собираются. Согласитесь, что у такой сдавшейся страны по определению никакого нормального будущего быть просто не может.

Вадим Андрюхин, главный редактор

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика