Прибалтика — разбитая витрина Советского Союза
Впервые в этом городе мне довелось побывать много лет назад, в туристической группе школьников из города Горького. Такие поездки в школьные каникулы по всему Советскому Союзу были делом обыденным – считалось, что так дети лучше познают свою страну.
Столица Советской Латвии Рига произвела сильное впечатление – эдакая хоть и своеобразная, но богатая Европа в наших границах, плюс обилие всевозможных товаров, которых в России того времени достать было нельзя.
Вернулся я сюда спустя почти 30 лет... Многое с тех пор изменилось. Сегодня Рига со стороны кажется маленькой и глубоко провинциальной – много старых и обветшалых домов: магазины, набитые импортным ширпотребом, практически ничем не отличаются от наших, такое же обилие заграничных автомобилей. Неизменной осталась только прелесть Старой Риги, исторического центра, который ныне превратился в сплошную туристическую зону – с многочисленными кафе, сувенирными лавками, ресторанами, клубами и т.д.
Я ожидал, что эта прибалтийская страна будет буквально пропитана русофобией, особенно на бытовом уровне. Ведь именно так у нас сегодня изображают Прибалтику.
Но реальность оказалось несколько иной...
Бизнес, и ничего личного
В Риге никакой русофобии лично я не заметил. Любой человек, к которому бы я ни обращался, живо говорил со мной по-русски. Даже в так называемом музее «Советской оккупации», который, по заверениям некоторых политологов, является чуть ли не идеологическим центром местной русофобии, меня встретили вежливо и провели экскурсию на хорошем русском языке.
Ну а российский рубль, в отличие от любой другой страны ЕС, здесь можно без проблем обменять в любом обменнике или в банке. Да и вообще мне показалось, что Рига – это во многом русскоязычный город, где не чувствуешь себя чужаком.
Впрочем, у местных русских этому есть свои объяснения. Вот что пишет один русскоязычный сайт:
«Вообще, человек, приехавший сюда из России или иной страны мира, чтоб тратить деньги, не испытывает никаких проблем. А весь агрессивный национализм, как правило, изливается на головы тех, кто хочет жить и работать в Латвии, оставаясь русским по культуре и полноценным латвийцем по паспорту».
Что ж, возможно, это действительно так – российский турист и бизнесмен заставил Латвию относиться с гораздо большим уважением к России и русскому языку, чем ещё лет 20 назад (хотя межнациональные внутренние проблемы никуда не делись). Есть, правда, ещё одно объяснение этому явлению.
О нём мне поведала пожилая латышская женщина, с которой я разговорился на рынке возле Рижского вокзала. По её словам, латыши – особенно молодёжь – сегодня массово уезжают в Европу на заработки, а вот русские остаются, потому-то и столица становится всё более русскоязычной. Нет, эту женщину никоим образом не раздражают её русские соседи. Её более всего «бесят» именно свои уезжающие – помню, как от волнения её типично балтийский акцент очень усилился:
– У меня племянники сейчас в Германии на каком-то заводе работают. Приезжают в отпуск и ругают нашу жизнь за бедность, за то, что тут нет никакой перспективы, за дураков-политиков, которые только воруют. При этом высокомерно подчёркивают – а вот у нас, в Германии, всё не так... То есть, они себя уже и латышами не считают, представляете?!
Кто был ничем, тот стал всем
Всё это было очень интересно слушать и наблюдать, особенно с учётом того, что в этих последних числах декабря исполняется очередная годовщина образования СССР, в котором Прибалтика играла немаловажную роль.
В 1940 году, когда этот регион вошёл в состав СССР, он представлял собой самые настоящие задворки Европы. Так, в 1938 году уровень развития промышленности всех трёх балтийских республик составлял лишь 60% от уровня 1913 года! Царили нищета и массовая безработица, толкавшие тысячи латышей, литовцев и эстонцев на массовую миграцию в другие, более развитые страны... Этот негативный процесс прервала «советская оккупация».
Лучше всего несколько лет назад мне её обрисовала одна наша читательница из Эстонии:
«Москва стремилась сделать из Эстонии одну из самых развитых республик Союза, своего рода эталон социалистического развития. Республике создали мощный торговый и рыболовецкий флот, за счёт союзного центра развивали животноводство, молочное хозяйство, чья продукция пользовалась спросом во многих странах мира. Строились заводы, работавшие с новейшими технологиями, выстроили мощный новоталлинский грузовой порт, прокладывались шоссейные трассы, каких не было в других частях страны. В Таллине как грибы росли новые жилые районы – очередей на квартиры практически не существовало.
...Всё это создавалось главным образом руками русских людей, которых власть привлекала в республику разными способами. Вербовали в бедных псковских и новгородских деревнях, направляли в Эстонию по комсомольским путёвкам, кто-то сам приезжал в поисках лучшей жизни. Все они внесли весомый вклад в развитие Эстонии, которая после 1991 года стала вытирать о них ноги...».
В одну только Латвию советское правительство вбухивало по 1,3 миллиарда долларов в год – в строительство новых предприятий, школ, больниц и прочей социальной инфраструктуры. Промышленность Советской Латвии – это вообще, как говорится, отдельная песня! Производство самых передовых на то время радиоприёмников, магнитофонов, стиральных машин, телефонов, пассажирских вагонов, множество компонентов для военной промышленности и космической отрасли...
Не удивительно, что Прибалтика стала своеобразной визитной карточкой Советского Союза, где уровень жизни лишь немногим уступал уровню передовых стран Запада!
Но вот пришла независимость и, как горько пошутил в разговоре со мной рижский таксист Володя, Латвия из советской витрины вновь превратилась в европейское захолустье. Мощная когда-то советская промышленность была приватизирована и по дешёвке распродана. Мне говорили, что остались ещё какие-то высокотехнологичные предприятия, которые сумели выжить исключительно благодаря умению и упорству своих руководителей. Но и они представляют собой лишь жалкие остатки былой мощи. Об этом, кстати, говорят и сухие экономические данные, изложенные в специальном докладе ООН:
«Основу латвийской экономики составляют малые и средние предприятия с числом работающих не более 150 человек. Крупных промышленных предприятий остались единицы... Несмотря на определённые успехи евроинтеграции, многие малые и средние предприятия после вступления в Евросоюз разорились».
Почти 75% местной экономики принадлежит иностранцам. Наверное, сегодня только знаменитая косметическая фабрика «Дзинтарс» находится ещё на плаву и может хоть как-то конкурировать на мировых рынках. Всё остальное Латвия завозит извне. По тем же данным ООН, доля импорта составляет порядка 80% в ежегодном экономическом обороте республики.
То есть Латвия, несмотря на внешние институты суверенитета, по сути своей является полностью зависимой страной!
Я другой такой страны не знаю
Одно время Прибалтика выживала за счёт распродажи бывшего советского государственного имущества, перепродажи нефти, леса, цветных металлов, шедших главным образом из России. Потом сюда хлынули дешёвые кредиты из США и Европы.
Как мне рассказывали, в это время у многих прибалтов возникла иллюзия грядущей роскошной жизни – они бездумно покупали в долг дорогие машины, квартиры, предметы роскоши. А местные правители высокомерно рассуждали о «небывалых инвестициях и темпах развития», которые-де превосходят не только «лапотную Россию», но даже передовую Германию.
Однако грянул мировой финансовый кризис, к тому же Россия перестала использовать Прибалтику как страну-транзит. И мнимое благополучие сразу же рухнуло! Сегодня страна в социальном плане живёт исключительно за счёт дотаций Евросоюза и США, которые никогда не отличались щедростью.
Понятно, что экономические невзгоды упали прежде всего на плечи простых людей: что латышей, что местных русских – бедность национальности не выбирает. Люди мне рассказывали, что большая часть их заработков уходит на квартплату и оплату коммунальных услуг. По их словам, многие жилые многоэтажные дома были проданы или переданы в частные руки. А новые хозяева этих домов устанавливают такую оплату коммуналки, какая им в голову взбредёт – никто их в этом ограничить не может.
Отсюда не только массовая бедность, но и та самая массовая трудовая миграция в Европу, о которой я говорил выше. Опять же сошлюсь на доклад ООН:
«Европейский рынок труда с его более высоким уровнем заработной платы стимулирует отток из страны наиболее квалифицированной рабочей силы. По данным Совета малого и среднего бизнеса Латвии, всего за один год членства в ЕС на заработки за границу уехали более 55 тыс. человек, что составляет 5% трудоспособного населения. Если не принять срочных мер, то работать в Латвии скоро будет некому».
Казалось бы, в таких непростых условиях местным правителям стоило бы подумать о налаживании самых тесных отношений не только со странами Запада, но и с Россией, традиционным и очень обширным рынком для многих прибалтийских товаров. Однако эти правители с параноидальной настойчивостью как играли, так и продолжают играть в разного рода антироссийские игры.
Обратите внимание на последние события на Украине. Вот президент « незалежной» Литвы — некая Даля Грибаускайте, бывшая чиновница ЦК КПСС, а ныне ярая националистка — всё время верещит за скорейшую интеграцию ЕС с этой страной, а заодно и пинает Россию: за то, что та якобы мешает данной интеграции.
Казалось бы, при существующих внутренних проблемах той же Литвы, где вовсю процветает криминал (эту республику впору называть бандитским центром Европы) и её ничтожном внешнем влиянии даже на уровне Европы – ну какое ей дело до украинских политических проблем?! Так нет же, президент Даля (прямо бандитская кличка какая-то, а вовсе не имя!) лезет в большую политику, почти на равных с Германией или США, да ещё упражняется в нападках на Москву!
С одной стороны, здесь явно сказывается мощное влияние её западных друзей, которые специально натравливают этих политиков на Россию – в качестве мосек из известной басни Крылова. Но с другой, – здесь просматривается и явный корыстный расчёт.
Так, в прошлом году, в канун 90-летнего юбилея образования Советского Союза, республики Прибалтики громогласно заявили об «ущербе», который якобы СССР нанёс этим странам. Литва говорила что-то о 278 миллиардах долларов, которые должна выплатить Россия как правопреемник СССР. А Латвия заявляет о 290 миллиардах евро. Промолчала только Эстония – там, видимо, процесс подсчёта последствий «советской оккупации» ещё не закончен...
– Да тут ясно всё как дважды два! – горячо говорил мне ещё один водитель такси по имени Вольдемар. – На Россию легче всего свалить все наши беды – мол, всё это от последствий «проклятой оккупации». Помните, как раньше всё валили на родимые пятна капитализма? А ещё они надеются на этом деле подзаработать. Некоторые наши дураки думают, что российские компенсации пойдут на благо всей Латвии. Ага, держи карман шире – если что, всё как всегда осядет в карманах наших политиков и чиновников.
– Вы что, серьёзно думаете, что мы будем оплачивать издержки этой «оккупации»? – спросил я его.
– Да нет, конечно. Но наши начальники всё одно надеются хоть что-то да урвать. На большее их фантазий не хватает.
Под конец разговора Вольдемар выразил надежду, что однажды в Латвии придут к власти вменяемые люди и отношения между нашими странами на высшем уровне станут вполне нормальными. Я тоже на это очень надеюсь – ведь явно возросший статус русского языка в республике уже проложил в этом направлении первую оптимистическую дорожку.
Вадим Андрюхин, главный редактор