На чьи интересы работает бывший министр финансов Алексей Кудрин?
На протяжении последнего месяца политическая элита России активно обсуждает возможную отставку кабинета министров Дмитрия Медведева — за явно провальную работу. Также называется и кандидатура возможно преемника Медведева. Возможно, новым премьером станет бывший министр финансов Алексей Кудрин. Первой эту фамилию назвала «Независимая газета» со ссылкой на свой источник в Кремле. И хотя потом сам Алексей Леонидович опроверг эту информацию, тем не менее российские эксперты по прежнему обсуждают Кудрина.
И не только российские! Бросается в глаза то, что о бывшем министре финансов активно говорят и западные политологи. Причём, в весьма положительном ключе. Одна итальянская газета даже написала о том, что в случае назначения Кудрина премьером станет «хорошим сигналом» для остального мира, а фондовые индексы ведущих российских предприятий сразу взлетят чуть ли не до небес.
Возникает закономерный вопрос — а чем это так Кудрин нравится западникам? Какими именно заслугами он заслужил их доверие?
Во всём виноват Чубайс
Кудрин является видным представителем так называемой питерской команды нашей правящей элиты, а точнее — её активной либеральной части. Многие годы карьера Кудрина была тесно связана с именем «отца» российской приватизации Анатолия Чубайса. Они сошлись ещё в советские годы, когда Чубайс организовал в Ленинграде клуб молодых экономистов, предлагавших рыночное реформирование основ социализма. Кудрин значился среди основателей клуба.
В 1990 году Чубайс рекомендовал Кудрина мэру Анатолию Собчаку, искавшему «надёжного человека» на пост руководителя департамента финансов. Как Кудрин «рулил» питерскими финансами, рассказывать можно много. Здесь было всё, вплоть до откровенного криминала (криминал и коррупция вообще являются отличительной чертой российского либерального движения). Речь, например, может идти об исчезнувших в начале 90-х годов десятках миллиардов рублей, предназначенных для ремонта и реконструкции питерского метрополитена. Куда их дел тогдашний начальник городских финансов Кудрин, до сих пор неизвестно. А ещё была тёмная история с 26 миллиардами бюджетных денег, утраченных после краха «Северного торгового банка» (здесь мэрия держала львиную долю своих средств). В 1996 году, когда шла избирательная кампания по выборам мэра, Кудрин не постеснялся выделить из городского бюджета почти два миллиона рублей на финансирование выборного штаба Собчака...
Словом, дела бывшего начальника финансов мэрии Петербурга «тянули» на целый ряд статей Уголовного кодекса. Его фактически спас перевод в Москву, который срочно организовал Анатолий Чубайс, ставший к тому времени главой президентской администрации. По его же протекции, несколько позже, Кудрин перешёл на работу в Министерство финансов России, которое Алексей Леонидович потом и возглавил на многие годы. Говорят, что до сих пор Кудрин считает себя обязанным Чубайсу.
Сегодня известно, что Чубайс и его люди активно работали на интересы США. Об этом много писалось и говорилось: в частности о том, что окружение Анатолия Борисовича было буквально напичкано подозрительными иностранными советниками, многие из которых имели явное отношение к западным спецслужбам. Появлялась информация и о личных денежных счетах «отца приватизации», причём в банках, в которых ЦРУ обычно держит финансы своих зарубежных «агентов влияния». Та же проблема касалась и некоторых приближённых Чубайса, вроде некоего Максима Бойко, отец которого являлся преподавателем в одной из школ американской разведки...
Был ли Кудрин втянут в подобные связи? Прямых улик нет. Но вот что интересно.
Как утверждает издание «Стрингер», когда в 2004 году Путин отправил в отставку премьера Михаила Касьянова, американцы проявили сильный интерес к кандидатуре его преемника. На эту должность они настойчиво рекомендовали... Алексея Кудрина, всячески расхваливая его как настоящего либерала и знающего экономиста! Чем так Кудрин угодил правителям США, судить сложно.
Во всяком случае, интереса к нему американцы не потеряли и потом. В 2006 году на сессии Международного валютного фонда и Всемирного банка, проходившей в Сингапуре, Алексея Леонидовича признали лучшим министром финансов среди развивающихся стран. Примечательно, что ранее, в 1997 году, такой же похвалы был удостоен Чубайс...
Надо сказать, что наш министр платил Западу той же монетой.
Агент Хьюстона
Очевидно, что Кудрин имел прямое отношение к осуществлению в нашей стране так называемой «Хьюстоновской программы», которая делает наше государство уязвимым для различных внешних манипуляций.
Что это за программа? Она была оформлена в 1990 году в американском городе Хьюстон, где тогда заседали экономические советники глав государств «Большой семёрки» ведущих стран мира. Программа предусматривала план по реформированию экономики Советского Союза и перевода её на рыночные рельсы. После распада СССР программу навязали и России...
