На русские деньги в Чечне снимают антирусское кино
Знаете ли вы, что Чечня (да-да, та самая, что имеет какие-то совершенно невообразимые долги за газ и вообще является одним из самых дотационных регионов РФ) стала снимать кино? Не знаете? Ну так знайте.
23 февраля 2014 года на экраны выйдет первый художественный фильм (рабочее название – «Пепел»), снятый в республике. Его производством занимается недавно созданная местная кинокомпания «Грозный-фильм» имени шейха Мансура. Лента повествует о выселении чеченцев в казахстанские степи в феврале 1944 года, и, как нетрудно подсчитать, ее выход приурочен к 70-й годовщине этого события. Ну а то, что во всей России в этот день отмечается еще и День защитника Отечества, видимо, по мысли авторов, должно придать этой премьере определенную «пикантность».
Казалось бы, ничего особенного, кино и кино. Ну, разве что снимается в непривычном месте и на непривычную тему. Но, судя по фотографиям, выложенным в блоге известного публициста Игоря Пыхалова, кино получается отчетливо антисоветским.
Пародийные фигуры садистов-энкавэдэшников, исторически недоказанные сведения об уничтожении во время депортации тех жителей горных селений, которых было затруднительно доставить к железнодорожным станциям из-за снегопадов и бездорожья, и, наконец, финальная сцена фильма, где советские солдаты заживо сжигают в конюшне селения Хайбах стариков, женщин и детей (а на сарае при этом висит здоровенный лозунг «Всё для фронта, всё для победы»), наталкивают на невеселые размышления.
Во-первых, памятник женщинам, убивших русских солдат в XIX веке, в Чечне уже есть. Именно его появление, напомним, недавно спровоцировало резонансную драку между двумя депутатами-единороссами... Теперь будет и фильм о русских (советских) солдатах, будто бы убивавших чеченских женщин и детей.
Во-вторых, где-то это уже показывали. Ну, не это, так похожее. И – точно, в памяти всплывает фильм «Иди и смотри», где немецкие каратели вытворяют то же самое с белорусским селом: сжигают жителей заживо. А где еще наши солдаты изображены тупыми, злобными и неуклюжими чудовищами? Да в фильме «Рэмбо-2», где мужественные афганцы отчаянно борются за свободу (как они ею потом распорядились, мы уже знаем: выращивают и продают наркотики, а также создают проблемы всему миру), а супергерой Сильвестра Сталлоне им помогает. Надо полагать, Сталлоне сейчас очень стыдно за тот фильм, поскольку он никогда не приезжал в Россию. Шварценеггер бывал много раз, а Сталлоне – нет. С чего бы это?
Чеченский фильм также имеет нити, тянущиеся в Голливуд. Главным продюсером проекта и автором сценария выступил Султан Заурбеков – чеченец, живущий и работающий в Голливуде, член Гильдии киносценаристов США. В 1996 году он окончил киношколу в Лос-Анджелесе и там же в 1997 году успешно завершил учебу в киноакадемии. С другой стороны, большую помощь киношникам оказывает Министерство Чеченской Республики по национальной политике, печати и информации во главе с Муратом Тагиевым. Не осталось в стороне и министерство культуры республики во главе с Дикалу Музакаевым.
Ну а кто дает деньги министерствам глубоко дотационной Чеченской Республики, упоминать, думается, излишне. Аллах, конечно, как однажды заметил глава этого административно-территориального образования Рамзан Кадыров.
Картина получается малобюджетной, но громкой: ее заявят на Берлинский кинофестиваль 2014 года. Кроме того, есть договоренности с известными мировыми киностудиями, которые выпустят фильм в прокат в Европе и США.
Конечно, как же не воспользоваться таким поводом и не показать зверства советских солдат по отношению к малым народам своей страны? Надо лишний раз лягнуть Россию, грех упускать такой шанс. При этом никого не будет интересовать, что у тех, безусловно, трагических событий была своя предыстория и депортация возникла не просто так, не на пустом, как говорят некоторые историки, месте.
Более того, что касается данного конкретного события – массового убийства жителей горного аула Хайбах сотрудниками НКВД, то историки вообще сомневаются, что оно имело место на самом деле. В качестве документов по теме Хайбаха фигурирует только некий «рапорт полковника Гвишиани», содержащий следующий текст: «Совершенно секретно. Наркому внутренних дел СССР тов. Л.П. Берии. Только для Ваших глаз. Ввиду нетранспортабельности и с целью неукоснительного выполнения в срок операции «Горы» вынужден был ликвидировать более 700 жителей в местечке Хайбах. Полковник Гвишиани».
Скептически настроенные авторы, пишет Никита Мендкович, вполне резонно указывают на то, что в тексте этого якобы документа допущен ряд грубых фактических ошибок. Ну, например: операция по депортации чеченцев и ингушей называлась на самом деле «Чечевица», а не «Горы»; населенные пункты в Чечне никогда не именовались в документах «местечками» – только «селами» или «аулами»; выражение «только для Ваших глаз» – вообще нонсенс для советских секретных документов: оно скорее похоже на кальку с используемого в США грифа «For your eyes only»... Есть еще некоторые детали, но и этого достаточно, чтобы усомниться в подлинности и документа, и самого факта жестокой расправы.
Впрочем, в задачи авторов фильма явно не входило хоть какое-то следование историческим фактам. Этот фильм – явная агитка, и именно как агитка он и задумывался. «Это не просто фильм, художественный, документальный или исторический… Это в первую очередь еще одна громкая победа высшего разума, историческая дань справедливости... Эхо тех лет, как символ силы духа маленького народа, будет жить в сердцах юных горцев, которые благодаря таким картинам будут чтить память предков, достойных того, чтобы о них знали и помнили, несмотря на новое время и полвека прожитого после», – пафосно завершила свой репортаж с пресс-конференции создателей фильма журналист Замина Каштарова. Заодно и проговорилась, для чего, собственно, картина снимается...
Теперь давайте представим, какие еще фильмы могут появиться вслед за этим. В Татарстане вполне могут снять кино о том, как войска Ивана Грозного штурмовали Казань и лютовали затем в покоренном городе. В интернете можно даже встретить версию, что поговорка «сирота казанская» восходит именно к тому периоду: родителей порезали, а дети остались.
Следом могут потянуться другие малые народы, которые чувствуют себя чем-то обиженными центральной властью – прошлой или нынешней. Потом инициатива опять перейдет к ЧР, в которой могут захотеть запечатлеть на экране события двух последних военных кампаний – со своей точки зрения, конечно. А Москва будет давать на это деньги и покорно смотреть, как фильмы разлетаются по мировым фестивалям и прокатам...
Вот где торжество толерантности похлестче европейского! Баскам в Испании ничего подобного снимать не дают, курдам в Турции – тоже, да и ИРА в Северной Ирландии о собственных киношедеврах пока не мечтает. Россия же в этом плане опять будет впереди планеты всей.
Интересно, какой окажется прокатная судьба чеченского «Пепла» внутри нашей страны?
КМ РУ