Вы находитесь здесь: // Архивы не молчат // Как Грузия «благодарит» Россию за наше общее прошлое

Как Грузия «благодарит» Россию за наше общее прошлое

Среди людей чувство благодарности имеет место – пусть и не так часто, как хотелось бы. На межгосударственном уровне его напрочь вытесняют сиюминутные корыстные интересы. Человек другому человеку может быть верен до конца. В международных делах политические галсы слишком часто зависят от личных воззрений и амбиций национальных лидеров.

В качестве нагляднейшего примера данного утверждения можно привести Грузию и её лидера Михаила Саакашвили.

В пылу предвыборной борьбы, как правило, соперники вытаскивают из своих закромов всё, что может им хоть как-то помочь набрать дополнительные проценты рейтинга у электората. И при этом не стесняются использовать откровенные подтасовки и подлоги. Так было, так есть, и так, увы, будет.

Как известно, 1 октября в Грузии прошли парламентские выборы. Одним из ключевых пунктов, вокруг которых строилась предвыборная борьба в этой бывшей «братской» республике, являлось отношение к России и перспектива взаимоотношений с северным соседом. Силы, стоящие на антироссийских позициях, не гнушались ничем, чтобы только не дать этим взаимоотношениям нормализоваться. В топку агитации летело всё, что, по представлениям соответствующих пиар-структур, может повысить градус в котле с сомнительного качества информационной бурдой, предназначенной для затуманивания мозгов всё того же электората.

В частности, активно муссировался набивший оскомину вопрос о «геноциде черкесского народа».

Вот знаете, так и просится не совсем корректное: уж чья бы корова мычала…

Конечно, политика не делается в белых перчатках, и не всё в истории взаимоотношений русского народа с народами соседними было безукоризненно благородно. Всякое случалось: и цари руками своих наместников немало дров наломали, и генсеки… Но только Грузии-то грех на Россию роптать, ей богу!

На протяжении многих веков Закавказье являлось ареной борьбы между могучими исламскими государствами. На рубеже XVI и XVII веков здесь осталось только два крохотных «царства», которые столь громким словом и именовать как-то неловко: Картли и Кахетия. Они, словно мелкая разменная монетка переходили из рук в руки, то к Персидской империи, то к Османской.

Кахетинский царь Александр II умолял царя Бориса Годунова взять его государство в русское подданство, спасти народ от полного уничтожения; во исполнение этой просьбы на Кавказ отправилось стрелецкое войско, разгромленное весной 1605 года в горах Дагестана – семь тысяч русских ратников погибли, пытаясь помочь христианскому народу. А за полгода до того стрелецкий отряд, сопровождавший русское посольство, спас ту же Кахетию от набега турецкого войска – нарушив международные законы, предписывавшие отряду сохранять нейтралитет, стрельцы вступили в битву, показав османам, что Москва пришла на помощь грузинам, и враги бежали...

Впрочем, ладно, оставим столь древнюю историю. Вернёмся во времена более близкие.

Исторический факт: Грузинское царство добровольно вошло в состав Российской империи в самом начале XIX века. Вскоре после этого правителем присоединённой территории стал грузинский князь Павел Цицианов. К тому времени многие представители грузинских княжеских и дворянских родов служили в русской армии, у того же князя Павла Дмитриевича ещё дед служил России во времена Анны Иоанновны.

На протяжении всего XIX столетия Россия не только защищала Грузию от внешнего врага, но и немало делала для культурного и хозяйственного подъёма её.

Вот лишь некоторые факты в подтверждение сказанного, из деятельности наместника князя Михаила Воронцова.

Только в период с 1845 по 1852 годы доходы Закавказского наместничества увеличились с 1,6 до 6,2 млн. рублей. По всей Грузии на казённый кошт восстанавливаются православные храмы. В Тифлисе учреждается пансион для дочерей малоимущих офицеров и чиновников, причём, каждой выпускнице пансиона супруга Михаила Семёновича, Елизавета Ксаверьевна, дарила по 200 рублей из своих средств. В городе не было мощённых мостовых – Воронцов замостил улицы. Он развернул массовое строительство мостов, что чрезвычайно актуально для региона. Он очистил русло реки Кура и открыл по ней пароходное судоходство. В тот же период в Тифлисе начинает выходить газета, календарь, создаётся первая в крае публичная библиотека, основу которой составляют книги, переданные лично Воронцовым, открывается обсерватория, типография, русский театр, итальянская опера… Не вызывает сомнения тот факт, что Тифлис в качестве столицы края расцвёл исключительно благодаря усилиям Алексея Ермолова, Ивана Паскевича, Михаила Воронцова, Александра Барятинского, великого князя Михаила Николаевича!

Впрочем, речь в данной публикации идёт несколько об ином.

Как уже говорилось, Грузия на протяжении веков страдала от нападений соседних могучих государств и набегов мятежных шаек. Черкесские народности исключением не являлись. В периоды войн, которые вели объединённые русско-грузинские отряды против персов, против турок, против имамата Шамиля, черкесы в своём большинстве поддерживали антихристианские силы. Более того, в объединённом войске того же Шамиля черкесы играли отнюдь не последнюю роль.

Грузия в немалой степени страдала от своих воинственных и беспокойных соседей!

