Еврозона становится зоной повышенной опасности
Европа на грани народного бунта! Массовые акции протеста не так давно прошли сразу в 23-х странах. К бунтующей Греции, Испании, Италии, Португалии теперь присоединились Франция, Бельгия, Великобритания, которые до того считались достаточно благополучными.
Это заставляет аналитиков делать всё более и более мрачные прогнозы. Во-первых, многие уверены, что Евросоюз в своем нынешнем виде не протянет и года. А во-вторых, есть немало оснований полагать, что именно с Европы начнется-таки новая волна кризиса, от который неминуемо заденет и нашу страну.
Свободное падение
В последнее время объединённая Европа напоминает хронического больного: то в жар бросит, то тут кольнёт, то там заноет. И, в принципе, понятно, что дело закончится очередным обострением, но вот когда оно начнется и во что выльется, предсказать невозможно.
Между тем, признаки грядущего европейского неблагополучия с каждым днем становятся всё очевидней. Весь этот год новости из Европы приходили неутешительные. Сначала все с напряжением следили за политическим кризисом в Греции, которая сразу же после июньских выборов могла пулей вылететь из еврозоны. Однако там победила партия консерваторов, готовых выполнить любые условия внешних кредиторов, лишь бы удержаться в Евросоюзе.
Не успели греческие страсти улечься, как в середине лета Международный валютный фонд снизил для Европы прогноз роста на следующий год до символических 0,7% ВВП. А буквально на днях Евростат обнародовал и вовсе обескураживающие данные: оказалось, что несмотря на все усилия, экономики почти всех европейских стран пошли на спад. За прошедшие три месяца в 17 странах ВВП в среднем уменьшился на 0,1%, причём, его падение наблюдается уже второй квартал подряд. Всё это лишило экспертов поводов для оптимизма: прогноз развития еврозоны на 2013 год был снижен сразу на порядок – с 1% до 0,1%.
Буксуют уже не только проблемные экономики Греции, Испании, Португалии, Италии. С серьезными проблемами столкнулись Голландия, Австрия, балансируют на грани падения Германия и Франция, показавшие за минувшие три месяца рост всего 0,2%. Это худшие результаты за год! И оставшийся четвёртый квартал уже точно не позволит европейцам взять реванш — все основные рывки уже сделаны. В итоге случилось то, чего европейцы больше всего боялись – из уст аналитиков снова прозвучало страшное слово «рецессия».
Этот экономический диагноз означает небольшой, но длительный спад производства, который может обернуться серьезными проблемами. Достаточно сказать, что нынешнее положение дел часто сравнивают с ситуацией 2008—2009 годов, от последствий которой мы до сих пор не можем оправиться.
Чем же вызван нынешний сбой европейской экономики?
Что немцу хорошо…
Основная причина пессимизма относительно будущего Европы — это положение дел в Германии. В последнее время «локомотив Евросоюза» сильно сбавил обороты. В первом квартале этого года немецкий ВВП вырос на 0,5%, во втором — на 0,3%, в третьем лишь на 0,2%, в четвёртом роста не ожидается вовсе. Но и это ещё не предел. На днях Еврокомиссия вдвое ухудшила прогноз для экономики Германии на 2013 год, снизив ожидаемый рост ВВП с 1,7 до 0,8%.
Похоже, что немцам уже просто не хватает мощностей, чтобы тянуть за собой отстающих соседей. Многие экономисты уверены, что объединение Европы изначально было процессом искусственны, поскольку в нем участвуют страны с принципиально разным хозяйством. На севере Европы делают упор на промышленность и развитие банковского сектора, юг живет в основном за счёт сельского хозяйства, туризма, да ещё социальных пособий. Это глобальное противоречие и не дает Евросоюзу спокойно жить.
Германия и Франция, как главные двигатели развития, а заодно и кредиторы своих отстающих товарищей, требуют от них перейти на режим экономии и перестать транжирить бюджетные деньги на всякие там пособия и повышения зарплат. Однако греки, испанцы, итальянцы вовсе не готовы затягивать пояса. Их, в общем-то, можно понять — кто станет добровольно отказываться от государственных социальных гарантий? Тем более, что они в какой-то степени оказались заложниками ситуации. Именно благодаря развитой экономике Германии и Франции евро имеет высокую стоимость, от которой многие другие только проигрывают. Товары становятся дороже и хуже продаются, туристов не заманишь, бюджет пустеет, долги растут. А ведь им не так уж плохо жилось со своими драхмами, песетами и лирами.
Поэтому взаимные претензии друг к другу в Европе только нарастают. Экономические разногласия переходят в политические и социальные конфликты. В глазах многих европейских жителей Германия снова выступает в роли жёсткого захватчика, который всем диктует свои условия. Не случайно на последних акциях протеста даже появился плакат с изображением Ангелы Меркель в нацистской форме. Впрочем, и рядовые немцы тоже настроены недружелюбно. Они периодически призывают своего канцлера больше не кормить неблагодарных нахлебников. Как посчитали экономисты, на спасение евро и помощь отстающим за эти годы было потрачено больше 1,1 трлн европейских денежных единиц!
Как бы то ни было, бедственное положение союзников подтачивает и позиции Германии. Ведь страна в основном живет за счет экспорта, но в последнее время спрос на немецкие товары в Европе снизился, заводам пришлось сбавить обороты, начался спад производства. Многие считают, что так Германии аукнулся режим жесткой экономии, который она сама же и насаждает. К тому же, в поисках лучшей жизни в Германию хлынули мигранты с юга. Теперь властям предстоит думать, как их кормить и куда трудоустраивать. Получается, что от участия в Евросоюзе проигрывают и сильные, и слабые.
Ситуацию усугубляет еще и долговой кризис в Европе. Если кризис 2008 года больше затронул коммерческие банки и финансовые компании, то к настоящему моменту в долговую поруку вовлечены уже целые государства. Спасая сбережения своих граждан и рабочие места, они активно раздавали бюджетные средства частным компаниям, в первую очередь, банкам. Теперь спекулянты уже пришли в себя после кризиса, а вот государства до сих пор возвращают долги друг другу и международным банкам.
Как мы уже писали, в Европе сейчас все повязаны долгами друг с другом. И если кто-нибудь один сорвет платежи, то обвалится вся шаткая финансовая конструкция. Греция потянет Португалию, Португалия – Испанию, Испания – Германию и Францию…
В общем, картина складывается достаточно угрожающая. С одной стороны, европейцы сейчас как старые опостылевшие друг другу супруги: и вместе тяжело, и разойтись невозможно – связывает общее имущество, совместные проекты и долги. С другой стороны, существующие противоречия так и будут подтачивать Евросоюз изнутри. Все решения, которые принимают руководители стран, только сдерживают проблемы, но не устраняют их. А потому рано или поздно эти противоречия достигнут пика…
Как же будет развиваться ситуация дальше, и что от этого приобретет или потеряет Россия?
Евросоюз нерушимый?
Судя по всему, в ближайшие годы ничего хорошего Европу не ждёт. Возможности Германии и Франции по поддержанию хрупкого экономического равновесия не безграничны. Однако и признать, что все усилия были потрачены впустую, они тоже не могут. Поэтому в Евросоюзе сейчас активно занимаются формированием единого финансового пространства и экономических установок, обязательных для всех. Ведь сейчас ситуация осложняется тем, что валюта в Европе на всех одна, а законы и финансовая политика в странах разная...
Впрочем, большинство аналитиков уверены, что из нынешнего кризиса Европа вряд ли выкарабкается без потерь. Скорее всего, этой потерей всё-таки станет Греция, а, может быть, к ней присоединятся Испания и Италия. Это будет достаточно болезненная ситуация для всех. Страны-кредиторы в этом случае останутся ни с чем, обнищает и население выбывших государств. Однако после такой весьма болезненной перестройки все экономики должны выровняться и вернуться к своему естественному состоянию. Каждый будет жить в соответствии со своими средствами и возможностями. Сильные государства уйдут вперед, а Греции и Испании не придётся из последних сил тянуться до искусственно установленной планки.
Наконец, есть и третий вариант спасения объединенной Европы. Его недавно предложил мультимиллиардер Джордж Сорос По мнению самого известного биржевого спекулянта для спасения еврозоны оттуда должна выйти... Германия. Тогда евро сразу же обесценится, долговая нагрузка снизится и все страны вздохнут свободно.
Но вряд ли сама Германия на это согласится. Ангела Меркель уже на раз давала понять, что немцы до последнего будут бороться за объединённую Европу. И пока идёт эта борьба, Россия тоже будет находиться в подвешенном состоянии. Ведь Европа — это основной покупатель нашего сырья. У нас они закупают треть всей потребляемой нефти и газа. Это огромные объемы и огромные деньги. К тому же, от европейских денег зависят и наши частные компании, которые там кредитуются. В прошлый раз именно недостаток зарубежных кредитов спровоцировал панику в российских банках.
Так что в случае нового европейского кризиса Россия может опять серьёзно «просесть». Если потребность в нашем сырье, а соответственно, и цены на него упадут, то период стабильности в стране закончится. Кризис 2008—2009 годов показал, что нам не удастся переждать экономический шторм в «тихой гавани» — если 2008 год Россию действительно затронул слабо, то в 2009 экономика упала сразу на 8%.
Говорят, что в министерстве экономики уже сильно озадачены последними сводками из Германии. Однако чиновники пока не спешат менять прогноз роста для России, оставив его на уровне 3.5% ВВП в нынешнем году, и 3,7% ВВП в следующем. А вот специалисты Высшей школы экономики недавно скорректировали эти цифры. По их мнению, рост в 2013 году не превысит 2%, а в 2015 — 1,5%.
Впрочем, возможно, Россия что-то сможет выиграть, переключившись на поставки сырья в восточные и азиатские страны. Но пока эти рынки нами ещё только осваиваются. Важно также, в каком состоянии будут пребывать экономики Китая и США, поскольку они во многом формируют цены на энергоносители. Но в любом случае Россию ждет довольно непростой период. Вопрос только в том, насколько болезненным он будет, и как быстро закончится. Но тут, увы, от нас сейчас зависит не так уж и много...
Лариса Авдеева, специально для «Посольского приказа»