Двойные стандарты США в арабском мире
Вашингтон очень по-разному отреагировал на всплеск выступлений против правящих режимов в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Американские лидеры без колебаний поддержали так называемые демократические движения в тех государствах, которые являются противниками США. Администрация Обамы и Конгресс выступили с гневным осуждением диктаторских режимов в Иране, Ливии и Сирии, обвинив их в пресечении демократических устремлений своих народов и жестоком подавлении мирных (или не очень мирных) демонстраций.
Что касается Ливии, то Соединенные Штаты и их союзники по НАТО вышли за рамки словесной поддержки повстанцев и нанесли серию авиационных ударов, а также оказали им другую, крайне важную помощь, содействуя свержению Муаммара Каддафи...
Однако реакция США на движения против дружественных Вашингтону диктатур была совершенно иной. Вашингтон очень сильно колебался, решая, отказываться или нет от поддержки своих сателлитов в таких странах, как Тунис, Йемен и Египет. Аналогичное нежелание Вашингтона проявляется и в отношении конфликта, медленно кипящего в Бахрейне. В условиях, когда правящая суннитская семья усиливает репрессии против оппонентов, большинство которых составляют шииты, нарастают обвинения в лицемерии в адрес США. Правительство Бахрейна вызывает у Соединенных Штатов явное замешательство и сильную геополитическую головную боль. И это — немаловажный момент, поскольку в Бахрейне базируется Пятый флот ВМС США.
Бахрейн идеально подходит на роль пешки в борьбе между суннитами и шиитами за влияние на Ближнем Востоке. Суннитская монархия этого маленького островного государства в Персидском заливе правит населением, где доля шиитов составляет почти 70 процентов, и где отвратительная дискриминация по отношению к ним проявляется почти во всех аспектах повседневной жизни. Шиитов в Бахрейне открыто поддерживает Иран, а Саудовская Аравия является основной покровительницей бахрейнского короля Хамада бен Исы аль-Халифы...
Когда в столице Бахрейна Манаме в начале 2011 года прошли массовые демонстрации против правящего режима, государственные силы безопасности ответили на них залпами огня. Тогда были убиты десятки демонстрантов. Несмотря на жестокое подавление протестов, повстанцы вполне могли свергнуть монархию в стране, если бы не вмешательство Саудовской Аравии и её союзников из Персидского залива, которые в марте 2011 года направили в Бахрейн две тысячи военнослужащих.
Весьма скромная реакция администрации Обамы на эти события резко отличалась от яростных и резких осуждений аналогичных репрессий в Иране, Сирии и Ливии. Количество погибших во время первых демонстраций в Бахрейне и в последующие месяцы было относительно небольшим. Согласно разным оценкам, число жертв составило от шестидесяти до ста человек. Но ведь и население в Бахрейне очень небольшое – примерно 1,2 миллиона человек. В расчёте на душу населения количество убитых сопоставимо с числом жертв в других странах Ближнего Востока или даже выше. Более того, количество погибших — это далеко не единственный показатель жестокости бахрейнской монархии. Силы безопасности этой страны бросили за решётку сотни противников режима, в том числе, местных и иностранных журналистов, осмелившихся выступить с критикой в адрес властей. Amnesty International и другие правозащитные организации также зафиксировали многочисленные случаи пыток людей.
Однако Вашингтон чрезвычайно мягко и скромно отреагировал на жестокое преследование демонстрантов и на интервенцию внешних сил во главе с Саудовской Аравией. В своем официальном заявлении администрация даже не подвергла Эр-Рияд критике за ввод войск в Бахрейн. Вместо этого, Госдепартамент выступил с критикой в адрес «соседей» Бахрейна (очевидно, он имел в виду Иран и Саудовскую Аравию) по поводу их вмешательства, которое он назвал «тревожным».
Далее внешнеполитическое ведомство США предупредило всех игроков этого региона о недопустимости продвижения «собственных планов» в борьбе между монархией и ее оппонентами. Такую же «беспристрастность» США продемонстрировали и в отношении самой борьбы в Бахрейне. Предупредив монархию о том, что разгон демонстраций — это не ответ на требования о проведении политических и экономических реформ, Госдепартамент одновременно предостерёг оппозицию, заявив: «Нельзя применять насилие. Вам следует вернуться за стол переговоров».
Такое проявление нравственного равенства резко отличается от позиции США по отношению к беспорядкам в Иране, Сирии и Ливии. Этот двойной стандарт стал ещё более очевиден в мае 2012 года. Тогда, несмотря на все новые сообщения о произвольных арестах и пытках оппонентов режима, Вашингтон объявил о возобновлении поставок оружия в Бахрейн. Официальный представитель Amnesty International Майкл Хейворт сказал по этому поводу: «Заявления США о том, что Бахрейн пытается проводить реформы, оскорбительны для активистов этой страны, которые продолжают свою борьбу за права человека, истекая кровью».
Вскоре оказалось, что все надежды, которые представители администрации Обамы могли питать на усиление сдержанности монархии по отношению к противникам режима, являются необоснованными. В сентябре бахрейнский суд приговорил к различным срокам тюремного заключения тринадцать главных лидеров оппозиции. Семеро из них получили пожизненные сроки. Вынести такие приговоры в июне 2011 года потребовал исключительно пристрастный специальный трибунал.
Тот факт, что власти Бахрейна продолжают жестокие репрессии, ставит Вашингтон в крайне неловкое положение. Совершенно очевидно, что американские руководители считают своим основным приоритетом сохранение в Бахрейне главной базы Пятого флота. Воинствующий аналитик Майкл Рубин согласен с такой точкой зрения:
«Разместив у себя Пятый флот США, Бахрейн стал краеугольным камнем в региональной стратегии Америки. Администрация Обамы права, беспокоясь о том, что свержение монархии в Бахрейне приведёт к изгнанию американских военных из этого крошечного островного государства».
Не ограничиваясь этими соображениями, американские руководители явно подозревают Иран в поддержке антиправительственных сил и беспокоятся по поводу того, что смена власти в Бахрейне усилит власть и влияние Тегерана...
Однако столь вопиющий двойной стандарт Вашингтона чреват немалыми опасностями. Его лицемерие замечает и использует в своих интересах не только шиитский Иран. Оно вызывает критику со стороны Ирака с его шиитским большинством, а также со стороны шиитов в Сирии и Ливане. Остается без ответа и вопрос о том, какой может быть реакция шиитского меньшинства в Саудовской Аравии.
Соединённые Штаты рискуют вдвойне, продолжая оказывать поддержку бахрейнской монархии. Один из рисков заключается в том, что столь очевидное лицемерие усиливает неверие населения Ближнего Востока и других регионов в приверженность Америки идеалам демократии и свободы человека. Эти люди всё больше убеждаются, что такую приверженность Вашингтон проявляет лишь тогда, когда это соответствует его практическим интересам.
Другая опасность состоит в том, что Соединённые Штаты все больше запутываются в этой древней вражде между суннитской и шиитской ветвями ислама. Вмешательство Вашингтона в дела Сирии вызывает аналогичные опасения. В связи с этим усиливается вероятность того, что ситуация в Бахрейне и Сирии может ударить по США бумерангом...
Проблемы Бахрейна сами по себе не исчезнут. Правительство короля Хамада, пользуясь поддержкой своих саудовских покровителей, твёрдо намерено сохранить свою власть и готово в этих целях проявлять безудержную жестокость. А шиитское большинство в этой стране проявляет растущую тревогу и раздражение в отношении диктаторской и дискриминационной власти.
Проблемы Вашингтона в Бахрейне грозят только усилением. Улучшения ситуации не предвидится.
Тед Гален Карпентер — старший научный сотрудник Института Катона, США. ( перевод Иносми. ру).