На наших глазах разыгрывается очередной турецкий гамбит
Турцию охватили массовые беспорядки. Очевидно, что почва для протестов зрела давно, а непосредственной причиной для широкомасштабных акций в разных городах страны послужило решение властей вырубить центральный парк Гези в Стамбуле и построить на освободившемся месте торговый центр. Начавшись с отдельных, чисто экологический выступлений, в волнения буквально за несколько часов были втянуты десятки и даже сотни тысяч человек, а природные лозунги стремительно переросли в политические. Народ требует отставки главы правящей в стране «Партии Справедливости и Развития», премьера Реджепа Эрдогана и всего его правительства...
В Стамбуле, Анкаре и крупных провинциальных центрах протестующие вступают в ожесточённые стычки с полицией, громят офисы правящей партии. Полиция, кстати, фактически сама спровоцировала беспорядки, применив против первоначальной «зелёной» демонстрации слезоточивый газ и неоправданную жестокость, чем только обозлила демонстрантов. Как пишет сайт КМ РУ:
«К удивлению властей, акции протеста объединили всех противников Эрдогана, которых ранее даже представить нельзя было вместе. В нелюбви к нему сошлись левые и ультралевые, студенты, активисты профсоюзов, националисты, кемалисты (последователи Кемаля Ататюрка), курды и даже футбольные фанаты».
Стало известно о присоединении к протестующим крупнейшей в стране «Конфедерации профсоюзов государственных служащих», что само по себе может полностью парализовать всю жизнедеятельность республики...
Египетский сценарий?
По мнению ряда наблюдателей, ситуация в Турции сильно напоминает аналогичную революционную обстановку, которая не так давно царила в Египте, в канун свержения президента Мубарака. Вот что отмечают по этому поводу аналитики сайта «Око планеты»:
«Так же как и в Египте, отличительной чертой беспорядков является отсутствие ярко выраженного лидера (или группы лидеров) и значительная роль социальных сетей, общая аудитория которых превышает в Турции 8 миллионов человек. За 24 часа пользователи Твиттера написали более 2 млн сообщений о событиях в Турции. При этом 90% сообщений были написаны в самой стране, а половина – в Стамбуле. Около 88% сообщений сделаны на турецком языке, из чего можно сделать вывод, что они рассчитаны преимущественно на внутреннюю аудиторию.
Имеются и другие признаки того, что активисты неожиданно вспыхнувших волнений оказались превосходно подготовленными к баталиям на информационном фронте, между тем как действия в массмедиа и интернете правящей команды имеют (в отличие от действий полицейских на улицах и площадях) растерянно-оборонительный характер...».
Как уже говорилось, причин для таких выступлений в стране оказалось очень много. Так, очень многие турки недовольны внешней политикой правящей партии. По их мнению, Турция стала фактической марионеткой в руках ведущих стран Запада.
Помню как в прошлом году, будучи в этой стране на отдыхе, местные жители жаловались мне на то, что их республика потеряла контроль над своими энергоресурсами. К примеру, все поставки нефти в Турцию монополизировали несколько американских компаний, которые в силу своего преимущества загнали цены на «чёрное золото» выше всяких разумных пределов. В результате, при средней заработной плате в 500-700 долларов цена на бензин держится в районе 3-5 долларов за литр (выше чем даже во многих европейских странах). Поэтому автомобили здесь являются довольно дорогим удовольствием. Турки вполне справедливо считают, что тем самым правительство лишило страну экономической самостоятельности.
Кроме того, люди всё чаще и чаще всего выражают недовольство тем, что Эрдоган — опять же во многом из-за желания угодить Западу — слепо поддерживает радикальную исламистскую оппозицию в соседней Сирии, где сегодня идёт гражданская война. Очевидно, что такая позиция Эрдогана способствует росту экстремизма в самой Турции, где сразу же оживилось террористическое подполье и где не так давно случилось сразу несколько терактов...
Кстати, такая внешнеполитическкая позиция по сирийскому вопросу со стороны Эрдогана объясняется ещё и тем, что его партия сама по своей сути является исламистской. Причём, в последнее время исламские порядки стали насаждаться чуть ли не силой. Партия пытается ввести запреты на потребление алкоголя и на некоторые светские развлечения; женщин принуждают отказываться от работы, чтобы они всё своё время проводили дома и т.д. За критические статьи о чрезмерном исламизме премьера или правительства журналисты вполне могут попасть в тюрьму. А недавно за «непочтительные высказывания» о пророке Мухаммеде к 13 месяцам заключения приговорили писателя армянского происхождения Севана Нишаньяна...
Между тем, в отличие от других стран Ближнего Востока Турция – светское государство, что закреплено в местной конституции. А в крупных городах сложился мощный слой интеллигенции, которая категорически не приемлет любого рода религиозные ограничения. Эта интеллигенция, по всей видимости, и стала главной социальной основой выступлений...
Чилийский сценарий?
