Крым — ошибочная иллюзия России?
Самой главной внешнеполитической ошибкой России на украинском направлении продолжает оставаться использование Крыма в качестве опорной базы своих интересов в ущерб куда более важным по своему значению регионам южного соседа. Похоже, что сказка про «русский остров Крым» прочно засела в сознании значительной части не только российских обывателей, но и государственных мужей...
Для простого россиянина Крым — это дешёвый аналог Сочи: те же самые море, горы и фрукты, но за много меньшую цену. Понятно, что в стране, испытывающей сильный дефицит морских курортов, этот фактор играет серьёзную роль в формировании умонастроений основной массы населения. Политики мыслят куда более приземлёнными категориями: им куда более интересны Керченский пролив, запасы стратегически важного углеводородного сырья на Черноморском и Азовском шельфах, а также то, что этот регион Украины обладает наибольшей удельной численностью пророссийски настроенного населения. И, наконец, Севастопольская бухта, которая по своим физико-географическим характеристикам является не только лучшим местом во всём регионе планеты для размещения военно-морской базы, но и точкой, откуда можно «простреливать» ракетами весь периметр акватории Чёрного моря.
Горький рай в шалаше
Существует два Крыма: для отдыхающих и для самих крымчан. Первый является воплощением рая на Земле, второй — местом тяжкой, и далеко не всегда результативной, борьбы за существование. В хозяйственном отношении регион во все времена оставался «чемоданом без ручки» для того, кто им владел: возможностей для развития интенсивных форм хозяйства на полуострове крайне мало.
Основным источником доходов Крымского Ханства, находившегося в вассальной зависимости от турецкого султана, были военные набеги на соседние государства и торговля захваченными в плен невольниками. Некоторым подспорьем для бахчисарайского бюджета являлась добыча соли — дорогого по тем временам и стратегически важного консерванта пищевых продуктов, но значение этого промысла резко упало после начала активного освоения во второй половине XVII века Бахмутского и Торского соляных месторождений на территории современной Донецкой области. В 1779 году, после присоединения Крымского Ханства к России, полуостров покинуло практически всё греческое и армянское население: известие о наделении крымских христиан пахотной землёй в Северном Приазовье было воспринято ими с величайшей радостью, так как до этого официальный Бахчисарай запрещал селиться своим подданным севернее Перекопа и Чонгара.
За всё последующее время нахождения в составе Российской Империи, СССР и Украины крымский бюджет ни разу не удалось вывести на бездотационные показатели. Экономический фактор в конечном итоге стал причиной «царского» подарка Украине со стороны Хрущёва в 1954 году: изначально кандидатами на эту роль были Каменская (с центром в Шахтах — крупнейшем городе Восточного Донбасса, ныне — северная часть Ростовской) и обладающая большим количеством этнических украинцев Курская (тогда ещё включавшая в свой состав и современный Белгородский регион) области, но всё обошлось по принципу «получай, убоже, что мне негоже».
Сегодня более удручающей экономической картины, чем в Крыму, где-либо на Юге и Востоке Украины найти сложно! При годовом потреблении электроэнергии в тысячу двести мегаватт собственная генерация на полуострове не превышает десяти процентов от этого количества, всё остальное поступает с континентальной части. Ежегодно по Северо-крымскому и Красногвардейскому каналам регион получает около полутора миллиардов кубометров днепровской воды, что составляет восемьдесят пять процентов от общего объёма потребления. Чуть лучше обстоят дела с потребностью автономной республики в природном газе, которая почти на три четверти обеспечивается собственной добычей. Основные транспортные транспортные коридоры в Крым идут с севера, через Перекоп и Чонгар (пропускная же способность портов и Керченской паромной переправы настолько невелика, что ей можно пренебречь). Расходы республиканского бюджета превышают доходы в среднем на четыреста миллионов гривен в год, а дотации из Киева составляют одиннадцатую его часть. Для крымского рынка труда характерны сезонность, особенно в курортных местностях, а также постоянно растущая безработица: по данным статистики, на одну свободную вакансию претендует семь человек. Многие крымчане вынуждены искать лучшей доли в России, отправляясь на заработки или участвуя в Госпрограмме переселения соотечественников.