Если отбросить словесные увещевания о построении «процветающего рыночного общества», то в реальности программа была нацелена на подчинение России посредством различных институтов, вроде Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. В 1992 году Россия вступила в МВФ. Правительство Ельцина-Гайдара-Чубайса сразу же подписало навязанное фондом «Письмо о намерениях», взяв на себя обязательства внедрять программы «переходного периода», соответствующие законы и кодексы, которые разрабатывались почти исключительно экспертами фонда.
Но эти законы разрабатывались не за просто так. Под это дело, а также под другие «рыночные разработки» Россия не только брала на Западе многомиллиардные кабальные кредиты, но даже в одно время заложила практически весь свой золотовалютный запас, разместив его в западных банках...
С приходом к власти президента Владимира Путина наша страна вроде бы сделала многое для ослабления зависимости от западной «экономической помощи». К примеру, руководство страны сумело почти полностью погасить весь внешний государственный долг. Однако Хьюстоновская зависимость от Запада не исчезла. Во всяком случае, официально Россия не отказывалась от этой программы. Она просто переместилась из сферы государства в сферу корпоративных отношений. Речь прежде всего идёт о российских банках и ряде крупных корпораций, торгующих нефтью и газом.
В начале 2000-ых они бросились занимать «дешёвые» западные деньги, которые американцы буквально печатали налево и направо для стимулирования потребительского спроса на своём рынке ипотечного жилья. Любопытно, что эти деньги на Западе нашим давали без проблем. Хотя при этом пресекали любые попытки российских компаний приобрести активы ведущих западных фирм. Мол, деньги берите, а вот участия в делах нашей экономики со стороны России мы не потерпим! Цель такой очень странной, двуликой политики стала ясной тогда, когда в 2008 году лопнул «мыльный пузырь» американской ипотеки. К этому времени наши банкиры и нефтегазовые бароны умудрились набрать внешних займов аж на 400 миллиардов долларов!
И государство было вынуждено искать средства, чтобы эти заёмщики сумели рассчитаться по своим долгам перед западными банковскими структурами...
Все эти губительные для нашей экономики вещи всячески поддерживались и поощрялись Министерством финансов Кудрина, который, как уже говорилось, является одним из сподвижников Гайдара и Чубайса, втянувших Россию в кабалу Хьюстоновской программы. Его работа на Запад подтверждается и подозрительной с точки зрения экономической безопасности общей политике, которую на протяжении ряда лет проводил наш минфин.
Дело в том, что у отечественных компаний была возможность вовсе не прибегать к западным кредитам! Ведь наша страна все последние годы буквально обогащалась за счёт выручки от продажи нефти и газа, что позволило России скопить очень приличные денежные запасы. Но эти запасы почему-то не пошли ни на поддержку отечественной банковской системы, ни на развитие промышленности и социально-хозяйственной инфраструктуры.
Вместо этого вся наша выручка ушла... на Запад?! Именно там по велению министра финансов Алексея Кудрина осели как основная часть российских золотовалютных резервов, так и ресурсов Стабилизационного фонда — это многие триллионы рублей. Нас уверяли, что вложения в западную экономику принесут России дополнительные прибыли. С этими доводами отчасти можно было согласиться, пока тамошняя экономика находилась на подъёме.
Однако с 2005 года на Западе начался кризис. И уже в начале 2006 года Счётная палата России опубликовала сведения, что наш Стабилизационный фонд только на американских ценных бумагах потерял 11 миллиардов долларов. Но Кудрина такие убытки не смутили, он не стал возвращать финансы в страну. Мало того, российские деньги продолжали держать не просто в западных корпорациях, а в самых убыточных из них, типа скандально-известных ипотечных компаний США «Фанни Мэй» и «Фредди Мак». По некоторым данным, только в 2007 году это принесло России убытков ещё не менее чем на 50 миллиардов долларов.
Иначе как вредительством, финансовой диверсией такое положение дел назвать нельзя!
Ох, не зря тогда со страниц российских газет раздавались вполне логичные и нелицеприятные вопросы к правительству России — где сейчас наши деньги? Кто ими распоряжается? Почему Кудрин так безответственно поступает — не просто финансирует Запад за наш счёт, но ещё и даёт в руки наших внешних недругов действенный рычаг влияния на Россию?
Однако в ответ на все критические замечания Кудрин словно робот твердил о том, что такое размещение нам чрезвычайно выгодно, что у американской экономики не может быть никаких проблем потому, что это же... американская экономика! Даже начавшийся кризис в США нисколько не смутил Кудрина — он продолжал держать российские деньги в Америке, несмотря на то, что Стабфонд по причине кризиса терял десятки миллиардов долларов.
Месть за Грузию
Эта кудринская политика, кстати, сильно облегчила планы США по наказанию России за войну с Грузией в Южной Осетии. Многие осенью 2008 года обратили внимание на то, как стремительно, словно команде, рухнули наши промышленные активы.
Действительно, ну как могли стремительно обвалиться активы того же Газпрома (за два дня биржевых торгов — почти в три раза!) не когда-нибудь, а в самый канун отопительного сезона? Ведь та же Европа, которая чрезвычайно зависима от поставок российского газового гиганта, пока не нашла себе никакого другого поставщика «голубого топлива». Мало того, как следует из заявок европейских потребителей, в том сезоне газа им требовалось даже больше, чем в предыдущие годы. То есть сам факт стремительного падения газпромовских котировок в 2008 году не поддаётся никакой логике.
Тем не менее это произошло. И произошло вовсе не по объективным экономическим причинам. Если внимательно присмотреться к ситуации, то толчком к обвалу стала мировая политическая обстановка.
Проблемы на нашем фондовом рынке начались аккурат сразу после войны в Южной Осетии. Администрация президента США метала в адрес нашей страны «громы и молнии». Кульминацией этой антироссийской словесной вакханалии стали угрозы государственного секретаря Кондолизы Райс наказать Россию. К сожалению, наши правители почему-то не обратили внимания на слова Райс о том, что Москва почувствует «гнев мирового сообщества» прежде всего на своей экономике.
Что означали эти зловещие предупреждения, стало ясно после того, когда с российского рынка началось массовое и организованное бегство иностранных инвесторов. А если учесть, что они составляли не менее 70 % всех игроков на нашем фондовом рынке, то акции практически всех российских ведущих компаний стали стремительно обесцениваться. Пик падения пришёлся на начало октября 2008 года, когда на длительное время даже пришлось останавливать торги на главных биржевых площадках страны...
Провести такую операцию, которую видный российский учёный академик Игорь Панарин назвал информационной атакой, американцам помог сам характер существования биржевых отношений. Специалисты уже давно подметили, что практически все мировые биржи игнорируют реальную стоимость тех или иных ценных бумаг конкретных предприятий, заложенных в них богатств в виде природных ресурсов, человеческого труда, золота и т.д. Рынок прежде всего зависит от так называемых психологических ожиданий инвесторов, их доверия к банковской и иной финансовой системе.
Проще говоря, всё находится в руках международных игроков, которые просто спекулируют ценными бумагами, по своему усмотрению понижая или повышая котировки акций. Этими спекулянтами можно манипулировать, если иметь над ними контроль. А поскольку центр мировой биржевой торговли находится в США, то Вашингтону не составляет труда вызвать панику на биржах любого государства на нашей планете. Вот это, видимо, американцы и проделали с нашим фондовым рынком.
Примечательно, что панические настроения инвесторов буквально подогревались информационными наскоками ведущих западных СМИ, пишущих по экономическим вопросам. Публикации прямо указывали инвесторам на то, что за войну в Грузии Россия скоро поплатится некими мощными санкциями со стороны Запада — мол, в результате санкций можно потерять все деньги, вложенные в российскую экономику. Любопытно, что газетные комментарии сопровождались различными довольно откровенными намёками России: мол, уйдёте из Грузии, дезавуируете признание независимости Абхазии и Южной Осетии — тогда инвесторы могут вернуться.
В России намёков не поняли, и в ход пошла «тяжёлая артиллерия» в лице таких солидных изданий, как «Файненшл Таймс» или «Уолл-Стрит Джорнэл». Эти СМИ начали рисовать мрачный облик нашей страны, которая якобы уже стоит на грани настоящего хозяйственного апокалипсиса. Мол, у нас практически встали чуть ли не все предприятия, сельское хозяйство разоряется, а государство занялось национализацией частной собственности, прежде всего иностранной.
Понятно, что доверия к российским ценным бумагам такая грубая дезинформация, мягко говоря, не прибавила. Наверное, если бы мы проводили более независимую от воли Запада экономическую политику, если бы мы по воле Кудрина без оглядки не занимали «дешёвых» западных кредитов, не пустили бы на свой рынок сомнительных «инвесторов» и не держали бы свои валютные запасы в американских банках, то все угрозы со стороны США смотрелись бы пустым звуком. Но увы, бегство иностранных спекулянтов своё дело сделало — мировой кризис пришёл в нашу страну...
Сегодня известно, что глубокого падения удалось избежать лишь титаническими усилиями государства, которое оперативно предприняло самые различные антикризисные меры. Вплоть до того, что наконец-то начался процесс возвращения российских золотовалютных запасов в пределы Отечества и... Кудрина убрали в отставку.
Но следует помнить, что любые антикризисные шаги станут действенными лишь в том случае, если высшее руководство России будет окончательно очищено от «агентов Хьюстона», которые по приказу извне пытаются удержать нашу экономику в сфере западного влияния — а уж возвращение Кудрина в качестве премьера просто может обернуться катастрофой для России.
Особенно это актуально сейчас, когда до нашей страны докатилась вторая кризисная волна...
Олег Валентинов, специально для «Посольского приказа»