Кто разрушает культурно-историческое наследие Ливии
В середине февраля 2011 года в Ливии начались массовые демонстрации с требованием ухода правившего страной более 40 лет Муамара Каддафи. Эти демонстрации, как известно, переросли в кровопролитные бои, которые унесли множество человеческих жизней, а также самым варварским способом уничтожили сокровища мировой истории и культуры. Конечно, памятники искусства разрушали в странах Востока и ранее, однако произошедшие в Ливии разграбления раньше аналогов просто не имели!
Как известно, на территории Ливии расположено пять находящихся под охраной ЮНЕСКО объектов мирового культурного наследия. Это археологические памятники Лептис-Магны, Сабраты, Кирены, наскальная живопись в горах Тадрарт-Акакус и старый город в Гадамесе.
Напомним, что город Гадамес расположен в 600 километрах к юго-западу от Триполи. «Жемчужине пустыни», как называют этот древний город, свыше 2000 лет — некогда жители города были союзниками Римской империи в её кампаниях против племён Северной Африки. В 1986 году этот объект, хранящий множество памятников римской эпохи, вошёл в список всемирного наследия ЮНЕСКО как третий самый старый в мире археологический город.
Но несмотря на это, сам город да и другие шедевры человеческой культуры, расположенные в Ливии, были сильно повреждены в ходе боевых действий, а уникальные наскальные рисунки Тадрарт-Акакуса были похищены навсегда...
Учёные подчеркивают, что со времён революции в стране было разрушено более 15-ти объектов культурного наследия, при этом уничтожение памятников продолжается до сих пор. В частности, сегодня в стране 70% археологических памятников лишены надлежащей защиты и находятся под угрозой разрушения. Ведущий ливийский археолог, профессор университета Триполи, Фадель аль-Корейни комментирует происходящее следующим образом:
«Это настоящая катастрофа для страны. К сожалению, сейчас у власти нет возможности следить и поддерживать надлежащий уровень защиты исторического наследия».
Бомбили Каддафи и культуру
Кто же конкретно несёт ответственность за столь печальное положение дел? Директор центра культурного наследия ЮНЕСКО Франческо Бандарен полагает, что наиболее опасен для памятников искусства лишь послевоенный период, когда все исторические объекты нуждаются в повышенной защите:
«Опыт Ирака и Афганистана показывает, что постконфликтная фаза наиболее опасна, поскольку у населения накопилось оружие, в стране действуют вооружённые группировки. В это время и проходят разграбления».
Однако согласно данным одного из участников миссии ЮНЕСКО — археолога Хафеда Вальды — сами ливийцы бережно относятся к древним памятникам, находящихся под охраной организации. «Население вокруг этих памятников очень сознательно, они собрались для их защиты», — рассказал он после своего недавнего визита в страну.
Мало того, сегодня выяснилось, что самые главные культурные разрушения случились во время войны. Несомненно, за такого рода военные операции несут ответственность все участники конфликта. Однако именно западная коалиция нанесла ливийской культуре наибольший ущерб.
Так, войска НАТО полностью проигнорировали все предупреждения ЮНЕСКО, члены которой призвали все воюющие стороны «не проводить военные операции на территории памятников культуры». Однако, это заявление не принесло абсолютно никаких результатов. Более того руководство НАТО официально заявило ещё в начале военной компании, что «не остановится перед нанесением ударов даже по древним городам, где могут укрываться военные объекты Каддафи».
За этими словами последовало и конкретное дело — в результате налёта западной авиации на Триполи были уничтожены многие древние постройки, времён Карфагена и Древнего Рима, а также уникальные мечети, включая знаменитую Аль-Джами, возведённую еще в 1640 году...
Не менее ужасные потери понесли древние города Абротон (Сабрата или Сабрафа), Лептис Магна и наскальные рисунки в Акакусе. Возраст этих памятников превышает 2500 лет — например, Храма Аполлона в Сирене датируется тремя тысячам лет. Наибольший ущерб всем этим памятникам нанесли именно силы западной коалиции, войска которой подвергли древние руины массированным бомбардировкам.
Один из них — Лептис Магна, древнейший город Ливии, достигший расцвета во время Римской империи. Руины города расположены на берегу Средиземного моря в 130 километрах к востоку от Триполи в городе Аль-Хумс. В городе сохранилось множество римских величественных построек, благодаря которым этот объект получил название «Рим в Африке». Город достиг своего наивысшего расцвета после 193 года, когда двадцатый правитель Рима Септимий Север возглавил империю. Он очень заботился о Лептисе, так как это был его родной город, ставший одним из величайших городов римской Африки. До недавнего времени уникальные руины Лептисе привлекали десятки тысяч туристов и исследователей. Это развалины древнего форума, храма Либер Патера, Рима, Августа и Геркулеса, часть амфитеатра, термы и базилика — многим из этих строений очень «не повезло» во время бомбёжек, им нанесён большой ущерб.