Историки свидетельствуют, что в начале XIX века в регионе процветала работорговля. Людей захватывали: именно как рабов, а также с целью выкупа, для продажи за границу. К слову, в период имамата пятую часть этой статьи дохода торговец обязан был выплачивать в созданную по приказу Шамиля общественную казну. Только через порт Анапа, расположенный как раз в местах проживания черкесских народностей, ежегодно в Турцию отправлялось в среднем пять тысяч «голов» живого товара. Среди похищенных немалую часть занимали и грузины. Та же Военно-грузинская дорога была крайне опасна для путешественников, о чём писали Алексей Ермолов, Александр Грибоедов… От похищений не могли себя считать застрахованными даже представители знатнейших фамилий, таких, как, скажем, Чавчавадзе и Орбелиани – княгинь этих семейств похитили по приказу самого Шамиля в 1854 году. На рубеже XVIII и XIX веков в бюджете Российской империи имелась даже отдельная статья для выкупа захваченных в плен кавказскими горцами людей – две тысячи рублей серебром! Именно усилиями русских наместников и генералов работорговля в регионе была уничтожена. И, к слову, сегодня мы наглядно видим: стоило сильной руке России чуть ослабнуть, в регионе тотчас это позорное явление расцвело пышным цветом.

Как известно, за влияние в регионе в рассматриваемый период активно соперничали Россия и Англия. Более того, известно, что и восстание Шамиля активно поддерживали, даже подталкивали английские эмиссары. Тем более показательна оценка, которую дал происшедшим при генерале Алексее Ермолове в регионе изменениям некий английский представитель П. Камерон: «В период его правления широко бытовало утверждение о том, что любой ребёнок, даже с суммой денег, мог пройти через подвластные ему провинции, не подвергшись никакой опасности».

Русские действовали в регионе методом кнута и пряника – пусть не всегда успешно, однако неуклонно. Против местных мусульманских воинственных племён, которые поддерживали сепаратистов, в частности, Имамат, направлялись воинские отряды. Ну а тех, кто придерживался мирной политики, всемерно поощряли: знать получала щедрые материальные дары, действовала система льгот. Принимались меры для воспитания кадров для местной администрации, для чего отбирали способных юношей из влиятельных семейств и направляли их для обучения, в частности, в Санкт-Петербургском университете.

Несмотря на все усилия, сопротивление черкесов укреплению России в регионе не прекращалось. Впрочем, вполне вероятно, оно и сошло бы на нет, если бы его активно не подогревали извне, в первую очередь англичане. Летом 1856 года в Анапу прибыл британский военный корабль «Страмболо», целью которого являлось начало налаживания контактов с черкесскими повстанцами. После этого сюда зачастили британские суда, которые доставляли в регион оружие, в том числе и артиллерию, боеприпасы, прошедших специальную подготовку горцев, военных советников для подрывной борьбы против России. В Турции был сформирован «англо-польский легион» под командованием полковника Теофила Лапинского (иначе Теффик-бея, человека, несомненно, незаурядного, сумевшего очаровать самого Карла Маркса), который начал высаживаться на Черноморском побережье для соединения с черкесскими повстанцами…

И всё же постепенно в регионе верх брали мирные устремления. В 1859 году, после разгрома войска имама Шамиля, к генералу Черноморского казачьего войска Кусакову прибыла делегация от 38 черкесских поселений Северо-западного Кавказа и изъявили покорность русскому правительству. Затем этот процесс принял массовый характер. Более того, лидер местных сепаратистов Мухаммед Эмин 20 ноября 1859 года присягнул на верность России, объявив, что «закон Магомета не препятствует мусульманам быть подданными христианского Государя».

Впрочем, наиболее упорные черкесы продолжали борьбу. Считается, что она завершилась 21 мая 1864 года, и точку ей поставил парад русских войск, который прошёл в селении Губаа-двы (Кбаадэ, Красная Поляна). Дата условна, ну да ладно, не принципиально. Уже к этому времени вовсю шло переселение черкесов в Турцию, которая за счёт этих людей хотела поправить демографическое положение у себя в стране. Россия не препятствовала этому процессу. Быть может, следовало ему активнее содействовать – это возможно.

Именно так: оставшихся стимулировали, уезжавшим не препятствовали.

От замирения региона выиграли все – кроме, разве, тех, кто предпочёл оставить отчие земли и переселиться на чужбину. И уж Грузия – едва не больше всех! Прежде всего, теперь грузинам не угрожали грабительские набеги немирных горцев с севера. Россия отвоевала у Турции черноморское побережье, и теперь сообщение с центральными районами империи стало куда более удобным и безопасным. Было открыто пароходное сообщение между портами Кавказа и Новороссии, и Крыма…

Так что не было «геноцида» не было! Война – была, приведение покорённых народов к покорности – было, поощрение инакомыслящих к эмиграции – и это было, хоть и не красит это нас… Но целенаправленного уничтожения народа по этническому признаку – от этого обвинения уж увольте! Бездоказательно оно, сродни геббельсовской заповеди «ври больше – что-нибудь, да останется».

Ну и ещё. В далёкой древности свято соблюдался закон, что на период Олимпийских игр объявлялось перемирие, какая бы отчаянная война ни шла. Пролонгируя ситуацию на день сегодняшний, очень хотелось бы, чтобы Игры не служили разменной монетой в политических игрищах современности. Мы видели такое – в 1980-м и 1984 годах. Кто тогда выиграл? Во всяком случае, не спорт, и не простые люди.

В августе 2008 года Грузия уже совершила преступление против человечества, развязав войну как раз в день открытия Игр. Сегодня Тбилиси, по сути, продолжает ту же политику, нагнетая ситуацию вокруг Сочи. В ход идёт всё, в том числе и откровенная клевета...

Так может, лучше на стадионе стоит силами помериться?

Олег Валентинов, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика