Вы находитесь здесь: // Свежие новости // Мировые СМИ: в Сирии началась ликвидация химического оружия

Мировые СМИ: в Сирии началась ликвидация химического оружия

 Эксперты Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) приступили к ликвидации запасов отравляющих веществ правительственной армии Сирии. Об этом передает BBC со ссылкой на источник в организации. В частности, с помощью тяжелых грузовиков будут уничтожены средства доставки химического оружия, в числе которых боеголовки ракет и авиационные бомбы. Ранее представитель России в ООН Виталий Чуркин сообщил, что международные инспекторы начнут свою работу 7 октября.

В группу экспертов входят 33 человека, из которых 19 относятся к ОЗХО, а остальные – сотрудники ООН. Известно, что инспекторы – граждане России, США, Великобритании, Чехии, Узбекистана, Китая, Канады, Нидерландов и Туниса. Согласно объявленному плану, они должны проверить все объекты, на которых хранится химическое оружие, оценить его запасы и, разработав комплекс мер по ликвидации, проконтролировать уничтожение отравляющих веществ, объем которых составляет около 1000 тонн. Предполагается, что все работы будут завершены уже через девять месяцев, а затраты участвующих сторон составят около миллиарда долларов.

Прогресс в сирийском кризисе стал возможным благодаря соглашению, заключенному между главой МИД России Сергеем Лавровым и госсекретарем США Джоном Керри в середине сентября текущего года на конференции в Женеве. Вашингтон пообещал не проводить военную операцию против Дамаска, если тот, в свою очередь, будет четко придерживаться плана разоружения.

Накануне в интервью журналу Der Spiegel президент Сирии Башар Асад сообщил, что химический арсенал хранится в небоеспособном состоянии. При этом он отметил, что у мятежников есть нервно-паралитический газ зарин, который они, по его словам, использовали в пригороде Дамаска и окрестностях Алеппо. Кроме того, политик подчеркнул, что не станет вести переговоры с оппозицией, пока ее представители продолжают боевые действия.

Также глава арабской республики сделал достаточно неожиданное заявление, предложив Германии стать посредником в политическом урегулировании внутреннего конфликта. Вскоре министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле сказал, что его страна не намерена брать на себя эту ответственность.

Тем временем международное сообщество возлагает большие надежды на грядущую конференцию «Женева-2», которая, возможно, состоится в ноябре этого года. В ООН надеются, что мероприятие поставит точку в кровопролитной войне между правительственными войсками и повстанцами. Предполагается, что в Швейцарию приедут делегаты из России, ведущих западных государств, стран Персидского залива и Ирана. Также планируется, что за стол переговоров наконец-то сядут представители официальных властей Сирии и лидеры мятежных сил.

Об угрозе срыва конференции уже предупредил Лавров. К тому же из слов Асада следует, что боевики должны прекратить сопротивление в ближайший месяц, иначе Дамаск не будет разговаривать с оппозицией. Однако повстанческий фронт уже давно расколот на два лагеря – умеренный и радикальный. В первый входят по большей части граждане арабской республики, среди которых встречаются как либералы, так и исламисты. Второй лагерь состоит преимущественно из наемников разных мастей и членов «Аль-Каиды».

Министр национального примирения Сирии Али Хайдер, говоря о том, что правительство уже ведет диалог с рядом оппозиционных фигур, имел в виду именно жителей республики, с которыми торг действительно уместен. Глава МИДа республики Валид Муалле также изъявил готовность встретиться с лидерами противоборствующей стороны.

Последние события вокруг Дамаска свидетельствуют, что, похоже, тугой узел сирийского кризиса начинает понемногу распутываться. Если Асад, как надеется ООН, согласится создать коалиционное правительство, пустив туда оппозиционеров, то внутриполитическая ситуация в стране медленно, но верно будет выправляться. Другое дело, что на Ближнем Востоке, как показывает история региона, договариваться не очень-то умеют и противников, как правило, попросту уничтожают.

Возможно, что лидеры умеренных мятежных сил согласились бы сесть за стол переговоров, но гарантий безопасности, если они сложат оружие, никто им не давал; объявлять повстанцам амнистию за попытку государственного переворота и военные преступления сирийские власти пока тоже не собираются. Судя по всему, Дамаску сейчас представляется очень важным вбить клин между сирийцами, несогласными с политикой Асада, и наемниками, которым просто плевать на республику и ее народ.

Если президенту хватит политической мудрости не карать воевавших против него граждан, вынести уроки из произошедшего конфликта, а также не нарушать условия договора о разоружении, то Запад, обладающий большим весом и способный влиять на состояние дел на Ближнем Востоке, не найдет серьезных поводов для критики руководства арабской республики и воздержится от провокаций.

Грубая военная сила по-прежнему очень многое решает в современном мире, однако ее применение требует определенной легитимности, которую не всегда удается найти. Дипломатический успех в диалоге США, который недавно был достигнут Россией, позволил хотя бы на время отвести угрозу ракетного удара по Сирии и санкционировал процесс мирного урегулирования вопроса о химическом арсенале.

Вероятно, Москва и Дамаск понимают, что ни одна международная организация не возьмет на себя ответственность определять вину сторон за химические атаки в Восточной Гуте и Алеппо. Доказывать причастность боевиков, учитывая слабое информационное влияние российских и сирийских СМИ на мировое общественное мнение, бессмысленно. В этой связи маленькой победой можно считать интервью Башара Асада, точка зрения которого практически не представлена в западных медиа, журналу Der Spiegel.

Тем не менее, все успехи на пути сохранения мира носят промежуточный характер. Банды исламистов, получающие мощное финансирование из стран Персидского залива, просто так не сдадут те земли, которые они захватили. Белый дом, в свою очередь, пошел на заключение соглашения с Кремлем, прежде всего стремясь сохранить лицо Барака Обамы, выступавшего с инициативой бомбардировки Сирии, но не нашедшего поддержки военного вмешательства у собственного народа. К тому же арабская республика понесла колоссальные экономические и демографические потери. Инфраструктура и предприятия находятся в полуразрушенном состоянии, более 100 000 человек погибли, а свыше 2 миллионов граждан стали беженцами, покинув пределы страны.

 

КМ РУ

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика