Белорусский национализм проповедуется тихо, но активно
Говорят, что в Белоруссии нет радикального местечкового национализма. Говорят, что здешние националисты являются маргиналами, которых мало кто слушает. Говорят, что они получают решительный отпор не только со стороны народа, но и со стороны властей. Внешне это действительно так.
Житель Белоруссии мало чем отличается от такого же российского гражданина какой-нибудь Рязанской или Владимирской области. Носит такую же одежду, говорит на таком же народном русском языке, да и думает примерно также — проблемы национальной идентичности его волнуют в самую последнюю очередь; рядового белоруса больше заботят куда как более прозаичные вещи, вроде работы, заработной платы, семьи и отношения с дураками-начальниками (чиновников в Белоруссии «любят» не больше чем в России). Что же касается руководство республики, то оно всегда выражала твёрдую ориентацию на братские отношения с Россией — причём, не на словах, а на деле, и этого у президента Александра Лукашенко ни за что не отнять. И всё же...
Лично я уже давно убедился, что внешний благополучный вид и внешние декларации могут скрывать более тревожные вещи, которые однажды могут вырваться наружу и в одночасье вывернуть всё наизнанку. Время распада когда-то внешне благополучного Советского Союза — яркий тому пример. Ну кто мог, например, подумать ещё в 1987 году, что уже через четыре года великой страны не станет?!
Как показывает практика, процессы разрушения идут тихо, обычно не выходя за рамки академических и литературных кругов «национально-продвинутой» интеллигенции. А поскольку эта интеллигенция имеет возможность проповедовать свои взгляды среди студентов ВУЗов, то яд её разрушительной пропаганды постепенно проникает во всё большие и большие слои населения. Вплоть до того момента, когда страна сталкивается с трудностями — политическими, экономическими, социальными. И когда эти трудности перерастают в кризис, то тогда чудовище этнического национализма вполне способно ввергнуть страну в самый настоящий хаос межнациональной войны.
Но эти вещи можно предвидеть, яд ползучего национализма вполне распознаваем. Для этого достаточно зайти в книжный магазин и посмотреть на издаваемую историческую литературу. Она-то и просигналит вам об опасности национализма — соответствующие авторы любят проповедовать свои идеи через исторические исследования.
Мне могут возразить, что такого рода сомнительные книги можно обнаружить в любом магазине и в любой стране мира. Да, это действительно так. Но разрушительные националистические выверты не опасны тем государствам, которые имеют устойчивую историческую традицию существования, где веками, с точки зрения государственного управления накоплен положительный опыт межнациональных взаимоотношений. И потому у таких стран выработался устойчивый иммунитет к разрушению на этнической почве — на своих националистических писателей тут, в лучшем случае, обычно смотрят как на дешёвых клоунов-графоманов, к которым серьёзно никто не относится...
Увы, этого нельзя сказать про страны СНГ, которые только-только сформировались как государства и пока не имеют собственной традиции проведения нормальной национальной политики. И ещё вопрос — на какой основе будет сформирована эта политика: на основе тотального господства титульной нации или всё-таки на основе межнациональной гармонии разных народов, проживающих на данной территории. Поэтому опасность торжества этнонационализма, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями, здесь велика как никогда!
Увы, Белоруссия не является счастливым исключением. Да, здешние открытые националисты выброшены из политического поля, самые оголтелые из них находятся в бегах и прячутся за пределами республики. Однако националисты скрытые, судя по книжным полкам любого из книжных магазина города Минска, чувствуют себя вполне уверенно...
По следам доктора Геббельса
Так, в Центральном магазине, который находится на проспекте Независимости, целую полку занимают книги местного издания «Харвест», облачённые в яркие обложки — «Войны Московской Руси с Великим княжеством Литовским и Речью Посполитой», «1812 год — трагедия Беларуси», «Запретная история Беларуси», «Забытая Беларусь», «Русь — другая история» и т.д. Достаточно полистать эти книжки, дабы убедиться в их русофобском и антироссийском характере. Где-то это делается скрытно, а где-то очень даже открыто.
Главная мысль этих изданий доказать, что Россия испокон веков являлась и является главным врагом и угнетателем белорусского народа. Мол, существовало когда-то в средние века Великое Княжество Литовское, которое якобы сформировало основы белорусского народа. Затем княжество вступило в добровольную унию с поляками, образовав могущественное государство Речь Посполитая. Но вот пришли с востока злые россияне-московиты и завоевали процветавшие польско-литовские земли, растоптав былые свободы «вольных белорусов». И с тех пор тянули белорусы тяжкую «имперскую лямку», кладя свои головы не за свои, а за чуждые им имперские интересы (например, в 1812 году во время войны с Наполеоном). И так продолжалось вплоть до 1991 года, пока республика, наконец, не обрела свою независимость.
Оговорюсь сразу, данная концепция не является официальной, она не входит в школьные и вузовские программы. Однако хозяин издательства «Харвест», некий Анатолий Тарас (довольно мутная личность, с весьма тёмной и противоречивой биографией) сегодня нагло утверждает, что со временем намерен вывести свои националистические взгляды на государственный уровень.
Примечательно, что «Харвест» — издательство очень активное. А это значит, что у него имеется не только хорошая финансовая, но и политическая поддержка. И это явно не заграничные силы — режим президента Лукашенко очень жёстко отслеживает и пресекает любое иностранное вмешательство в дела своей республики. Отсюда вывод — идеи Тарас потребовались кому-то из местной властной элиты. Зачем? Об этом пока сегодня можно только догадываться.
А пока заметим, что Тарас не просто выступает против России, он вообще не считает русских и белорусов родственными народами. Вот отрывок из его выступления на презентации одной из своих книг:
«Русские, белорусы и украинцы – три абсолютно разных этноса. Разные генетически, психологически, исторически. Русские — это народ, который сформировался на основе угро-финских и тюркских народов. А русский язык, на котором мы сейчас с вами говорим, — это, по сути, искусственный язык, созданный стараниями Прокоповича, Сумарокова и Ломоносова, блеск которому придали Пушкин и его предшественник Барков.
Этот язык возник на основе, прежде всего, финской лексики (яркий пример: слово “Москва” с финского переводится как “чёрная вода”) и тюркской (например, Карамзин, Сумароков, Кутузов — это татарские фамилии). Посмотрите на того же Путина — внешне (антропологически) он стопроцентный финн!
А белорусы — это балты, которые смешались со славянами, мигрировавшими сюда под ударами германских племен с берегов Лабы (Эльбы) — так называемые балтские славяне. Украинцы — потомки ираноязычных сарматских племен, подвергшихся влиянию южных славян.
Мы никакие не братья. Даже не двоюродные. А вот кто прямая родня русским, так это марийцы и эстонцы, над которыми россияне любят потешаться (нехорошо смеяться над родными братьями!). Современные финны — им братья двоюродные. А белорусы и рядом не лежали. Другая сквозная идея заключается в том, что вся история Московского государства — это история непрерывной экспансии, 800 лет постоянной агрессии. Менялись династии: Рюриковичи, Романовы, — менялись политические режимы: сначала великое княжество, потом царство, потом империя, потом якобы республика рабочих и крестьян, — но суть политики — нет! Московия (позже назвавшая себя Россией) все время развивалась за счет захвата и ограбления новых территорий и народов. Не путем внутренней интенсификации — нормальной экономики, нормального гражданского общества — а за счёт безудержной экспансии...».
В общем-то, в этой расистской пропаганде о «чуждости» русских, украинцев и белорусов ничего нового нет. Как и в утверждениях о якобы происхождения русских не от славян, а от угро-финов. Данная псевдонаучная абракадабра была когда-то, ещё в 19-ом столетии, выдумана властями Австро-Венгерской империи для стравливания русских и украинцев. Потом концепцию взяли на вооружение украинские националисты из бандеровской ОУН. А в годы Великой Отечественной войны ею охотно пользовались различные нацистские идеологические ведомства для обоснования якобы чисто азиатского происхождения «русских варваров».
Так что господина Тараса смело можно причислить к активным последователям Альфреда Розенберга или доктора Геббельса.
Горькая память войны
Кстати, о Великой Отечественной войне. Пока националисты активно не решаются трогать эту тему. Слишком свежа ещё боль белорусов, потерявших на войне половину своих соотечественников. Потому здесь чтут военную память так, как, наверное, больше нигде на просторах бывшего СССР! Один только минский музей Великой Отечественной войны чего только стоит. Наверное, это надо быть жителем Белоруссии, чтобы создать и сохранить такой музей, такую потрясающую экспозицию, которая вряд ли кого может оставить равнодушным. Да и президент Лукашенко не раз публично говорил о том, что никому не даст разрушить память о войне. В частности, в 2008 году им было сказано следующее:
«В последние десятилетия не прекращаются попытки сфальсифицировать историю Второй мировой войны, принижается роль советского народа в разгроме нацистской Германии, и мы должны этому решительно противостоять»...
Однако и тут намечаются определённые негативные тенденции. Лично мне, правда, в местных книжных магазинах и на книжных развалах ничего подобного не попадалась, но вот о чём с тревогой не так давно писал местный историк Михаил Кобрин (известная его статья «Фальшивая история Великой Отечественной войны : взгляд из Беларуси»):
"В истории человечества не было более яркого и великого события, чем победа над фашизмом. Именно поэтому наша задача – ещё раз заявить о тех, кто обеспечил мир на Земле, потому что все меньше становиться ветеранов войны, и когда в наше время предпринимаются беспрецедентные попытки фальсификации Великой Отечественной войны, ради памяти павших нужно давать достойные ответы фальсификаторам истории. Попытки переписать историю Великой Отечественной войны предпринимались и раньше. Но особенно резкий всплеск фальсификации произошёл после распада СССР в 1991 году. Это было время «парадов независимости» бывших союзных республик и роста национализма. Эти процессы не обошли и Беларусь.
После распада Советского Союза Беларусь неохотно приняла независимость, которая на нее свалилась. К власти пришел Белорусский Народный Фронт во главе с З.Позняком. Националистами была принята целая программа действий по созданию истории Беларуси , которой не было, и под этот шумок началось переписывание истории Великой Отечественной войны, святой войны для белорусов, где погиб каждый четвёртый ее житель.
В 1992 г. был создан «Белорусский исторический журнал», на страницах которого началось открытое искажение правды о войне. С первых его номеров немецкие захватчики представали как безобидные люди, которые ничего плохого не делали, только одно было плохое что уничтожали евреев. Гауляйтер Вильгельм фон Кубе описывался как национальный герой Беларуси, так как по его приказу открывались школы на белорусском языке, театры, музеи, действовала национальная символика; он был хороший семьянин, любил свою жену и детей. И ничего не говорилось, что по его приказу были уничтожены сотни тысяч евреев, белорусов, русских, цыган.
В данном духе продолжаются статьи о Великой Отечественной войне до сих пор. Кроме «Белорусского исторического журнала» выходит много других книг и статей белорусских исследователей о войне с тем же подтекстом. Выросло целое поколение молодежи, воспитанное на искажённой истории Великой Отечественной войны...
Заведующий отделом военной истории Института истории НАН Беларуси профессор А.М. Литвин в своей монографии утверждает следующее: «…Белорусские националисты сотрудничали в годы войны с фашистами с целью возрождения белорусской государственности и армии… Советскому режиму удалось выстоять через привязку белорусских националистов к изменникам и предателям...» [2, с.166]. Читая эти строки, создается впечатление, что не было мужественной борьбы белорусского народа против немецко-фашистских захватчиков.
В 2002 г. вышел учебник «История Беларуси», разработанный преподавателями БГУ. Тема № VII учебника называется «Беларусь в период Второй мировой войны». В ней нет даже упоминания термина «Великая Отечественная война» [3]. В 2003 г. издательство БГУ выпустило в свет учебник для ВУЗов «История Беларуси в контексте европейской цивилизации». Прочитав его создается впечатление, что учебник писали не наследники героического советского народа, который в июне 1941 г. стал на защиту своей Родины, а писали наследники американцев, англичан, французов, для которых 1939–1945 гг. являются годами Второй мировой войны [4].
Для белорусов, как и других народов Советского Союза, 1941–1945 гг. – это годы Великой Отечественной войны советского народа. Трудно поверить, что профессиональные белорусские историки про это не знают или просто забыли. В 2003 г. вышел в свет учебник “Нарыс па гісторыі Беларусі” под редакцией профессора З.Шибеки. В нем освободительный поход Красной армии в сентябре 1939 г. в Западную Беларусь и Западную Украину назван “советской захватнической акцией”. Дальше больше – А.Гитлер и И.Сталин названы соратниками, которые вместе готовились напасть на Польшу, но Сталин в последний момент передумал, чтобы всю вину за нападение на Польшу свалить на Германию” [5, с.298, 299]. В этой же книге есть и другие более чем странные подразделы: “Поджигатели мировой войны”, “Военные действия союзников против Польши”, “Оценка белорусского сотрудничества с оккупантами”. В последнем, в частности, утверждается: “Война вновь выявила стремление белорусов к независимости. Для народа, который веками терпел национальное угнетение и не имел суверенного государства, сотрудничество с немцами стало единым шансом спасения и укрепления своей отметности…” [5, с. 333].
