Вы находитесь здесь: // Мировое хозяйство // Мир находится во власти финансовых спекулянтов

Мир находится во власти финансовых спекулянтов

 Большинство людей на нашей планете не понимают природу мировой экономики. Почему нефть сегодня стоит дорого, а завтра, при том же спросе, она вдруг начинает резко дешеветь? Почему при одних и тех же оборотах денежная валюта друг начинает менять свой курс, причём, менять очень непредсказуемо? Почему труд рабочего, крестьянина-фермера, квалифицированного инженера стоит дешевле, чем деятельность какого-нибудь мутного дельца на финансовом рынке?

Кстати, этими же вопросами, порой, задаются и сильные мира сего. Так, в 2008 году тогдашний премьер-министр Владимир Путин обратил внимание на то, что биржевая стоимость и акций российских компаний на международных фондовых биржах оказалась гораздо ниже их реальной цены, основанной на труде людей, значимости для экономики и затраченных капиталовложений. «Это какое-то уродливое явление, абсолютно несправедливое», — пожаловался тогда премьер.

Возмущение Путина понять можно. Ибо сегодня мировой экономикой, к сожалению, управляют вовсе не те, кто создаёт для человечества реальные материальные богатства, а глобальные финансовые спекулянты.

Наши экономисты тактично именуют спекулянтов инвесторами, то есть теми, кто, согласно основам экономической науки, через покупку акций вкладывает деньги в какое-либо производство. Однако настоящий инвестор является стратегом. Он всё серьёзно оценивает и прикидывает, причём на годы вперёд. Инвестор кровно заинтересован в создании конкурентоспособного продукта. И чем меньше запросы инвестора в отношении нормы прибыли, тем больше у производства появляется возможностей для создания такого продукта.

А что мы видели в последние годы?

Владельцы денежных средств старались их «обернуть» в максимально сжатые сроки, стремясь получить максимально возможную прибыль. Такую прибыль могут дать не производственные вложения, а лишь спекулятивные, оторванные от настоящей экономической жизни игры на биржах, плюс строительство финансовых пирамид, которые рано или поздно должны были рухнуть.

Вот почему этих игроков стоит именовать не инвесторами, а финансовыми спекулянтами. Именно благодаря им мир потряс невиданный доселе экономический кризис.

Хозяева «жёлтого дьявола»

Своим происхождением спекулянты обязаны доминированию финансового капитала в экономических отношениях. Любопытно, что к своей власти этот капитал пришёл не по каким-то объективным причинам, а вследствие духовного кризиса человечества!

Дело в том, что практически все основные мировые религии запрещают давать деньги в рост. Процентное ростовщичество, через которое идёт материальное закабаление человека человеком, всегда считалось смертным грехом — и в христианстве, и в исламе, и в буддизме. И пока такой вид деятельности находился либо под запретом, либо был серьёзно ограничен, у людей наблюдались вполне нормальные хозяйственные отношения.

Так, стоимость товара определялась вложением труда и денежных средств. А деньги, в свою очередь измерялись количеством золота и иных драгоценных металлов, которыми обладало то или иное государство. Функция денег сводилась лишь к обслуживанию расчётов за тот или иной продукт. И не более того! Попытки делать деньги из денег жёстко пресекались. Вот почему религиозные общества Европы и Азии в период средневековья были самыми экономически стабильными в истории человечества. Цены на некоторые товары порой не менялись веками!

Но расшатывание основ веры, попытки приспособить религию под свои материальные запросы привели сначала к легализации ростовщичества, которое стало благозвучно именоваться банковским капиталом. А потом ростовщики принялись захватывать ведущие позиции в политике и экономике...

Некоторые историки полагают, что коренной перелом произошёл после Первой мировой войны, когда рухнули последние государственные бастионы, где благодаря религиозно-государственным нормам на банкиров ещё накладывались серьёзные ограничения. С тех пор финансовый капитал начал своё триумфальное шествие по миру.

Флагманом этого шествия по разным причинам стали Соединённые Штаты Америки. Эта страна стала жертвой финансистов ещё в 1913 году, когда группа местных олигархов-банкиров добилась от государственных властей права контролировать Федеральную резервную систему — ту самую структуру, которая занимается выпуском доллара. Во время Великой депрессии через серию процедур банкротства финансисты захватили львиную долю активов американской промышленности, а после Второй мировой войны — и всю остальную мировую экономику, привязав её к доллару.

В конце 60-х годов они отказались от золотой оценки американской валюты. Стоимость доллара стала определяться некими виртуальными процессами и стала зависеть в большей степени от пожеланий финансистов...

Отныне о реальных цифрах мировой экономики можно было забыть. Оценка тех или иных товаров перешла на биржи. А там царит сплошное жульничество!

К примеру, на биржах США существует так называемый индекс деловой активности. Это очень важный индекс, его значение свыше 50 пунктов указывает на рост экономики США, а ниже — на её падение. А знаете, как определяется этот индекс? Вовсе не серьёзными всесторонними исследованиями рынка. «Американский институт менеджмента по снабжению», который, собственно, и определяет цифру индекса, всего лишь... проводит опрос порядка 200 менеджеров по снабжению компаний производственного сектора. Если более половины из них оказались оптимистами, то индекс покажет положительный результат, а если меньше, то значит «рынок падает». В общем, перед нами нечто вроде гадания на кофейной гуще!

Но это гадание в виде поступающей на биржу информации вполне может вызвать либо приток капиталов, либо его отток. А значит обладающий информацией человек или корпорация в одно мгновение могут сказочно обогатиться. При этом — независимо от настоящего положения дел в той или иной отрасли экономики. Таким образом, появилось чрезвычайно благодатное поле для финансовых спекуляций.

Виртуальная экономика

Пагубность этой системы очевидна. Во-первых, деградация человеческой личности в этом случае развивается по нарастающей. Погоня за быстрой прибылью сильно ускоряет темп жизни, не оставляя в ней места для духовного развития. Сама жизнь становится всё менее предсказуемой, и люди стараются не иметь далеко идущих планов. Они желают обогатиться здесь и сейчас, даже если процесс обогащения противоречит общепринятым моральным устоям.

Во-вторых, рынок финансовых спекуляций очень хаотичен. Сегодня выгодно получать бешеные проценты от высоких технологий, и деньги широкой рекой в ущерб прочим отраслям экономики текут в сферу компьютеризации. А завтра станет выгодно торговать акциями энергокомпаний, и финансовый поток устремится на рынок сырьевых ресурсов. В этих условиях нормальное всестороннее развитие любого национально-государственного хозяйства становится просто невозможным. Многие жизненно важные отрасли от такого положения дел приходят в полный упадок.

В-третьих, реальная экономика, которая производит материальные блага, постоянно страдает от недофинансирования. Не так давно председатель «Общегерманского банка» Альфред Хегозен обнародовал просто шокирующие цифры. Оказывается, 97% мировых банковских операций приходятся на спекуляцию всевозможными ценными бумагами и только 3% отражают и обслуживают ситуацию в производстве. Но банковские спекулянты — это ещё полбеды!

Финансовый капитал породил целую плеяду паразитов, живущих исключительно на сомнительных биржевых операциях. Это всевозможные инвестиционные фонды, которые уже не только спекулируют ценными бумагами, реально существующих активов — они додумались до самой настоящей торговли воздухом! Речь идёт о так называемых дериватах, то есть ценных бумагах, выпущенных в залог будущих доходов. Один из наших экономистов сравнил дериваты с бумагами фашистской Германии, которая грабила завоёванные страны через ничем не обеспеченные оккупационные марки.

В США в 2007 году объём бизнеса подобными бумажками достиг масштабов, в десятки раз превосходящих операции с реальными активами. А во всём мире, по данным российской Академии наук, размеры «торговли воздухом» превысили масштабы торговли реальными товарами в 80 раз!

