Индия превращается в крупную военную державу
Индийские специалисты провели успешное испытание ракеты Agni II, способной нести ядерный заряд. Пуск подтвердил, что страна обладает надежными силами сдерживания. Она занимает первое место в мире по закупкам оружия. Программа перевооружения предусматривает готовность к столкновению с Пакистаном и соперничеству с Китаем. Укрепление мощи Индии отвечает стратегическим интересам России.
С полигона на острове в Бенгальском заливе был проведен успешный пуск ракеты Agni II, которая способна нести ядерную боеголовку. Ее радиус действия превышает 2000 км; двигатель работает на твердом топливе. Agni II является частью стратегического арсенала ядерного сдерживания, заявили индийские официальные лица.
Как отмечает еженедельник Economist, мощь индийских вооруженных сил растет быстро. В последние пять лет Индия превратилась в крупнейшего импортера оружия в мире. Идут переговоры о завершении сделки на 12 млрд. долл. о приобретении 126 французских истребителей Rafale. Однако крупнейшим поставщиком остается Россия. По данным Международного валютного фонда и института SIPRI (Стокгольм), у нее в 2007–2011 годах было закуплено оружия на 17,3 млрд. долл.
Число военнослужащих в Индии больше, чем у любой азиатской страны, за исключением Китая. Оборонный бюджет Индии равняется 46,8 млрд. долл. По прогнозам, к 2020 году ее военные расходы превысят затраты на военные нужды каждой из трех стран: Британии, Франции и Японии. Ядерный арсенал Индии насчитывает 80 или более боеголовок, причем он может быть быстро увеличен. Ракеты могут достать любой район в Пакистане и большей части территории Китая.
Вызов безопасности Индии, как полагают в Дели, могут бросить нестабильный Пакистан и Китай, превратившийся во вторую экономическую державу мира. С точки зрения международного статуса Индии Китай стоит на первом месте среди озабоченностей индийских руководителей. Недаром в 2009 году министр обороны Индии Аракапарамбил Энтони сказал, что индийские вооруженные силы должны исходить из того, что главную угрозу для Индии представляет не столько Пакистан, сколько Китай.
Индийско-пакистанские отношения недавно несколько потеплели. Тем не менее напряженность на «линии контроля», разделяющей два государства в Кашмире, может вспыхнуть в любой момент. К тому же Пакистан связан традиционно близкими узами с Китаем. И Пекин, возможно, поощряет Исламабад к соперничеству с Индией. Из официальных заявлений КНР этого не следует. Однако именно Китай снабдил Исламабад многими видами вооружений, он же помогал Пакистану ядерными технологиями.
Впрочем, наибольшую тревогу в Дели вызывает не столько пакистанская армия, сколько группировки джихадистов, которые базируются на территории Пакистана и совершают теракты в Индии. К тому же Исламабад в отличие от Дели не взял на себя обязательства не применять ядерного оружия первым.
В беседе с «НГ» руководитель Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяна Шаумян отметила, что в Индии в партии Бхаратия Джаната есть «крайние националистические элементы, которые ратуют за то, чтобы с разделом Индии, осуществленном Британией, было покончено и Пакистан был возвращен в лоно Индии. Но их точку зрения ни в коей степени не разделяют ни правительство, ни основные политические силы страны».
Дели стремится к нормализации отношений с Исламабадом. Но никто не знает, что случится после того, как основные силы США и других стран НАТО уйдут из Афганистана.
«Что касается Китая, то пограничный спор с ним – это не главная проблема. Там царит относительное затишье. Дели больше всего волнует то, что КНР закрепляется на новых форпостах вокруг Индии, прежде всего в Индийском океане. Китайская фирма будет управлять портом Гвадар в Пакистане, КНР стремится создать возможности для своих ВМС на Шри Ланке. Поэтому Индия наращивает силы своего военно-морского флота. Речь идет не о возможности прямого столкновения с КНР, а о борьбе за влияние в Южной Азии», – заключила эксперт.
В стратегическом балансе сил в регионе усиление Индии может рассматриваться Москвой только со знаком плюс. Ведь у нас с Индией на политическом уровне традиционно дружественные отношения, которые никогда не омрачались спорами геополитического характера.
«Независимая газета»