Газета “Комсомольская правда в Беларуси” от 28 сентября 2007 г. опубликовала статью Е.Волошина “Партизаны выдали сельских жителей за полицаев”. В ней говорится об убийстве 14 апреля 1943 г. партизанами мирных жителей д.Дражня Стародорожского района. В этой статье партизаны представлены как убийцы, а к предателям Родины чувствуется симпатия. На самом деле жители деревни входили в полицейский гарнизон, в котором было 365 местных жителя и они сотрудничали с врагом [6].
В 2009 г. вышел в свет сборник документов по истории Великой Отечественной войны под редакцией профессора Э.Иоффе “Белорусский штаб партизанского движения”. В нем приводится новая цифра убитых и раненых немецко-фашистских захватчиков партизанами Беларуси – 100 тыс. человек. При этом во всех прежних учебниках, учебных пособиях и справочниках приводилась цифра – 500 тыс. человек. Также авторы ввели в научный оборот термин “народная партизанская война” вместо прежнего термина “всенародная партизанская борьба”, подразумевая «борьбу партизан и предателей Родины между собой” [7, с. 242].
В 2011 г. вышла книга М.Бартушка “Партизанская война в Беларуси в 1941–1944 гг.” В ней фальсифицированы факты и события партизанского движения в Беларуси и представлена искаженная картина Второй мировой и Великой Отечественной войн на территории Беларуси. В частности, глава 4-я называется “Советская оккупация 1939–1941 гг. – начало гражданской войны”. В ней говорится, что приход Красной армии в Западную Беларусь осенью 1939 г. приветствовали только евреи. До них доходили слухи о немецких зверствах на территории Польши и они не без оснований боялись стать жертвами погромов. А соответственно белорусы и украинцы особо не приветствовали приход новой власти [8, с. 39]. Далее М.Бартушка утверждает, что советские органы безопасности очень скоро начали работу среди населения Белоруссии по созданию системы доносительства. При этом, если польские жители стали первыми жертвами репрессий, то евреи стали первыми информаторами. Захват Западной Беларуси в 1939 г., по мнению автора, привёл к принудительному воскрешению давно забытых конфликтов: впервые в огромных масштабах люди имели возможность мстить и эту мотивацию поддерживали новые власти. Часть населения этим незамедлительно воспользовалась. Население стало методом сведения счетов. Привилегированные раньше слои населения стали теперь жертвами соседей [8, с. 40].
Как видно из приведенных выше примеров, и в Беларуси, прикрываясь идеологией создания новой белорусской государственности, идет переписывание истории Великой Отечественной войны. Имеются даже защищенные в Беларуси кандидатские и докторские диссертации по истории Великой Отечественной войны, которые разработаны в угоду определённых политических кругов. На наш взгляд, необходимо бороться с такими попытками фальсификации и искажением истории Великой Отечественной войны. Нужно приложить все усилия для объединения в борьбе с этим опасным явлением!».
А вот ещё не менее тревожная тенденция, на которую указывал российский аналитик Григорий Смоктунов, руководитель объединения независимых экспертов «Росинформгруп». По его словам, с некоторых пор при поддержке белорусских властей началась и усиленная идеологическая обработка белорусского населения в очень своеобразном самостийном духе. Идеология такой самостийности как раз строится на эксплуатации темы Великой Отечественной войны:
«...Нацистский блицкриг (молниеносная война) был сорван именно в Белоруссии... В истории больше нигде не было такого массового партизанского движения, как в Белоруссии... Без белорусских партизан победа в войне была просто немыслима... Мир был так потрясён подвигом белорусского народа, что сразу после войны республика стала членом ООН...».
Наверное, надо побольше пожить в республике, чтобы понять, насколько прав Григорий Смоктунов в своих обвинениях. Хорошо, если он ошибается. А если нет... Помнится, точно так же когда-то начинали власти Украины, когда распался Советский Союз. Поначалу они твердили об особой роли своей республики в нашей общей истории, включая и Великую Отечественную войну. А потом докатились до реабилитации и прославления бандеровских бандитов и прочих пособников фашистов.
Очень бы не хотелось, чтобы Белоруссия двигалась в том же направлении. Очень не хотелось бы, чтобы в этой самой близкой нам братской республике «идеи» людей, типа Анатолия Тараса, когда-либо стали государственной идеологией. Это было во вред всем славянским народам и прежде всего — самой Белоруссии.
Вадим Андрюхин, главный редактор, Минск-Нижний Новгород