Вы находитесь здесь: // ГЕО в политике // Разрушенное наследие Ирака: причины, факты, последствия (ч.2)

Разрушенное наследие Ирака: причины, факты, последствия (ч.2)

i  В соответствии с Конвенцией ООН от 1954 года, любая сторона военного конфликта обязана следовать правилам, требующих обеспечения сохранности исторических памятников. Тем не менее, данное предписание не только не соблюдается, но и создаётся впечатление, что сегодня ведётся целенаправленное уничтожение памятников древнейших цивилизаций человечества. Наиболее полно данное мнение иллюстрирует произошедшее с памятниками искусства в Ираке, многие из которых находятся под угрозой полного разрушения.

Как известно, «миротворческая» миссия США в Ираке началась в марте 2003 года и продолжается до сих пор, спустя более десяти лет. С окончанием активной фазы военных действий в 2007 году правительство США объявило о восстановлении разрушенных исторических объектов и музеев первостепенной значимости. Вашингтон даже выделил иракскому правительству грант в размере 13 миллионов долларов на восстановление Национального музея Ирака, из которого, при попустительстве американских солдат, было украдено более 15 тысяч экспонатов. Однако на сегодняшний день не существует никакой официальной отчётности о распределении выделенных на восстановление музея средств — увы, результат проделанных работ не стоит и половины потраченных денег.

Большим препятствием на пути реконструкции музеев в Ираке стоит массовое расхищение памятников искусства из художественных собраний государства. Фактически, точного количества украденных экспонатов сегодня не знает никто! И что самое интересное, почти все эти памятники древней цивилизации Шумера и Аккада осели в частных собраниях стран Запада, доступных исключительно узкому кругу лиц.

Каким же образом древние памятники Месопотамии достигли западных коллекционеров?

Мародёры в американской форме

Большинство экспертов сходится во мнении, что ценности истории и культуры из Ирака вывезли именно американские военные! В частности, на это указывает Стрингерское бюро международных расследований, которому удалось выяснить, как именно происходило разграбление и разрушение исторических памятников, представлявших ценность не только для Ирака, но и для всего человечества.

Началом расследования стало свидетельство иракского переводчика, на глазах которого солдаты США грузили ящики с ценными историческими архивами в самолёты с американскими опознавательными знаками. Переводчику удалось выяснить, что эти архивы в основном состояли из важнейших документов еврейской общины Ирака и датировались периодом Вавилонского пленения (VI в. до н. э.). В результате расследования было установлено, что подобным образом были вывезены и древние памятники Вавилона — во время дислокации на его территории американских войск. Хранитель музея Вавилона Мухсин Мухаммед отмечает, что в период существования американской базы, музейным работникам и учёным вход на территорию археологического комплекса был запрещён. «Здесь взлетали и садились огромные вертолёты, солдаты в качестве бесплатных сувениров выковыривали камни с печатью Навуходоносора», — рассказывает хранитель, отмечая, что «этому памятнику более 5 тыс. лет, и информацию о нём собирают буквально по крупицам». Таким образом, в период расквартирования иностранных военных уникальные памятники древности варварски расхищались. Некоторые статуи, которые по неаккуратности были разбиты, музейные сотрудники позднее нашли выброшенными, с оторванными золотыми фрагментами.

Но больше всего от рук мародёров пострадал Национальный музей Багдада. Руководитель информационного центра музея Танхид Али отмечает, что «в экспозиции зафиксировано ограбление в 42 местах, в хранилищах — в тысячах». И основная вина также возлагается на американских военных. По данным очевидцев, солдаты ходили по залам музеев, хватая всё, что попадалось на глаза. А американские офицеры объясняли своё бездействие отсутствием приказа о вмешательстве в происходящее со стороны верховного командования...

Почему же командование не проявило готовность остановить грабёж?

Отчасти, причину этих действий можно объяснить тем, что генералы армии США стремились стереть историческую память Ирака, а действия мародёров только способствовали этим целям. Так, один из главных военачальников США — Джон Агресто — главной своей задачей видел создание в Ираке новой системы образования, практически с нуля! В таком контексте ограбление местных университетов и министерства образования, по его словам, стало «отличной возможностью начать всё заново». Видимо, американский военный не знал, что до того, как страну задушили санкциями, в Ираке была лучшая в регионе система образования, с наивысшим в арабском мире уровнем грамотности – в 1985 году 89% иракцев были грамотны, а сама история Ирака насчитывает более 7000 лет...

Впрочем, даже это не объясняет другой не менее ужасный факт... нет, даже не разграбления, а целенаправленного уничтожения мародёрами важнейших памятников древности! Так, медной голове аккадского царя (около 4300 лет до н.э.) неизвестные варвары расплющили нос и бороду, а заодно разбили сотни глиняных табличек с древнейшими клинописными текстами.

