Казахстан удаляется от Москвы в сторону Брюсселя
В ближайшие дни в аэропорту Чимкента (Казахстан) начнут приземляться самолёты НАТО с военными грузами из Афганистана. Кроме иностранных гражданских специалистов их будут обеспечивать французские военнослужащие. Не исключено, что Чимкент, расположенный недалеко от границы с Узбекистаном, станет новым транзитным пунктом для войск Североатлантического альянса взамен пока действующего аэродрома в киргизском Манасе. Между тем, согласно регламенту Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), открытие подобных иностранных военных объектов должно происходить с согласия государств – членов этой организации. Но, как сообщают источники «НГ» в ОДКБ, подобного согласования не было.
Как известно, Центр транзитных перевозок НАТО в Манасе правительство Киргизии по рекомендации коллег по ОДКБ скоро закроет. Данное обстоятельство, когда один союзник России закрывает иностранные военные объекты, а другой их открывает, выглядит по меньшей мере странным. Хотя можно привести и другие примеры, когда руководство Казахстана игнорирует союзнические решения ОДКБ в угоду контактам с НАТО. Скажем, транзитный пункт, аналогичный тому, который существует в Манасе, Казахстан создал и на Каспии (в порту Актау) еще в 2009 году. Через него, минуя Россию, по официальным данным, уже перевезено более 15 тыс. контейнеров, что составляет основную массу военных грузов, перевезенных по Северной транспортной сети.
В то время как в минувшую среду президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встречался с министром обороны России Сергеем Шойгу (были подписаны важные для Астаны документы о создании Единой системы ПВО), глава МИД Казахстана Ерлан Идрисов в Брюсселе встречался с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фогом Расмуссеном. Стороны уточняли в Брюсселе «разветвлённую и содержательную индивидуальную программу партнерства Казахстана с НАТО». Программа действительно содержательная. Казахстанские СМИ с удовлетворением отмечают о развитии отношений с НАТО в таких областях, как «миротворчество, подготовка кадров, оказание технического содействия, развитие системы военного образования и содействие в налаживании контактов военно-технической сфере». Россия, конечно же, также контактирует с НАТО, но Москва и Астана заявили о союзнических отношениях, значит, должны сверять свой внешнеполитический курс.
Однако сегодня Россия в отношениях с Казахстаном предстаёт просто военно-техническим донором. Создание совместной Единой системы ПВО, это, конечно, шаг вперёд в вопросах укрепления военной безопасности России и Казахстана в Центрально-Азиатском регионе. Но, если проанализировать ситуацию, происходит это в основном за счёт России, за счёт продажи Казахстану по льготным ценам вооружений, обучения национальных военных кадров и т.п. Это своеобразная плата Москвы за удержание Астаны в русле военно-союзнических отношений. Россия пока закрывает глаза на активные военные и военно-технические контакты Казахстана с другими партнёрами, которых в Москве эксперты квалифицируют как геополитических и военно-экономических конкурентов.
Две недели назад в Казахстан прибыли первые два легких военно-транспортных самолета C-295, созданных европейской авиастроительной компанией Airbus. В пику российским авиастроителям, производящим подобную продукцию, Казахстан ещё в феврале 2012 года у европейской компании закупил восемь таких самолетов. Сумма сделки не раскрывается; но каталожная стоимость купленных самолетов составляет 320 млн. долл. Кроме них Казахстан закупил шесть вертолетов ЕС-145 «Еврокоптер» (стоимость каждого около 7 млн. долл.) и открыл завод по их производству. Казахстан приобрел в Израиле 18 пусковых установок ракет «Линкс», шесть 122-мм самоходных гаубиц «Семсер» и 18 120-мм минометов «Кардом» для установки на своих БТР. Совместно с Украиной республика разрабатывает производство бронетранспортера БТР-4, а итальянские фирмы помогают модернизировать танк Т-72. Всего же на покупку иностранных вооружений, которые можно было при желании приобрести у России, Казахстан за последние два-три года истратил более 3 млрд. долл.
«На фоне имеющихся разногласий по поводу совместного использования космодрома «Байконур», нефтегазовых проблем и активных военных контактов Казахстана с НАТО и США, продекламированные, но во многом нереализованные союзнические отношения Москвы и Астаны выглядят в большей степени бутафорными и глянцевыми и мало общего имеющими с реальностью. Настораживает то, что российские дипломаты этих фактов не замечают. Хотя Москва, думается, могла бы оказать воздействие на Астану, чтобы до конца реализовать свои геополитические и военные интересы в контактах с этой страной», – считает член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков.
«Многовекторная политика по-прежнему играет ключевую роль для Казахстана, и ему до сих пор удавалось поддерживать баланс интересов в военной сфере. Тем не менее отход от России уже заметен», – отмечает генерал-майор Александр Костюхин, долгое время прослуживший в Генеральном штабе Вооруженных сил России.
«Независимая газета»