Бывший министр обороны как угроза нашей национальной безопасности
В центре внимания российской общественности сегодня находится министерство обороны, где выявлены просто потрясающие факты коррупции. Но мало кто в России знает, что у этого скандала, помимо внутренних факторов, есть ещё и важный международный аспект, напрямую связанный с безопасностью Российского государства. Речь идёт о планах бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова отказаться от отечественных образцов вооружения и начать закупать зарубежные аналоги. В связи с этим неоднократно звучала информация о том, что министр намерен приобрести для российской армии боевые корабли французского производства «Мистраль», французские комплекты индивидуальной экипировки пехотинца типа «Фелин», итальянские бронетранспортёры типа «Ивеко», израильские самолёты-беспилотники и т.д.
Когда об этих планах стало известно, западная пресса тут же откликнулась на эти инициативы едкими и унизительными для нашей страны комментариями. В частности, немецкое издание «Шпигель» отметило:
«Россия не в состоянии обеспечить необходимое качество продукции, выпускаемой собственной оборонной промышленностью, поэтому вынуждена тратить деньги на закупки оружия за рубежом... Последние два года на международных ярмарках вооружений можно наблюдать забавную картину: высокопоставленные российские военные наносят лишь «визиты вежливости» на стенды собственных производителей, чтобы затем поспешить к зарубежным участникам выставки».
Немцы при этом не забыли и заявление, сделанное главкомом Сухопутных войск России генералом Постниковым, объявившего, что новейшие образцы вооружений, изготавливаемые в России, якобы проигрывают бронетанковым системам, артиллерии и стрелковому оружию стран НАТО и даже Китая. А новейший российский танк Т-90 якобы уступает по всем показателям отнюдь не новому немецкому «Леопарду», да ещё стоит в три раза дороже. Поэтому, мол, Российская армия просто вынуждена перейти на закупки иностранного оружия...
Броня крепка и танки наши быстры
Эти слова генерала вызвали недоумение у представителей отечественной оборонной промышленности. В 2011 году ряд генеральных директоров и конструкторов предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) написали открытое письмо на имя руководства страны. Они буквально «раскатали» все доводы генерала Постникова. Они убедительно доказали, что наши системы вооружения гораздо лучше и дешевле многих иностранных образцов.
В частности, во время войны в Ираке выяснилось, что дорогущие американские бронежилеты «не держат» выстрелов из наших автоматов АК-74 и АКМ. Между тем как отечественные «броники» с этой задачей успешно справляются. То же можно сказать и о других важных элементах пехотного снаряжения.
Ну, а рассуждения генерала о «преимуществах» немецких танков перед отечественными вызвали смех даже у самих немцев. Во-первых, по их признаниям, русский Т-90 по своему вооружению и техническим данным на порядок выше «Леопарда» («Мы бы сами хотели иметь такой танк, как Т-90», — признавались немцы в частных разговорах с нашими оружейниками). Во-вторых, цена «Леопарда» значительно выше, чем российского образца — для этого стоит просто заглянуть в каталоги любой выставки оружия.
Поэтому, полагали авторы открытого письма, никаких убедительных доводов в пользу иностранного вооружения у министерства обороны просто нет. Мало того, такая переориентировка на Запад может привести к печальным последствиям для обороноспособности страны:
«Немаловажно помнить, что при любом раскладе передовые страны никогда не изменят своей военно-технической стратегии и не будут продавать России новейшие, самые совершенные образцы, а только устаревшие модели», — подчеркнули авторы послания.
То есть ориентация на западные образцы оружия автоматически ведёт к техническому отставанию наших Вооружённых сил со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. А что будет, если резко поменяется политическая ситуация и мы снова начнём резко враждовать с Западом? У кого станем закупать оружие и военное снаряжение?
Отсюда напрашивается вывод — все генеральские рассуждения о «неудовлетворительной продукции» российской оборонной промышленности являются лишь отговоркой, за которой пытались скрыть совсем иную проблему. А именно — личное противостояние, возникшее между министром обороны Анатолием Сердюковым и руководителями предприятий ОПК. Это противостояние уже привело к неоднократному срыву гособоронзаказа на продукцию военного назначения.
Кто в лес, кто по дрова
Сердюков винил оборонщиков в том, что они якобы необоснованно завышают цены на свою продукцию, поэтому закупать её становится невыгодно. По его словам, минобороны не заключило почти 20% запланированных контрактов с предприятиями ОПК (на 108 миллиардов рублей) только из-за того, что министерство якобы не может превысить выделенных ему бюджетных сумм, а оборонщики не хотят снижать расценки.
Министру резко возразил представитель ОПК, генеральный конструктор Московского института теплотехники (он занимается разработкой ракетных комплексов) Юрий Соломонов. По словам Соломонова, противоречия между оборонными предприятиями и военными были всегда, даже во времена СССР — генералы хотели купить оружие подешевле, а промышленники — продать подороже. «Однако самолёты у нас всё же взлетали, танки стреляли, а корабли плавали», — справедливо заметил генеральный конструктор.
Почему? Да потому, что за процессами вооружения и перевооружения в СССР строго следило государство, которое старалось блюсти баланс интересов и промышленников, и военных. В нынешней же России государство фактически полностью отстранилось от этих вещей, словно речь идёт не об обороноспособности страны, а об обычных коммерческих сделках. Поэтому программа закупки вооружения не исполняется из года в год.