Большое значение имели и исследовательские работы немецких учёных из университета Гамбурга, которые вели раскопки вдоль побережья Ливии летом 2005 года. Археологам удалось раскрыть пять огромных красочных мозаик длиной в 30 футов. Период создания мозаик — первые столетия нашей эры. Эти уникальные памятники в деталях изображают воина в бою с оленем, четырёх молодых человек, борющихся с диким быком, и отдыхающего после боя гладиатора. Наибольшее значение имеет мозаика гладиатора, культурная ценность которой сопоставима по качеству с мозаиками в Помпеях. Стоит отметить, что этот уникальный шедевр был обнаружен еще в 2000 году, но с целью предотвращения попыток грабежа, в течение пяти лет учёные не придавали огласке свое открытие. К сожалению, их меры в конечном итоге оказались напрасными, и уникальные шедевры были сильно повреждены в ходе натовских бомбардировок...
Ещё более ужасная судьба постигла наскальные росписи в горах в Акакусе, в пустыне Сахара, на юге Ливии. Используя шёлковые полотна, пропитанные специальным химическим составом, неизвестные пока преступники накрыли ими древнейшие наскальные изображения, которые отклеившись от стены, перешли на холсты. «Эти изображения пережили века разных потрясений и сотни лет при Ливии, и никто никогда не трогал их. Никто! До тех пор пока западные страны не пришли в Ливию и не разрушили всё, разрушили страну», — горько констатировали ливийские археологи.
Под угрозой разрушения сегодня по-прежнему находятся и другие бесценные археологические памятники. Например, расположенная в глубине Сахары столица древнего государства Гарамантиды, где также сохранились наскальные рисунки и надписи древних людей. В список повреждённых или разрушенных исторических памятников входят также руины старого города Аль-Байда приблизительно 90-х гг до н.э. и древнее кладбище вблизи поселка Еззиет...
Стоит также сказать несколько слов и об ужасном разграблении неизвестными мародёрами музея Джамахирии, из которого преступники унесли знаменитую статую Венеры. Археологи обнаружили её в 1930 году, когда Ливия была ещё итальянской колонией. Древнюю скульптуру по приказу Муссолини увезли в Италию, и многие годы независимая Ливия требовала статую обратно в Триполи. Правительство Италии в конце концов вернуло уникальный памятник Ливии... И сегодня судьба Венеры остаётся загадкой.
Халатность или зловещий план?
Примечательно, что на Запада долго не хотели видеть нависшую над памятниками смертельную угрозу. Так, некоторые члены ЮНЕСКО до последнего не желали подтверждать чудовищные масштабы причиненных историческим объектам разрушений. «Основные культурные и исторические памятники Ливии не были повреждены за время вооружённого конфликта в стране, но существует опасность их разграбления», — самоуверенно заявляли специалисты, пока фотографии разрушенных памятников не появились в мировых СМИ.
Эти данные как нельзя лучше свидетельствуют о том, что смена политического режима в стране и контроль за ливийскими энергоресурсами для стран Запада стоял неимоверно выше, чем защита и сохранение культурного достояния человечества. И удары по уникальному древнему городу Лептис-Магна — тому подтверждение. Как заявил анонимный военный источник, «эта бомбардировка служит явным свидетельством того, что Запад уже не проводит различий между военными и гражданскими объектами, нанося удары и по историко-археологическим памятникам, охраняемым ООН, грубо попирая все международные нормы и конвенции».
В свою очередь бывший посол России в Ливии Алексей Подцероб полагает, что у мирового сообщества нет опыта по предотвращению разграбления памятников истории.
«В той же самой Ливии, когда так называемые борцы за свободу захватили историческую область Киренаику, то они начали грабить Кирену – её жемчужину. Это огромный древний город. Они стали оттуда вывозить статуи, различные памятники. Тогда ливийское правительство даже обратилось с просьбой к египтянам помочь перекрыть границу. Но как там перекроешь границу? Там 1000 километров пустыни. Египтяне пытались сделать что-то, но это оказалось невозможным. Очень сложно с такими вещами бороться», — отмечает эксперт.
Со своей стороны Николай Соллогубовский, представитель Комитета солидарности с народами Ливии и Сирии, регулярно посещающий ливийскую территорию, заявил:
«Я уверен, что грабёж древних артефактов идёт целенаправленно, по заказу западных коллекционеров древностей. Те памятники, что находятся в Киренаике, беспощадно грабятся. Если при Каддафи все эти древности тщательно охранялись во имя всего человечества, то теперь из-за действий НАТО им грозит гибель. Но на Западе об этом очень не любят говорить»...
Не любят говорить на Западе и о том, что разрушения памятников имеют прямую политическую подоплёку. Свидетельство тому — печальная судьба не только памятников древности, но и шедевров мусульманского искусства, в уничтожении которых сыграли свою роль религиозные разногласия внутри приверженцев ислама.
Так, неизвестными вблизи Триполи был взорван мавзолей почитаемого исламскими мистиками-суфиями теолога XV века Сиди Мухаммеда аль-Андалузи. По данным ливийских органов правопорядка, в мавзолее, расположенного в пригороде столицы Таджуре (20 км к востоку), были подорваны три бомбы, в результате чего постройка практически полностью обрушилась.
К сожалению, мавзолей Сиди Мухаммеда аль-Андалузи далеко не первый памятник, разрушенный радикалами-салафитами в последнее время. Ранее исламисты организовали теракты в суфийских святынях в Злитане, Мисурате и Триполи. Также ими было атаковано и разграблено суфийское кладбище. В частности, в Злитане ливийские салафиты взорвали возведённую в XV веке гробницу Абду-с-Саляма аль-Асмара. В результате теракта у гробницы рухнул купол. Однако главный урон был нанесен библиотеке мечети, хранящей древние религиозные рукописи. Здание было сожжено, и все древние памятники безвозмездно утрачены...
«Экстремисты салафиты воспользовались тем, что сотрудники служб безопасности были заняты подавлением столкновений, и осквернили святыню»,— заявил чиновник военного совета города Злитан Умар Али. А на следующий день после этого теракта в столице Ливии произошло ещё более дерзкое преступление.
Группа исламистов на бульдозерах въехала на территорию мечети Сиди Аш-Шааб. Не встретив никакого сопротивления, на глазах полиции исламисты с помощью бульдозера протаранили здание храма и осквернили ряд старых могил этого комплекса. «Там была большая группа салафитов, они были на бульдозерах, ещё там присутствовало какое-то число военных и полицейских, — сообщил местный житель Абдуррахман. — Похоже, они просто наблюдали за процессом, а не препятствовали ему».
Стоит отметить, что причиной такого рода религиозной нетерпимости является ненависть приверженцев «чистого ислама» к так называемому суфизму. Напомним, что, в отличие от учения радикалов, суфийскому учению исторически был присущ глубокий анализ мельчайших движений души человека, скрытых мотивов его поступков, а также внимание к личному переживанию и внутреннему осознанию религиозных истин. Это учение оказало большое влияние на персидскую и арабскую культуру. Исторически в суфизме сложился институт религиозных братств – тарикатов, – называемых, как правило, по имени их основателей. Будучи при жизни известными религиозными учителями, к которым стекались тысячи учеников, и после своей смерти они оставались значимыми фигурами для своих последователей, превращавших их могилы (мазары) в места паломничества. Именно эти места и вызывают на себя наибольший гнев радикальных исламистов, стоящих за терактами в мавзолеях суфийских святых...
И ведь это не просто религиозное противостояние, это, по сути, продолжение политической борьбы, ибо радикалы обвиняют приверженцев суфизма в поддержке Каддафи. Может поэтому центральная революционная власть, видящая в радикалах своих союзников, не желает сегодня предпринимать реальных шагов по пресечению разгрома культуры, ограничившись лишь громкими осуждающими высказываниями в адрес преступников. Да и вообще сама центральная власть в Ливии практически полностью отсутствует — фактически, на местах она принадлежит региональным силам, среди которых немало салафитов...
Таким образом, проблема сохранения культурного наследия в Ливии усугубляется тем, что после завершения войны международной, в стране началась не менее жестокая клановая борьба, в которой смешались политика, религия и частные экономические интересы. Сегодня противоборствующие силы в Ливии меньше всего заботятся о сохранении культурных ценностей, страдающих от вооруженных конфликтов. Поэтому чтобы остановить разрушение исторических памятников в Ливии, прежде всего, необходимо решать самые насущные политические вопросы, первостепенным из которых является установление реальной, общенациональной и ответственной власти. В противном случае мы можем навсегда лишиться богатой и древней ливийской культуры.
Юлия Чмеленко, специально для «Посольского приказа»