Вы находитесь здесь: // Без рубрики, Тайная дипломатия // Нобелевская премия как средство политического давления

Нобелевская премия как средство политического давления

i   Каждый год кампания по вручению, наверное, самой знаменитой в мире премии, носящей имя известного шведского изобретателя Альфреда Нобеля, вызывает немало вопросов. Когда-то этот очень богатый человек учредил Фонд своего имени, и средства этого Фонда в виде крупных денежных премий должны выдаваться людям, которые принесли человечеству наибольшую пользу...

Но, судя по тому, каких ежегодно выдвигают на эту премию, кому и за что её вручают, наверное, уже пора говорить не о пользе человечеству, а о пользе конкретному государству от деятельности и самого нобелевского комитета, и некоторых его лауреатов...

Согласно распоряжению самого Альфреда Нобеля деньги должны были выдаваться: 1) за важнейшие открытия в области физики, химии, медицины, физиологии и экономики; 2) за лучшее художественное произведение идеалистического направления; 3) за труды, способствующие торжеству идеи мира.

Говорят, что Нобель не желал выдавать премию абы кому. Если в какой-нибудь год не случилось знаменательного открытия в точных науках, то согласно его же пожеланию требовалось подождать ещё какое-то время, чтобы вручить деньги действительно за выдающееся достижение.

Среди учёных-физиков и химиков ходят разговоры о том, что примерно до 50-60-ых годов комитет старался придерживаться этого пожелания. И деньги действительно выдавались заслуженным людям, внёсшим огромный вклад в точные науки.

Однако потом эта традиция была нарушена. Обратите внимание, что в последнее время Нобелевскую премию в области точных наук чаще всего дают не за конкретное научное открытие, а за изучение некоего процесса, который ещё неизвестно, даст какой-нибудь положительный результат или нет.

Конечно, Нобелевский комитет не виноват в том, что у человечества возникли серьёзные проблемы с выдающимися открытиями и изобретениями. Поэтому зачастую приходится довольствоваться лишь поощрением научно-технической мысли. Однако зачем же спешить? А теперь среди научной элиты планеты всё чаще возникают разговоры о том, что далеко не все лауреаты получили деньги по заслугам...

Впрочем, если с премиями, посвящёнными научным открытиям, ещё можно поспорить, то гуманитарное направление деятельности Нобелевского комитета вызывает просто недоумение.

Политика, и ничего личного

Всё началось сразу после Второй мировой войны, когда Европа попала «под американский сапог». Американцы поспешили превратить Нобелевскую премию по литературе в эффективное орудие по ведению холодной войны. Особенно это было заметно по той игре, которую американцы вели с нашими литераторами.

В 1958 году премии был удостоен Борис Пастернак. За роман «Доктор Живаго», где рассказывается о мятущейся душе русского интеллигента во время революционных событий начала XX века. Лично я не считаю это произведение выдающимся романом — невыразительный сюжет, смазанные личности героев, которые зачастую сами не знают, чего хотят, плюс ко всему тяжеловатый, вязкий язык. Наверное, получи Пастернак разрешение издаться на Родине, его книга вряд ли бы оставила заметный след в литературе. Но наши тогдашние литературные цензоры перестарались, сочли роман антисоветским и наложили на него запрет.

Книга оказалась на Западе, где её тут же напечатали. И, как по команде, различные западные издания подняли шум вокруг «самого выдающегося произведения современной русской литературы». Говорят, что тогдашний президент США лично ходатайствовал перед Нобелевским комитетом за Пастернака. И судьба литературной премии была решена...

Ещё более цинично американцы поступили в 1970 году, когда пробили премию для произведения Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Здесь стоит напомнить, что вообще-то Нобель предполагал выдавать деньги за литературные произведения идеалистического плана. То есть за такую литературу, которая, возможно, хоть и приукрашивает действительность, но зато служит для человечества идеалом.

Разве мы видим таких людей в романе того же Пастернака? А у Солженицына, который даёт читателю целую портретную галерею мерзавцев, организовавших систему принудительного труда? Мало того, в «Архипелаге» имеется ещё великое множество исторических неточностей. Но американцам эти нюансы были не интересны. Для них главным было то, что писатель сделал мощнейший выпад против Советской власти.

Его не только премировали Нобелевской наградой. «Архипелаг» до сих пор издаётся на Западе массовыми тиражами и служит там (а теперь уже и в России!) пособием по изучению советской истории.

А ведь есть свидетельства того, что за всей этой историей с «Архипелагом» стояли американские спецслужбы. Одним из издателей Солженицына на Западе был некий британский, подданный мистер Флегон. В середине 70-х годов издатель и писатель по каким-то причинам разругались между собой, после чего Флегон признался ряду западных изданий, что ЦРУ напрямую финансировало не только «Архипелаг», но и ещё ряд произведений писателя, выбирая из них главным образом те, где была наиболее резкая критика коммунистической системы.

Примерно из таких же антисоветских соображений в 1987 году вручили Нобелевскую премию поэту-диссиденту Иосифу Бродскому...

Не литература, а литературка

С началом перестройки американцы, уже особо не стесняясь, Стали напрямую выходить на некоторых наших литераторов с «нобелевскими предложениями». Действовали они через члена Политбюро ЦК КПСС, отвечавшего за идеологическую работу в партии, Александра Яковлева, коего многие историки не без основания считают самым высокопоставленным агентом американского влияния в советском политическом руководстве.

Именно Яковлев в 1990 году организовал визит некоторых советских писателей в Рим, где они встретились с диссидентами, бежавшими когда-то из нашей страны. Там-то нашим литераторам и пообещали премиальные. Но при следующих условиях — жёсткая критика советского строя, безусловная поддержка «общечеловеческих ценностей» и либерально-демократического движения России.

Говорят, на это предложение сразу же «клюнул» известный сибирский писатель Виктор Астафьев. Видимо, желание получить заветную «Нобелевку» было столь велико, что этот человек, награждённый почти всеми советскими наградами, собутыльник трёх Генеральных секретарей ЦК КПСС, стал поносить нашу страну похлеще какой-нибудь Новодворской! Один раз Виктор Петрович договорился до того, что призвал отдать родную ему Сибирь китайцам, а Москве пожелал во всём и всегда слушаться умных дядей с Запада. Не зря Астафьев числился в любимцах окружения президента Ельцина, где американские шпионы чувствовали себя, как в родном гнезде.

Но «дружба» с американцами не привела Астафьева к заветной премии. В середине 90-х годов США утратили к нашей стране всякий интерес. И когда Астафьев в 1994 году издал свой роман «Прокляты и убиты», где фактически оплевал подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны, книгу в Нобелевском комитете даже не стали рассматривать.

К тому времени американцев в литературном направлении психологической войны появились новые приоритеты. В моде появилась так называемая политкорректность, когда человеческие пороки не только не осуждаются, но и выдаются за великую добродетель.

Помните, кто стал лауреатом Нобелевской премии по литературе в 2005 году? Британский драматург Гарольд Пинтер. В самой Британии театр, где он «творит», называется театр абсурда. Это когда пара явно выпущенных из сумасшедшего дома актёров бегают по сцене и несут откровенную ахинею, выдаваемую за высокое политкорректное искусство.

А несколько позднее лауреатом стала британская писательница Дорис Лессинг. Её называют ещё глашатаем воинственного феминизма и певицей однополой любви...

Правда, не так давно премию получил вроде бы нормальный писатель — турок Орхан Памук, известный своими произведениями о трагедии современного турецкого общества, которое раздирают религиозный фанатизм и стремление к ценностям светской жизни. Однако знающие люди говорят, что и в этом случае премия была политизирована.

Дело в том, что отношения между США и Турцией в последнее время значительно ухудшились. Вот и решили американцы через Нобелевскую премию надавить на турецкие власти, ибо Памука в родной Турции откровенно не жалуют: многим туркам не нравится позиция писателя, который резко высказывается в адрес людей, ратующих за религиозные ценности турецкого общества.

Таким образом, война с использованием наследия великого Нобеля продолжается. Не исключено, что Россия, которая для американцев вновь стала «империей зла», скоро вновь попадёт под молох этой войны. И премию получит какой-нибудь видный «болотный» писатель, вроде Димы Быкова или Бориса Акунина.

В «борьбе» за мир

Нечто подобное наблюдается и в отношении премии мира. Самыми, наверное, одиозными личностями, получившими «мирную» Нобелевскую премию, стали диссидент Андрей Сахаров и бывший Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв. Первый — за то, что призывал западный мир обуздать «коммунистическую агрессию» Советского Союза. А второй — за то, что развалил этот самый Советский Союз. При этом Нобелевский комитет не волновало то обстоятельство, что итогом распада советской империи стали кровавые межнациональные конфликты, гибель тысяч людей и миллионы беженцев, оставшихся без средств к существованию.

Да, хороши лауреаты премии мира, нечего сказать!

Вообще, с премией мира нередко случался казус. Так, в 1994 году лауреатами стали сразу три человека — президент Палестины Ясер Арафат и два израильских политика Шимон Перес и Ицхак Рабин. Под нажимом США эти люди вроде бы договорились о мирном решении многолетнего палестино-израильского конфликта. Под аплодисменты президента Билла Клинтона был подписан соответствующий протокол, после чего всем трём быстренько вручили Нобелевскую премию с явным намёком на то, что без США они ничего не добились бы...

Но прошло несколько лет, и ситуация на Ближнем Востоке снова взорвалась, причём с ещё большей силой. Стало очевидно, что с премией 1994 года Нобелевский комитет, мягко говоря, сильно поспешил.

Впрочем, сегодня ситуация обстоит гораздо хуже и циничнее. «Мирные» премии уже откровенно выписываются либо проверенным американским марионеткам, вроде бывшего Генерального секретаря ООН Кофе Анана (2001 год), либо самим американцам, вроде бывшего президента Джимми Картера (2002 год) или бывшего вице-президента США Альберта Гора (2007 год). Знаете, за что наградили Гора? За некие достижения в деле «укрепления экологической безопасности нашей планеты»?! Ну а верхом столь сомнительного нобелевского чествования стало присуждение премии мира президенту США Бараку Обаме в 2009 году — «за огромные усилия по укреплению международной дипломатии и сотрудничества между народами». Не иначе имелось в виду «американское миротворчество» в Ираке, Афганистане, в прочих "горячих точках планеты, где кровь и поныне льётся, что называется, ручьём. И сегодня эта «мирная география», в результате поощряемой Обамой «арабской революционной весны», только расширяется...

Кстати, рука американского дядюшки отчётливо видна и в премиях по точным наукам. Большинство наград за достижения в химии, медицине, физике и экономики регулярно получают граждане США. Может, именно по причине такой национальной однобокости человечество и не может разглядеть настоящие великие научные открытия, о которых так мечтал Альфред Нобель?

 

Игорь Невский, специально для «Посольского приказа»

 

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика