Бесконтрольный плутоний
Как сообщила на днях британская газета «Таймс», в ливийском городе Себха обнаружен склад 6,5 тыс. бочек жёлтого кека и 4 тыс. переносных ракетно-зенитных комплексов (ПЗРК), который находится под контролем одной из ливийских группировок и практически не охраняется. Жёлтый кек — это химически концентрированный природный уран, который служит сырьём для производства оружейного плутония. По сообщениям газеты, «Аль-Каида» уже проявляла интерес к этому арсеналу и предлагала за него 1 млн. долларов.
В этой связи Россия инициировала рассмотрение в ООН вопроса о выполнении санкций, действующих в отношении Ливии, в том числе и о сохранности там военных арсеналов. «Сохраняется обеспокоенность тем, что Ливия является источником распространения по всему региону и за его пределами оружия и материалов, связанных с производством оружия массового уничтожения. Мы, конечно, будем самым тщательным образом за всем этим делом следить», — заявил постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин.
Сообщение о неохраняемом складе в городе Себха заставило наблюдателей обратить внимание на судьбу ливийского химического оружия. Как известно, в 2004 году Ливия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия и объявила о размерах своего химического арсенала, а также согласилась его уничтожить. Правительство Каддафи уничтожило 54% иприта и 40% прекурсоров (химических реагентов, необходимых для производства токсичных химических веществ), однако в феврале 2011 года этот процесс был приостановлен.
В 2011 году инспекторы Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) обнаружили запасы иприта, незагруженного в боеприпасы в Ливии. Обнаруженное незарегистрированное химическое оружие хранилось на складе военного объекта Рувага на юго-востоке Ливии. Помимо этого, эксперты обнаружили артиллерийские снаряды, которые также подлежали декларированию «в качестве химических боеприпасов». Тогда же премьер Национального переходного совета Махмуд Джибриль подтвердил наличие химического оружия и заявил, что у Ливии нет необходимости содержать подобные вооружения и страна готова избавиться от них при помощи международных инспекторов. Согласно международному договору Ливия обязалась уничтожить все запасы своего химического оружия до 29 апреля 2012 года, однако это обязательство не выполнено до сих пор.
Но это, похоже, не волнует тех, что организовал проведение операции «Рассвет одиссеи», приведшей к смене власти в Ливии. Сейчас они больше говорят о сирийском химическом арсенале, хотя наблюдатели не исключают ливийский след в тех случаях, когда боевики использовали это оружие массового поражения на территории Сирии. Да и средства массовой информации неоднократно сообщали о поставках боевикам всевозможного оружия из Ливии, которое там не охраняется или находится под контролем различных группировок, в том числе и экстремистских. Пример со складом в Себха лишь подтверждает этот факт.
Следует также сказать, что некогда процветающая арабская страна Ливия за годы, прошедшие после свержения Каддафи, превратилась в территорию, охваченную междоусобицей. Отдельные районы объявляют себя независимыми от центральной власти, повсюду орудуют хорошо вооружённые боевики. По данным тунисской газеты «Аш-Шурук», в стране с населением порядка 6,5 млн. человек насчитываются 700 тыс. боевиков.
Другими словами, каждый девятый гражданин Ливии зарабатывает на жизнь своей семьи, вооружившись автомобилем или пулемётом. Так, в четверг в Триполи возникли и продолжались всю ночь ожесточённые вооружённые столкновения между боевиками бывших повстанческих группировок. Инцидент произошёл примерно в километре от посольств России и Великобритании. Как сообщают арабские СМИ, в ходе столкновений погибли двое и ранены более 20 ливийцев.
Стремясь справиться с волной насилия, охватившей страну, правительство Ливии приняло решение о прекращении субсидирования всех бывших «революционеров» с начала 2014 года, если они официально не перейдут на службу в госструктуры.
Красная звезда