Вероятно, те, кто повредил голову аккадского царя, руководствовались некой слепой местью ко всей здешней культуре. Были ли это еврейские националисты (как утверждают некоторые газеты), действующие под прикрытием армии США, или какие ещё иные ненавистники Ирака, сказать трудно. Одно можно утверждать достоверно — в разграблении и уничтожении культурных ценностей музея Ирака главным образом принимали участие специально подготовленные иностранные группы, а вот число «своих» иракских мародёров было очень небольшим.

Руководитель работ по восстановлению Вавилона Абдул Джабар уверен, что «речь идёт о хорошо спланированной операции по уничтожению наследия цивилизации Междуречья в целом». «Пятнадцать тысяч древних исторических мест подверглись вторжению и разграблению. Эти организованные грабежи продолжались более 6 месяцев. Американские войска охраняли нефтяные объекты, но не древние памятники. В это время одна за другой приезжали якобы экспедиции, возглавляемые американскими «специалистами». После их «раскопок» оставались только пустые ямы», — рассказывает он.

Дорога к чёрном рынку

По убеждению экспертов, большая часть украденных артефактов сразу поступила на чёрный рынок. Дело в том, что спрос на древние исторические памятники растёт с каждым годом. Например, самый дорогой исторический артефакт, когда-либо официально становившийся предметом торга – это найденная недалеко от Багдада фигурка «Львица Гуэннола» 3-го тысячелетия до н.э. В 2007 году 8-сантиметровая каменная статуэтка была продана на аукционе Sotheby’s за 57,2 миллиона долларов!

При этом хорошо известно, что многие из выставляемых на торгах ведущих аукционных домов предметы древнего искусства жителей Месопотамии были вывезены из страны незаконным путём. Так, в 2008 году с торгов Christie’s в Нью-Йорке только в последний момент были сняты уникальные золотые серьги из сокровищ, найденных при раскопках ассирийской столицы Нимруда, на севере Ирака.

Кроме того, проблему хищения памятников усугубляет и факт того, что не умеющие правильно обращаться с древними экспонатами грабители нередко их повреждают, после чего, потеряв интерес, тут же от них избавляются. Так, знаменитая статуя «Вавилонский лев» была обнаружена возле ворот одного из храмов в провинции Даяла с отколотой головой – разбитая скульптура сильно потеряла в стоимости, а потому была просто брошена на дороге...

По данным Интерпола, главными торговцами древнего антиквариата являются солдаты американской армии, которые, что называется, за последние 20 лет исходили весь арабский Восток вдоль и поперёк. Служащие США огромными сумками вывозят всё, что по их мнению составляет высокую материальную ценность и будет востребовано на рынке. Они активнее местных мародёров грабят музеи и частные дома неугодных США физических лиц. Подобно средневековым отрядам крестоносцев, американские военные возвращаются с многочисленными победными трофеями.

Как же им удаётся провести бесценные произведения искусства через пограничный контроль? Знающие люди знают ответ на этот вопрос – по американским законам, военнослужащие США не досматриваются при прохождении границы и освобождены от необходимости предъявлять содержание своего багажа. Поэтому разграбленное искусство Востока, не встретив никаких препятствий на своём пути, свободно пересекает американскую границу.

Но неизбежно возникает и другой вопрос. Каким образом, люди, не разбирающиеся в антиквариате и далекие от всего происходящего в сфере искусствай, умудряются реализовать награбленное? Ответ на этот вопрос тоже известен. Американские солдаты продают бесценные предметы искусства через специальные интернет ресурсы, например е-bay, за сильно заниженную стоимость, которая, тем ни менее, составляет огромные деньги для молодых военных. Ещё предметы из драгоценных металлов нередко просто дарятся родственникам и даже идут на переплавку. Что-то остаётся в домах, как память о «восточном походе»...

Любопытно, что от США в плане мародёрства не отстают и некоторые европейские деятели. Так, во Франции к преступлениям подобного рода относятся весьма снисходительно, особенно когда в них оказываются вовлечены высшие представители власти. Когда друг Николя Саркози Ги Вильденштейн, один из основателей президентской партии UMP и её щедрый спонсор, был обвинён в «незаконном приобретении произведений искусства», дело хоть и дошло до суда, но его быстро замяли, назвав случившееся «недоразумением»...

Невесёлые перспективы

Тем ни менее, официальные организации по борьбе с преступлениями в области культуры продолжают предпринимать попытки противостоять злоумышленникам. ЮНЕСКО регулярно рассылает имеющиеся в её ведении подробные описания пропавших артефактов таможенным службам и правоохранительным органам — в первую очередь, в Интерпол. Представители организации также обращаются ко всем аукционным домам и торговцам антиквариатом с просьбой оказать помощь в поисках пропавших ценностей.

Формально законодательство США также предпринимает попытки остановить преступников — полиция может конфисковать предметы, которые были приобретены в обход закона, здесь преступлением является практика перевоза, продажи или хранения подозрительных произведений искусства. Тем не менее, именно эта страна лидирует в списке скандально известных судебных процессов, связанных с незаконным оборотом антиквариата.