Впрочем, у всех этих событий возможна и другая подоплёка. Многие аналитики сегодня очень внимательно следят за позицией турецкой армии И это далеко не случайно! Ибо здешние вооружённые силы являются не просто обычным инструментом обороны. Вот что пишет по этому поводу журнал «Военно-политическое обозрение»:
«Само создание Турецкой Республики в 1923 году маршалом М.К. Ататюрком началось с прихода к власти военных. На протяжении десятилетий вооружённые силы страны не только обеспечивали безопасность Турции, но и оставались гарантом соблюдения секуляристских принципов в проведении внешней и внутренней политики страны. До прихода к власти „Партии Справедливости и Развития“ (ПСР) ни одна политическая партия, имеющая исламскую направленность и способствующая укреплению политического ислама в стране, не могла рассчитывать на долгое пребывание у власти. При первых же признаках нарушения светских основ государства армия непосредственно или опосредованно способствовала отстранению этой партии от власти или её полному закрытию... Согласно 35-й статьи Внутреннего устава вооружённых сил Турции, основной целью вооружённых сил страны как раз определяется «сохранение и защита Турецкой Республики». По сути, на основании именно этой статьи были совершены военные перевороты 1960, 1971 и 1980 годов...
В 2002 году ПСР удалось победить на парламентских выборах благодаря своей продуманной экономической программе. При этом ПСР позиционировалась не как происламская, но как консервативно-демократическая партия, сравнивая себя с европейскими христианско-демократическими союзами. Благодаря проведению успешной экономической политики и отсутствию на тот момент чёткой происламской линии ПСР беспрепятственно удалось выиграть и все последующие парламентские выборы».
Понятно, что у исламиста Эрдогана, который поначалу скрывал свои истинные убеждения, всегда были напряжённые отношения с генералитетом. Своей опорой президент сделал полицию, насадив её своими людьми, а в армии устроил несколько показательных чисток. Начиная с 2008 года было возбуждено сразу несколько уголовных дел против военных по обвинению в государственной измене. По стране прокатилась череда арестов бывших и действующих генералов и офицеров, интеллигенции, журналистов — тех, кто якобы был причастен к военному заговору. Эти уголовные дела, отмечает «Военно-политическое обозрение», полностью развязали партии Эрдогана руки:
«Проведение судебных процессов по обвинению представителей вооружённых сил в подготовке военного переворота против правящей партии привело к полному отстранению армии от политики и укрепило позиции ПСР...
Партии удалось устранить своего главного соперника благодаря осторожному подходу к этому вопросу. Не афишируя своих истинных намерений, партия с 2007 года проводит курс на внесение изменений в конституцию страны. Поправки, которые были одобрены в результате проведения народного референдума в 2010 году, значительно ограничили участие армии в политическом процессе. В частности, была уменьшена роль военных трибуналов и лишены неприкосновенности от судебного преследования участники переворота 1980 года.
Серьёзной победой ПСР на правовом поприще стало принятие в 2010 года нового «Политического документа о национальной безопасности страны» или «Красной книги». В этом документе, который ещё называют «секретной конституцией», содержится стратегия национальной безопасности государства, определяются основные вызовы и угрозы для страны. Если в 2005 году составлением этого документа фактически занимались вооружённые силы страны и именно их позиция была в нём прописана, в 2010 году эта обязанность была возложена на гражданские лица, и в частности, на министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу.
Помимо законодательных и судебных инициатив, „Партия Справедливости и Развития“ стремится изменить систему обучения молодых солдат и офицеров, для того чтобы полностью устранить угрозу возникновения государственных переворотов. В военных учебных заведениях обучение ведется на основе кемалистских принципов, которые подразумевают сохранение светского характера государства. Но в октябре 2012 года министр образования Омер Динчер высказался в поддержку идеи о „демократизации“ военных училищ и введения основ ислама в программу обучения молодых военных. Подобная деятельность ПСР направлена на полное отстранение военных от политики и беспрепятственное осуществление новой идеологии Турции, а именно умеренного ислама».
Однако специалисты полагают, что всеми этими манипуляциями Эрдоган только разозлил армейскую верхушку, которая теперь только и ждёт повода для его свержения. Поэтому не исключено, что за нынешними беспорядками вполне может стоять самая настоящая специальная операция военной разведки. Когда ситуация выйдет из-под контроля, и власть окажется полностью парализованной, вот тогда на улицы вполне могут выйти солдаты, которые и установят новый политический режим...
Любопытно, что Эрдоган, который всегда послушно выполнял волю стран Запада, особенно в сирийском вопросе, сегодня стремительно теряет поддержку своих внешних союзников. Влиятельные западные СМИ и политики резко критикуют излишне жёсткие действия полиции. А глава дипломатии Евросоюза Кэтрин Эштон указала властям Турции на чрезмерное применение полицией силы против демонстрантов:
«Высокий представитель ЕС по иностранным делам и безопасности выражает глубокую обеспокоенность в связи с насилием, которое имело место в Стамбуле и некоторых других городах Турции, а также сожаление по поводу диспропорционального применения силы сотрудниками турецкой полиции».
С этой позицией солидаризовался и госсекретарь США Джон Керри, который также выразил обеспокоенность подавлением антиправительственных протестов в Турции, призвав власти страны к сдержанности.
... Не исключено, что Запад уже достаточно знает о потере Эрдоганом поддержки значительной части турецкого общества. Также там прекрасно известно и о планах возможных военных заговорщиков, которых уже ничего не может остановить. И потому сегодня стремится наладить контакты с оппозицией. Чтобы, в случае успеха революции, удержать Турцию в максимальных рамках своего влияния — по вопросам членства страны в НАТО и сирийской проблеме. Думается, ради такого Эрдоганом вполне можно и пожертвовать, как это уже не раз бывало с самыми разными прозападными политиками, дискредитированными в собственных странах.
Вадим Андрюхин, главный редактор