Да, у нас вроде бы имеется контролирующий орган — Военно-промышленная комиссия при правительстве России. Но эта комиссия либо вообще не участвует в решении противоречий, возникающих между Минобороны и ОПК, либо всегда принимает сторону министра обороны, не желая слушать аргументы промышленников. А аргументы эти серьёзные: это и безудержный рост цен на энергоресурсы в нашей стране, что автоматически ведёт к резкому удорожанию продукции, это и отсутствие средств на обновление производства и научные разработки, и т.д.
Что же касается непосредственно министра обороны, то Юрий Соломонов образно сравнил его политику с поведением мелкого лавочника — мол, не хотите снизить цены, мы тогда обратимся к заграничным производителям. «Разве такое поведение можно считать позицией государственного человека?» — спрашивал генконструктор...
То ли воры, то ли шпионы
А ещё Соломонов обвинил руководство Министерства обороны в непрофессионализме. По его словам, Сердюков создал в своём ведомстве такую бюрократическую структуру, которая просто не справляется с поставленными задачами — ни с должным оформлением госзаказов, ни с техническими заданиями, ни даже с процессом передачи денег заказчику. Не исключено, что такая волокита допускалась подчинёнными Сердюкова вполне сознательно — с целью воровства выделяемых из бюджета средств.
И ведь конструктор как в воду глядел! Недавние обыски в «Оборонсервисе» и в прочих коммерческих лавочках, разросшихся при главном военном ведомстве страны, выявили хищения на миллиарды рублей. Но и это ещё не всё! Воровали не одни только сердюковские коммерсанты, но и его непосредственные подчинённые, носящие генеральские погоны. Так, по данным Главного военного прокурора Сергея Фридинского, министерские чиновники клали в свой карман каждый пятый рубль, выделенный на закупки вооружения?! Дословно прокурор сказал следующее:
«Пятая часть средств, предназначенных на закупку военного оборудования, в России разворовывается коррумпированными чиновниками и подрядчиками, обескровливая госбюджет и подрывая боеготовность Вооружённых сил».
Характерный случай недавно был выявлен на севере России, где «ремонтировался» ракетный атомный подводный крейсер «Пётр Великий», имеющий ключевое значение в системе нашего военно-морского флота. Минобороны выделило на его ремонт 350 миллионов рублей. Фактически ремонт обошёлся в 100 миллионов, а 250 миллионов осели в кармане директора судоремонтного предприятия, хотя по документам все деньги ушли именно на ремонтные работы. Но далее выявились ещё более удивительные вещи.
Оказалось, что министерство обороны заключило контракт вовсе не с профильным военно-ремонтным предприятием из Северодвинска под названием «Звёздочка», известным ещё с советских времён, а с его... юридическим двойником! То есть при полном совпадении названия организация, осуществлявшая ремонтные работы, была зарегистрирована в другом городе, и на балансе у неё числились лишь полуразрушенный цех и гараж.
Самое вопиющее заключается в том, что по закону любые работы на атомной подводной лодке должны осуществляться по специальной лицензии, гарантирующей полную сохранность военной тайны. А здесь к атомоходу были допущены какие-то неизвестные жулики. Понятно, что такую махинацию, которую смело можно именовать изменой Родине, мог провернуть лишь сам заказчик, то есть какой-то очень важный чин из ведомства Сердюкова...
Впрочем, дело может обстоять ещё хуже. Не исключено, что под видом аферы была провёрнута операция иностранных спецслужб, получивших через «ремонтные работы» прямой доступ к ракетному крейсеру. Увы, такой вариант развития событий, учитывая российские реалии, не выглядит фантастическим.
К примеру, ещё в прошлом году газета «Комсомольская правда» опубликовала сенсационный материал о том, как западные страны через всевозможные «партнёрские программы» с нашими высокими чиновниками воруют российские военные секреты — чертежи новейших танков, технологии конструирования торпед, образцы зенитно-ракетных комплексов. И пока министр Сердюков критиковал нашу «отсталую оборонку», его подопечные, по всей видимости, успешно сбывали эту «отсталость» на Запад.
Кстати, переход на закупки иностранного оружия вполне логично укладывался в эту предательскую политику — ведь Россия могла не только подсесть на «оружейную иглу» Запада, но и обречь свою оставшуюся без госзаказа оборонную промышленность на уничтожение...
Но самое потрясающее заключается в том, что в 2011 году тогдашний президент России Дмитрий Медведев... дал согласие на покупку иностранной военной техники и снаряжения для нужд Российской армии! Мы не знаем, почему в сложившейся ситуации Медведев решил поддержать Сердюкова, а не отечественную «оборонку». Наверное, потому, что министр, в отличие от представителей ОПК, был вхож в кремлёвские кабинеты и всегда имел возможность донести свои идеи до первых лиц государства.
Но в тот момент, когда Дмитрий Анатольевич давал разрешение на закупки западного оружия, стало известно, что, по данным военных аналитиков, после 2015 года межконтинентальные баллистические ракеты США смогут спокойно долетать до любых целей в нашей стране. И российские системы противоракетной обороны по причине устарелости не будут в состоянии их сбивать...
Очень хочется надеется, что наши правители осознали этот опасный для России факт и с отставкой Сердюкова, мы откажемся от пагубных планов кормить западный оружейный рынок в ущерб собственной обороноспособности.
Вадим Андрюхин, главный редактор