Ещё раз к вопросу о российском «геноциде» черкесов
Жил-был народ. В смысле, этнос. Жил в окружении других народов, и все вместе они составляли население большой страны. Жил этот народ, как и другие – не лучше и не хуже, не выделяясь особо на общем фоне. Осознавая себе именно так: как самобытный уникальный народ среди самобытных уникальных народов.
И вдруг этому самому народу (этносу) начали внушать мысль о том, что оказывается, на протяжении двухсот лет его целенаправленно «уничтожали», чего сам он не замечал. Бред? Конечно! Абсурд? Несомненно. Вот только другим народам теперь приходится оправдываться, доказывая, что никакого тотального истребления не было.
Однако бредовая клевета тем и страшна, что опровергать её чрезвычайно трудно. Нацелена ведь она в душу человека (народа), а душа аргументацию логики не приемлет...
Речь сейчас идёт о чудовищном обвинении, выдвигаемом разного рода иностранными клеветниками, будто Россия на протяжении длительного времени уничтожала по этническому признаку горские народы Северного Кавказа, в частности, народ черкесский.
Вот скажите на милость: почему сегодня Россия, русский народ должны оправдываться, и перед кем, в инкриминируемом им преступлении? Это ведь не мы должны доказывать свою невиновность, а обвинители обязаны доказать нашу вину. Разве не так?
А потому простой вопрос обвинителям: приведите хоть один пример того, что в регионе прекратил своё существование хоть один народ! Но ведь не приведёте же, нет таких примеров. История не знает ни единого случая, когда на территории России прекратил существование тот или иной этнос.
Так в чём же суть обвинений? Да как водится, только в том, чтобы замарать – ведь «отмываться» всегда приходится оклеветанному.
В годы Второй мировой войны родился термин «геноцид». Его ввёл в оборот Рафаэль Лемкин, юрист, родившийся в 1900 году в Российской империи, проживавший в польском Львове и в 1941 году эмигрировавший в США… Так вот, достаточно внимательно прочитать, какой смысл вкладывает международное право в термин «геноцид», чтобы понять, насколько он неприменим по отношению к России.
... Любой народ фактом своего пребывания на земле обречён жить в окружении других народов. Взаимоотношения соседствующих народов никогда не бывают ровными и неизменными: периоды мирного сосуществования в абсолютном большинстве сменяются периодами вооружённых столкновений. Это не красит человечество, однако такими уж мы являемся.
Опять же, некоторые этносы в определённые периоды времени стремятся расширить свой ареал, присоединить к своему государству соседние земли и народы. Какие-то народы безропотно подчиняются сильному соседу. Ну а какие-то яростно отстаивают свою независимость.
Факт, не подлежащий сомнению: любое государство, которое сегодня мы видим на карте, складывалось именно таким образом – некий народ, оказавшийся в какой-то момент сильнее соседей, объединил их в единую страну.
Россия и русский народ не являются в этом вопросе исключениями. Начиная с XIV века Московское княжество (а затем царство) начало раздвигать свои пределы… И в конце концов эти рубежи достигли предгорий Кавказа.
У каждого народа – своя судьба. На земле существует множество этносов, которым не довелось создать своё национальное государство. Волею судеб они становятся частью полиэтнического сообщества населения некой страны. В самом лучшем случае судьба предоставляет им шанс выбрать, к кому из соседей примкнуть. Однако в большинстве случаев это происходило всё же вынужденно.
Черкесские народности проживали на Кавказе с незапамятных времён. И на протяжении веков они оказывались в сфере влияния того или иного соседнего государства – Эллады, царства Багратидов, Византии, Персии, Османской империи. При этом нередко имели место случаи, когда среди самих черкесов не было единства, когда различные их лидеры считали более выгодным присоединиться к разным станам.
Скажем, на рубеже XVI–XVII веков доминирующей силой на Северном Кавказе являлся Казикумухский шамхалат – государство, располагавшееся на территории нынешнего Дагестана. Так вот, когда в 1604 году разразилась война между шамхалатом и пришедшим сюда стрелецким войском, часть черкесских народов поддержала шамхала, а часть примкнула к московской рати. Потому что в подобных военных столкновениях нейтралитет невозможен!
Вообще, русский и черкесский народы в той или степени контактируют между собой уже полтысячи лет (времена Тьмутаракани затрагивать не будем). За это время мы и дружили, и воевали между собой… И торговали, и роднились… Каждый историограф легко сможет подобрать факты из истории наших взаимоотношений, чтобы подтвердить любую теорию — как вековой дружбы, так и вражды.
Да, воевали, кто бы спорил. Только ведь войны на истребление не велось – вот что главное!
Более полувека в XIX веке длилась Кавказская война. Что и говорить, кровушки пролилось в регионе немало – и проливали её все участники. Однако, в конце концов, Россия одолела, вытеснив из региона претендовавших на эти земли и персов, и осман. В 1859 году в плен сдался имам Шамиль, после чего в регионе начал затухать газават. Наиболее упорные противники России продолжали бороться до 1864 года, однако ни у кого не оставалось сомнения в том, что в конце концов и эти очаги сепаратизма будут подавлены.
Давайте оставим стыдливые недомолвки. Какое нормальное государство потерпело бы на завоёванных землях существование вооружённых отрядов сепаратистов?! Да ни одно! И Россия не стала здесь исключением.
Да, царские войска повсеместно теснили повстанцев. Но, повторюсь, речь не шла об истреблении! Горцам предложили покориться обстоятельствам, определили места для проживания вдоль рек Кубань и Лаба – благодатные места! Конечно, можно понять людей, которым приходилось оставлять земли их предков, аулы, в которых они родились и выросли. Но, как ни говори, их не гнали в безжизненную пустыню, не обрекали на гибель в непригодных для жизни резервациях! О каком же истреблении идёт речь?..
Ну а кто не желал мириться с подобным положением дел, тем предоставили возможность переселиться в единоверную Турцию.
О «турецком исходе» можно говорить много, однако только отметим: если провести анализ, кто – оставшиеся или уехавшие – остался в выигрыше, сравнение окажется в пользу принявших российское подданство. Это – факт.
Прежде всего, невозможно оспорить факт, что черкесы в России обрели свою письменность. А что такое письменность? Это возможность развивать собственную культуру и литературу! В регионе образовано три субъекта Федерации с населением преимущественно черкесским: Адыгея, Карачаево-Черкессия, Кабардино-Балкария… Больше нигде в мире черкесы не имеют собственных национальных административных образований.
Кроме того, есть ещё и Абхазия!
К слову, об Абхазии. Абхазы – это черкесы! Когда республика объявила независимость, это её право на самоопределение признали всего несколько государств мира, в том числе, Россия. В то время, как государства, ныне обвиняющие нас в «гонениях» на этот народ, сделать это не торопятся. И этот факт вовсе уж не вписывается в обвинение нашей страны в античеркесской деятельности.
Ну а теперь – резюме.
Любое государство складывалось за счёт присоединения к некому сильному народу соседних племён и земель. Россия – не исключение. История знает немало случаев, когда пришельцы попросту уничтожали покорённые народы, и на освободившиеся территории заселяли своих подданных. Россия так не поступала: принявшим подданство Москвы предоставлялась возможность переселиться на плодородные земли, а тем, кто желал, предоставлялась возможность отправиться в страну, обещавшую им приют. Никто не говорит, что такое решение безукоризненно с точки зрения гуманизма – переселение людей без их желания, в любом случае есть факт насилия.
Но о геноциде тут говорить точно не приходиться!
Олег Валентинов, специально для «Посольского приказа»