Правда, Севастополь, являющийся отдельным регионом Украины, имеет профицитный бюджет, но основные отчисления в него приносит российская военно-морская база. Стоит отметить, что к Черноморскому флоту России на полуострове уже относятся совсем не так, как двадцать лет назад: тогда он воспринимался и крымчанами, и севастопольцами, как надежда на то, что Россия их не оставит. Сегодня даже активисты русского движения признают, что флот в социальном отношении представляет настоящее «яблоко раздора»: даже самые скромные зарплаты российских моряков примерно в четыре раза превышают таковые у их украинских коллег, и в пять-шесть раз больше, чем у основной части севастопольцев, получающих на руки около полутора тысяч гривен в месяц (эквивалент шести тысяч российских рублей). Думаю, излишне говорить под чей кошелёк в данном случае будут подстраиваться цены в магазинах и на рынке.
Вечный вассал
Экономическая слабость Крыма во все времена позволяла легко навязать политическую волю полуострову извне, в то время, как у самих крымчан не находилось возможностей для достойного ответа. Крымское Ханство всё время своего существования, вплоть до своего перехода под протекторат России в 1774 году, находилось в вассальной зависимости от турецкого султана. Передача Крымской области в состав Украины в 1954 году произошла не только без учёта мнения местного населения, но и не вызвала сколько-нибудь существенного протеста с его стороны. В 1989 году по требованию украинского руководства, стремившегося к укреплению своих позиций на полуострове, было прекращено строительство Крымской АЭС. После распада СССР пришедшие к власти в Крыму пророссийски настроенные политики не смогли удержать свои позиции, так как «командные высоты» в виде кнопки на пульте энергосистем, створов канала на берегу Каховского водохранилища и основных транспортных путей, остались в руках Киева.
В последнее время на Украине всё чаще из уст националистически настроенных политиков всё чаще раздаются требования о ликвидации специального административного статуса, который ныне имеет Автономная Республика Крым, и превращения её в Таврическую область. Определённые шаги в этом направлении предпринимаются и руководством страны. Например, 16 июня 2011 года Верховной Радой Украины был принят закон «О Совете министров Автономной республики Крым», фактически выводящий правительство автономии из системы местных органов власти, делая его тем самым частью государственной исполнительной вертикали. В настоящий момент автономный статус Крыма является чисто формальным, фактически же регион полностью подконтролен центральной власти: главы Совета Министров АРК уже много лет назначаются Киевом, и чаще всего люди, занимающие эту должность, приходят туда ради «дерибана» (так в просторечии граждане Украины называют процесс передела наиболее ценной собственности). Особенно на этом посту «отличился» ныне покойный назначенец Януковича Василий Джарты, чья деятельность вызвала крайнее недовольство со стороны местных жителей...
Страницы истории показывают, что Крым, если и закрывался, то не по типу неприступной крепости, а в формате временного образования, которое не составляло труда ликвидировать представителям континентальной части, контролирующим междуречье Днепра и Дона, ограниченное с севера реками Орель и Северский Донец. В старину этот плацдарм назывался Диким полем, и как только после Русско-турецкой войны 1768-74 годов он вошёл в состав России, упразднение Крымского Ханства стало вопросом времени, что и произошло в 1783 году. Слабая транспортная инфраструктура в Северном Причерноморье стала причиной поражения России в Крымской войне 1853-56 годов, несмотря на то, что на остальных театрах боевых действий верх одержали русские войска. В ХХ веке похожая ситуация складывалась трижды. В 1920 году силам Врангеля не удалось остановить части Красной армии, форсировавшие Перекопско-чонгарскую оборонительную линию. Осенью 1941 года, после выхода к Мариуполю, Вермахту без труда удалось занять Крым, а попытка советских войск отбить полуостров в ходе Керченско-феодосийской операции постигла неудача. Столь же тщетными оказались усилия и по обороне Севастополя, который пал летом 1942 года. Зато освобождение Левобережной Украины, завершившееся в октябре 1943 года, позволило спустя шесть месяцев изгнать гитлеровских захватчиков из Крыма.
Выбирать в союзники сильных
Из всего вышесказанного ясно, что Крым — не тот регион, который является «кухней погоды» в украинской политике. Но, если Россия заинтересована в в его сохранении в орбите своих интересов, и хочет, чтобы Украина и далее оставалась дружественным государством, то должна коренным образом пересмотреть свои взгляды на размещение центров своего влияния.
В этом отношении приоритет должен быть отдан Донбассу: данный макрорегион, включающий в себя Донецкую и Луганскую области, даёт примерно пятую часть ВВП Украины. Донбасский участок российско-украинской границы — самый большой по своей протяжённости, а количество этнических русских, проживающих только в одной Донецкой области превышает численность всего населения Крыма вместе с Севастополем. Помимо мощной тяжёлой индустрии, здесь сосредоточены основные запасы каменного угля — единственного энергоносителя, в котором Украина может покрыть свои потребности. И самое важное: Донбасс формирует политическую и хозяйственную элиту страны, тем более, что выходцы из него несколько последних лет занимают ключевые посты в украинском государстве, включая самый высший, президентский.
На следующем месте находится Нижнее (ещё называемое Промышленным) Поднепровье, включающее в себя Днепропетровскую, Запорожскую и Херсонскую области. Сильные стороны этого макрорегиона — мощная сырьевая база, включающая в себя крупнейшие в Европе железорудные, марганцевые и урановые месторождения; развитая энергетика, флагманами которой являются Запорожская АЭС в комплексе с каскадом днепровских гидроэлектростанций. Днепропетровская область — одна из самых старых и авторитетных «школ» государственной элиты Украины, существующая ещё с советских времён.
И, наконец, Слобожанщина с центром в Харькове. Здесь, помимо крупных нефтегазовых ресурсов, сосредоточены высокие технологии: авиастроение, электроника, выпуск оборудования для ядерной энергетики. Высока политическая роль региона: Харьков был первой столицей УССР, и этот титул за вторым по своему значению городом Украины сохранился до сих пор. Кроме того, слобожанские украинцы составляют значительную часть жителей Курской, Белгородской и Воронежской областей, а связи населения, проживающего по разные стороны этого участка российско-украинской границы, до сих пор очень сильны. Нельзя забывать и то, что Большая Слобожанщина (имеются в виду как украинская, так и российская составляющие этой территории) стала родиной многих представителей отечественной элиты, а два слобожанских украинца — Никита Хрущёв и Леонид Брежнев — на протяжении трёх десятилетий возглавляли СССР.
Кроме высокоразвитой экономики, и Промышленное Поднепровье, и Слобожанщина, обладают таким важным ресурсом, как проходящий по их территории стратегический транспортный коридор, связывающий Россию с Крымом. Здесь, как и в Донбассе, сильны пророссийские настроения, поэтому на протяжении всего периода независимости Украины в них на выборах побеждали партии и политики соответствующего толка. Проблема одна: жители всех вышеназванных регионов не чувствуют сколько-нибудь серьёзной поддержки своих интересов со стороны России, и это резко ослабляет политическую волю в борьбе за свои права. В качестве примера можно вспомнить, как во время «оранжевой революции» десять «синих» областей Юга и Востока Украины попытались провозгласить автономию, но начинание постигла неудача из-за того, что российское руководство заняло пассивную позицию в этом вопросе. Сегодня Россия должна понять, что её отношения с Украиной напрямую зависят от того, каким регионам своего южного соседа она уделит наибольшее внимание: ими должны стать «локомотивы экономики», а не вечно дотационные «чемоданы без ручек».
Александр Дмитриевский, специально для «Посольского Приказа»