Например, не так давно там предъявили обвинение нескольким арт-дилерам и связанному с ними коллекционеру — в организации преступной сети, занимавшейся контрабандой сокровищ древнеегипетского искусства. Чтобы избежать процедуры таможенного досмотра, эти преступники переправляли через американскую границу древние саркофаги, ритуальные сосуды и статуи возрастом около 2000 лет в ящиках, на которых сокровища значились как... «деревянные панели». Не зря египетский министр по делам древностей назвал раскрытую мошенническую операцию «одним из крупнейших и серьезнейших случаев контрабанды предметов старины». А по словам сотрудника департамента госбезопасности США Джеймса Хейза-младшего, «нелегальная торговля культурными ценностями — третий по объёму и доходности сегмент чёрного рынка. Этот рынок хорошо организован, а египетские артефакты — новая, растущая его ниша, вызывающая серьёзное беспокойство».

Из этого следует вывод, что количество попыток контрабандного вызова культурных ценностей продолжает оставаться на очень высоком уровне. И предпринимаемых мер явно недостаточно — прежде всего, по причине существования на них спроса на чёрном рынке. Ведь если бы чёрный рынок произведений искусства в Америке и Европе не существовал, мошенники, пользуясь нестабильностью ситуации в Северной Африке и на Ближнем Востоке, не вывозили бы антиквариат в таких количествах и в таком масштабе.

... Сегодня контрабандный вывоз предметов старины и искусства принимает характер организованной транснациональной преступности. Незаконные операции с культурными ценностями уступают по доходности разве что нелегальной прибыли, извлекаемой из незаконного оборота оружия, наркотиков и торговли людьми. При этом отчётливо выделяются две главные категории предметов, которые стремятся приобрести организованные преступные группировки. Первая категория – это художественные изделия и ценные антикварные вещи, размещённые в музеях, культовых зданиях, галереях и частных коллекциях. Ко второй категории относятся находки, имеющие культурную ценность, обнаруженные во время проведения археологических раскопок (гробниц, храмов, древних человеческих поселений), а также предметы военной атрибутики. Как мы убедились, даже высшие западные чиновники и политики не стоят в стороне от культурных грабежей, которые происходят сегодня на Востоке. Они не только попустительствуют новым кражам, но и порой принимают в них непосредственное участие.

Конечно, сотрудники ЮНЕСКО стараются сделать всё возможное для сохранения памятников человеческой истории. Однако отсутствие точной информации и невозможность получить её в срок, плюс всевозможные бюрократические проволочки, практически сводят на нет все усилия этой организации. Главный вклад ЮНЕСКО в защиту ближневосточных памятников сегодня, вероятно, заключается в привлечении внимания общественности, распространение фотографий краденного через Интерпол и сведение к нулю шансов преступников продать краденное легально.

Стоит отметить, что вернуть похищенные памятники иракскому народу помогают и соседние страны. Так, в 2008 году Сирия передала министру культуры Ирака Мухаммеду Аббасу аль-Урейби уникальный музейный экспонат ассирийского периода истории страны, вывезенный контрабандой из Ирака. Данный экспонат представляет собой часть храма в древнем городе Месопотамии — Нимруде. Длина отколотого от входа в храмовый комплекс артефакта составляет около метра, а ширина — около 40 сантиметров. В его изготовлении использовался горный хрусталь. Только за полтора месяца работы сирийских правоохранительных органов власти этой страны вернули Ираку 701 экспонат, украденный из музеев страны с момента начала оккупации Ирака в 2003 году!

Оказали помощь Ираку и некоторые европейские страны. Так, в 2009 году две нидерландские художественные галереи передали послу Ирака 69 археологических находок, незаконно вывезенных из этой страны. А в числе обнаруженных при участии Интерпола предметов оказались знаменитый терракотовый рельеф, керамические сосуды, таблички с клинописью...

Однако, как мы уже говорили, все вернувшиеся на родину экспонаты — лишь капля в море памятников искусства, бесследно исчезнувших из страны в период военных действий. Так, по оценкам министра туризма и древностей Лива аль-Сумайсима, только в Соединённых Штатах сегодня незаконно находится около 90 тыс. принадлежащих Ираку археологических артефактов, всего же в 2003—2004 годах было вывезено 130 тыс. культурно-исторических ценностей.

Таким образом, главная трагедия памятников Ирака заключается вовсе не в том, что бесценные артефакты разрушают бомбы или снаряды. Проблема в другом: все культурные ценности стоят огромных денег, а война создает благоприятные условия для их лёгкого расхищения. Именно поэтому предотвращение дальнейшего расхищения памятников искусства является первостепенной задачей всего человечества, а не только пострадавших от милитаристской политики Соединённых Штатов восточных стран. Если, конечно, человечество не хочет, чтобы его история и культура навсегда канула в Лету...

Юлия Чмеленко, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика