Россия рискует потерять Белоруссию
Как-то неприметно проскочил мимо внимания граждан двух братских стран День единения народов России и Белоруссии, ежегодно отмечаемый 2 апреля в честь подписания в этот день в 1996 году Договора об образовании Сообщества России и Белоруссии. Нет, на официальном уровне, конечно, эта дата (хотя в нынешнем году она была и не круглая) отмечалась: президенты двух стран поздравили друг друга и два братских народа, в Минске и ряде крупных городов России в центральных залах прошли торжественные мероприятия и концерты по этому поводу. Но все это, опять-таки, носило официальный характер. А вот рядовые граждане двух стран никакого праздника в этот день, будем честны, не чувствовали.
И дело не в том, что белорусы и русские утратили друг к другу симпатии. Вовсе нет: за прошедшие годы гражданам двух стран, наоборот, стало неизмеримо легче общаться между собой, находить в соседней стране работу, получать в случае необходимости медицинскую помощь и тому подобное. И те граждане двух стран, которым приходится часто пересекать российско-белорусскую границу (во многом очень условную), надо сказать, все это ценят. Но именно 2 апреля для них пока все же не является«красным днем» календаря. Видимо, ощущая и приветствуя процесс сближения в своей повседневной жизни, люди тем не менее не очень-то готовы разделить официальные торжества. Словом, 2 апреля – это праздник больше для чиновников, а единение народов России и Белоруссии – общее повседневное дело.
Да и какой пиетет к чиновничеству двух стран, ответственному за развитие российско-белорусских отношений, могут испытывать простые люди, если эти чиновники сами признают, что до сих пор толком не понимают, как и с какой скоростью двум странам двигаться навстречу друг другу? И люди чувствуют, что именно власти двух стран во многом тормозят процесс взаимного сближения двух стран и народов. С какой стати тогда праздновать этот установленный чиновниками праздник? Да и сами чиновники время от времени позволяют себе такие перлы, что уважения простых людей к ним явно не прибавляется.
В этом году накануне Дня единения народов России и Белоруссии отметился не кто иной, как госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота. «В договоре о создании Союзного государства, – заявил он, – четко указано, что конституционный акт (Союзного государства) подписывается после того, как будут созданы все необходимые предпосылки, в том числе будут сформированы единое экономическое и социальное пространство». Однако, по словам Рапоты, которые приводит ostkraft.ru, в настоящее время нет ответа на вопрос о том, каким будет конституционный акт: «Как бы стороны ни старались сохранить суверенные права двух государств, все равно конституционный акт предполагает передачу каких-то наднациональных функций. А этому, помимо прочего, должно предшествовать создание единого энергетического, единого информационного, единого транспортного пространств. А что такое, к примеру, единое транспортное пространство? Четкое понимание, четкий ответ на этот вопрос отсутствует. Пока, честно говоря, мы не думаем над конституционным актом: надо сначала с этими всеми вопросами разобраться».
Таким образом, отмечает издание, госсекретарь Союзного государства мало того что признал, что на сегодняшний день документ, который должен стать основой этой структуры, даже не обсуждается (это, в общем, секрет Полишинеля), но еще и публично расписался в своем непонимании основополагающих элементов функционирования Союзного государства, таких как единое транспортное пространство. Для него это вопрос, на который «нет четкого ответа». И Рапоту, отмечает издание, действительно нельзя упрекнуть в необъективности: союзное строительство действительно не сдвигается с мертвой точки уже многие годы. И, похоже, руководство России и Белоруссии такое положение вещей полностью устраивает: в реальности ни Москва, ни Минск не думают сейчас ни о каком настоящем объединении. А простые люди это тоже чувствуют и понимают. И потому 2 апреля праздником для них не является – во всяком случае, пока.
Тем не менее, как считает известный ученый Сергей Кара-Мурза, если объединению на государственном уровне мешает целый список правовых и дипломатических пунктов, то в народных массах идея союза обретает свои силы. Об этом он заявил в интервью «Накануне.ру». Отвечая на вопрос, почему российско-белорусская программа по созданию Союзного государства, дескать, застыла, Сергей Георгиевич сказал: «Это слово – «застыла» – относится к формальной стороне, к государственной политике, а под этой видимой оболочкой процессы объединения все-таки идут неуклонно. Хотя нет особой патетики, нет символических жестов, но, по крайней мере, в массовом сознании в России Белоруссия рассматривается как союзное государство. Белоруссия для нас – фундаментальный союзник, этот народ для нас братский, несмотря на различия социального, политического устройств... Как только будут найдены форматы этого более интенсивного взаимодействия на уровне государств, то они будут закреплены. Но найти эти форматы непросто, так как те самые различия в политическом и социальном устройстве существенны. Очень опасно было бы заставлять эти две части соединиться. У Белоруссии с нами есть отличия, и искоренять их было бы неправильно, и для России важно то, чтобы Белоруссия развивалась по своему пути». «Пока что ситуации в обеих странах такие, – резюмирует Сергей Кара-Мурза, – что можно объединяться небольшими шагами. Идея союза овладевает массами, ищутся приемлемые формы. Белоруссия будет таким полигоном, который поможет нам восстановить и модернизировать хозяйство, потому что они сохранили наработанное».
Впрочем, некоторые аналитики предостерегают, что разумно поспешить с объединением все-таки необходимо. Либо мы создадим Союзное государство, либо Белоруссия будет уходить от России все дальше, пояснил не так давно в интервью ИА REGNUM заместитель директора Института стран СНГ Игорь Шишкин. Чем дольше будет затягиваться воплощение в жизнь Союзного государства, убежден эксперт, тем сильнее станет тенденция к отмежеванию от России. «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе, – пояснил он. – Желающих быть министрами независимой Белоруссии оказывается все больше и больше, чем тех, кто выступает за Союзное государство». Эксперт привел один из признаков кризиса отношений Белоруссии и России: «Достаточно проехать по белорусским дорогам и увидеть, что там всюду надписи на белорусском языке, могут быть указатели на английском, но вы не найдете надписей на русском. Не найти их и в музеях».
Есть два пути развития этой ситуации, полагает Шишкин: «Либо мы создаем Союзное государство, либо дистанция между Россией и Белоруссией будет увеличиваться, независимо от того, Лукашенко у власти или кто-то еще. Постепенно там сформируются и идеологически, и институционно антироссийские силы, как это произошло на Украине, где они уже представлены в Верховной Раде». «Если мы будем вести ту же политику, что и сейчас, нам останется только все больше и больше обижаться», – подчеркнул Шишкин.
КМ РУ