Дефолт Кипра пока отменяется
Все без исключения банки Кипра откроются для клиентов в четверг, 28 марта, а не во вторник, сообщил Центробанк республики — соответствующее решение было принято министром финансов страны в понедельник вечером, передает ВВС. Ранее сообщалось, что большинство банков возобновят работу уже 26 марта, и лишь Bank of Cyprus и Popular Bank останутся закрытыми до четверга.
С открытием банков острую фазу кипрского кризиса можно считать законченной, хотя ограничения по платежам из них, вероятно, сохранятся до начала апреля 2013 года. Российские клиенты двух крупнейших банков Кипра, Bank of Cyprus (BoC) и Cyprus Popular Bank (CPB), несмотря на уже обещанную поддержку России на 250 млн евро, оплатят кризис «по полной программе», указывает «Коммерсант».
CPB будет банкротиться, перспективы возврата средств из него крайне туманны, напоминает издание. BoC будет реструктурирован, поглотив часть бизнеса CPB, примерно треть средств в нем можно считать потерянными. Евросоюз и Кипр наконец договорились, а в итоге пострадает Россия,.
Меры, на которые согласился Кипр, повторяют план канцлера Германии Ангелы Меркель за двумя исключениями: из-под удара выведены мелкие вкладчики (прежде им угрожало разовое изъятие 6,75% средств); сохранен Bank of Cyprus. Теперь английские и кипрские пенсионеры в основной массе выведены из-под удара, и решение в первую очередь ударит по российскому бизнесу. Но нельзя говорить, что именно он был целью закона. Очень многие российские группы открывали счета в Русском коммерческом банке — кипрской «дочке» ВТБ (третий по размеру активов на Кипре, 14 млрд евро), а его закон не касается.
Принесенный в жертву Laiki был очень популярен среди российских клиентов во многом благодаря простоте открытия счета в нем — это можно было сделать удаленно прямо из Москвы. А например, Bank of Cyprus требовал больше документов, раскрытия бенефициаров...
По соглашению «евротройки» (Еврокомиссия, ЕЦБ, МВФ), с которым де-факто согласилась Россия, 10 млрд евро выделяются Кипру в обмен на ликвидацию CPB с соответствующими последствиями для его вкладчиков, BoC ждет реструктуризация, условия которой, констатировало правительство Кипра, предполагают списание порядка 30% депозитов размером более 100 тысяч евро.
Де-факто Европа оплачивает потери банковской системы Кипра от реструктуризации греческого госдолга в 2011 году (порядка 4,5 млрд евро) и дает правительству Кипра еще 5,5 млрд евро на решение проблем во второй фазе кризиса, начинающейся сегодня. За остальное заплатят клиенты CPB (в большей степени) и BoC (в меньшей)...
Точные расчеты российских потерь в ходе этой операции невозможны: компаниями из России контролируется часть из 19 млрд евро депозитной массы банковской системы Кипра, контролируемой нерезидентами Кипра (главным образом из России, c Украины и из Ливана), часть из 40 млрд евро средств, принадлежащих резидентам страны (кипрские компании явно и неявно российского происхождения), и часть от неизвестной суммы в банковской системе страны на счетах до востребования — расчетных счетах.
Для таких структур, как «ЕврАз», «Норильский никель», для других металлургических компаний, части торговых компаний и всех, кто использовал кипрские холдинги, кипрский кризис будет экстремальным стресс-тестом: о рисках каких-либо операций в кипрской финансовой системе консультанты предупреждали российскую клиентуру как минимум с января 2013 года
На сегодняшний день ни одна из крупных корпоративных структур из России не объявила о зависших средствах на Кипре. Тем не менее анонимно известно как минимум о десятках структур, пострадавших от двухнедельной заморозки средств в банковской системе Кипра, — от металлургов до компаний IT-сектора. Проблемы пока заключаются в невозможности исполнения текущих контрактов, оплаты труда и т. д., то есть в краткосрочных потерях, которые, впрочем, вряд ли в экономике России превысят десятки миллионов евро в целом.
Среднесрочные потери (от разрыва контрактов, потерь по процентам, отвлечения средств и необходимого перекредитования, упущенной выгоды от замораживания средств), а тем более долгосрочные и безвозвратные (от средств в CPB, «стрижки депозитов» в BoC, вынужденных изменений в инвестпроектах и их срывов) — неизвестная величина.
Впрочем, она наверняка существенно испортит статистику промышленного производства и ВВП в марте и в целом в первом квартале 2013 года — если в экономике и были признаки восстановления после депрессии в марте, то Кипр с большой вероятностью их уничтожил: последствия будут наглядны и в мартовском, и в апрельском торговых балансах.
Премьер-министр Дмитрий Медведев 25 марта посвятил кипрскому кризису вице-премьерское текущее совещание, потребовав «тщательно просчитать» последствия кипрского кризиса. Фраза премьер-министра «Там, по-моему, продолжают грабить награбленное» звучала довольно двусмысленно, тем не менее экспроприация российских денег на Кипре будет.
Частично на Кипре пострадают владельцы средств, имеющих «серое» происхождение, но как минимум часть денег, которые будут там потеряны во многом из-за неготовности правительства России с лета 2012 года детально анализировать происходящее на Кипре, — это вполне «белые» деньги корпораций...
Председатель Еврогруппы Йерун Дейсселблум вчера, комментируя смысл соглашения ЕС, ЕЦБ и МВФ с Кипром, заявил: схема может стать модельной для разрешения такого рода кризисов.
Очевидно, что Кипр почти наверняка потеряет статус офшора. «Условия, на которых выдадут финансовую помощь, ударили по имиджу Кипра, к тому же какое-то время за банковским сектором будут присматривать европейские регуляторы, а значит, тайну вкладов сохранить будет сложнее. Русские точно откажутся от Кипра и выберут более безопасную финансовую гавань, например Латвию», — приводит РБК daily слова аналитика Capital Economics Дженнифер Маккьюен.
«Кипр продемонстрировал неспособность управлять ситуацией. В среднесрочной и долгосрочной перспективе стране не будут доверять», — считает председатель правления ЮниКредит Банка Михаил Алексеев.
«Вкладчики постараются переложить свои сбережения в другие организации и активы, — подтвердил источник в одном из российских госбанков. — В то же время как офшорная юрисдикция, где льготное налогообложение, Кипр сохранит свои позиции. Ставка налога там около 10-12% — самая низкая в Европе».
Ньюсру-ком