Это уже настоящая финансовая пирамида, которая по своей сути является неотъемлемой частью спекулятивного капитала. Так что нынешний кризис стал вполне закономерным финалом мирового «МММ».

Как «обули» Россию

Самое обидное заключается в том, что Россия могла не стать заложником финансовых спекулянтов. Как, например, Китай, который избегает брать сомнительные капиталы во внешнем мире — китайцев всегда интересовали реальные инвесторы, которые вкладываются в развитие реального хозяйства. ЦК Компартии Китая даже неоднократно принимало специальные постановления о недопущении на внутренний рынок биржевых аферистов. Поэтому сегодня эта страна понесла наименьшие потери от мирового кризиса.

Увы, наши федеральные начальники оказались не такими мудрыми. Здесь стоит процитировать слова академика Александра Панарина:

«Наша номенклатурная коммунистическая богема, получившая новую собственность вкупе со старыми привилегиями... сделала для себя головокружительное открытие, что старая предпринимательская прибыль, связанная с настоящей, трудовой экономикой, не идёт ни в какое сравнение с ростовщической прибылью, связанной со спекулятивным размещением капитала, финансовыми пирамидами и играми типа «МММ».

И мы все являемся этому свидетелями.

Бездарное окружение президента Бориса Ельцина в лице «молодых» экономистов типа Чубайса и Гайдара для покрытия дефицита бюджета в 90-е годы не придумало ничего лучшего, как выпустить государственные краткосрочные обязательства (ГКО), которые тут же разместило на мировых биржевых рынках. Целью этой акции, пишет экономист Александр Некипелов, было разрешение наших внутренних экономических проблем с помощью международных финансовых спекулянтов: «...и когда этот капитал шёл в страну, несколько сбивая доходность на рынке ГКО, то замысел представлялся авторам безупречным. Но, к сожалению, спекулятивный капитал потому и спекулятивный, что он как приходит, так в самый неподходящий момент и уходит».

С осени 1997 года спекулянты заинтересовались другими рынками, из России начался стремительный вывод денег, обернувшийся годом спустя государственным дефолтом...

Увы, преемники Ельцина оказались не намного мудрее. Ещё в 2001 году известный экономист Сергей Глазьев предупреждал, что стабильность российской экономики, которая установилась при президенте Владимире Путине, неизбежно привлечёт внимание биржевых игроков. И тогда у российского политического руководства вновь возникнет желание заработать не на развитии собственной экономики, а на закачивании спекулятивных финансов.

Так оно и произошло. Привлечённые высокими ценами на нефть и газ, в Россию снова ринулись спекулянты. Уже в 2002 году их доля составляла 70% от всех вложенных инвестиций в российскую экономику.

Параллельно шёл другой, не менее пагубный процесс. Наши банки активно включились в международную игру по «торговле воздухом», без разбора беря дешёвые кредиты за рубежом. Возникло призрачное ощущение материального благополучия, наши правители самоуверенно стали твердить о России, как «тихой гавани для инвесторов», хотя промышленный потенциал страны по-прежнему находился в плачевном состоянии.

А когда в 2008 году начался новый отток спекулятивных капиталов и банки оказались перед угрозой международного дефолта, «крыть» оказалось нечем — не было ни нормальной экономической инфраструктуры, ни твёрдой национальной валюты, ни развитого промышленного комплекса. Наш фондовый рынок обвалился даже сильнее, чем в странах Запада...

Судя по горьким признаниям Путина, Кремль тогда, в 2008-ом, вроде бы осознал пагубность сложившейся ситуации. Но наверное, эти признания не плохо было бы подкрепить и серьёзными практическими выводами. Увы, ничего подобного сделано не было. Мы до сих пор, с замиранием сердца, слушаем прогнозы мировых спекулянтов и подстраиваемся под их капризы. Поэтому отечественную экономику, как и всё мировое хозяйство, явно не ждёт ничего хорошего.

 

Игорь Невский, специально для «Посольского Приказа»

 

 

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика