Вы находитесь здесь: // Актуальный комментарий // Может ли в Таиланде повториться сценарий арабских революций?

Может ли в Таиланде повториться сценарий арабских революций?

iCA9ZTYUP  Таиланд – единственная страна в Юго-Восточном регионе, которой в своё время удалось избежать колониального захвата. Однако государство не обошли стороной политические перевороты, которых за всю его историю насчитывается около двадцати. Более того, в течение последних семи лет социальное напряжение в стране неуклонно возрастает, и массовые акции протестов проходят уже ежегодно. Вдохновившись арабскими революциями, волна протестов приобрела массовый характер. Повторит ли Таиланд судьбу мусульманских государств?

Напомним, что последние демонстрации в стране прошли 26 декабря 2013 года, в ходе которых протестанты неожиданно открыли огонь по полицейским, пытавшихся уговорить их разойтись. В результате стрельбы погиб один полицейский, ещё 25 человек были ранены и отправлены в больницу — никто из служащих вооружён не был.

Подобные протесты в стране практически не утихают с осени этого года и вполне могут поставить под угрозу осуществление намеченных на начало февраля парламентских выборов. Так, по причине беспорядков закрылись избирательные комиссии в шести провинциях королевства. В нескольких пунктах сотрудники избирательных комитетов под давлением демонстрантов добровольно сложили с себя полномочия...

В связи с событиями в стране правительство ввело Закон о внутренней безопасности, действующий во всех районах Бангкока, а также в Нонтабури, районе Банг Фли (Самут Пракан) и районе Лат Лум Кео (Патум Тани). Стоит отметить, что данное положение не запрещает проведение мирных демонстраций, если их характер и содержание не выходят за рамки действующего законодательства. При этом закон также предоставляет всем службам безопасности «право бороться с любыми нарушениями законности и правопорядка, а также способствовать их недопущению в пределах имеющихся у них полномочий».

Стабильная нестабильность

Надо сказать, что забастовки и беспорядки в Таиланде не являются чем-то удивительным. Они проходят круглый год, ибо тайцы всегда чем-то недовольны — ценами на рис, на топливо, на каучук и т.д. Но такое проявление недовольства — национальная черта и обычно всё заканчивается мирно. Однако в последнее время эти акции носят куда более серьёзный характер, они имеют радикально-политические черты, когда уже не стесняются применять оружие. Так, ещё в 2012 году правительственные войска в Бангкоке в течение двух дней вели уличные бои с оппозицией, заявляя, что в её рядах присутствуют вооружённые террористы. Несмотря на непризнание данного факта демонстрантами, за два дня боёв вокруг лагеря оппозиции в центре города погибли 16 демонстрантов, 141 были ранены.

Причиной же последних беспорядков стало массовое недовольство правительством страны. Так, непосредственным поводом для последних демонстраций в Бангкоке стало решения властей объявить амнистию. Однако за данным решением оппозиционеры увидели скрытую попытку дать возможность вернуться в страну бывшему премьеру Таиланда Таксину Чинавату, чьё правительство было свергнуто военным переворотом в 2006 году. На родине его подозревают в коррупции, и после переворота 2006 года он вынужден жить в изгнании в Дубае. В этой связи протестанты яростно требуют отставки премьер-министра Йинглак Чинават, которая является родной сестрой опального чиновника...

Отметим, что сегодня на улицах городов Таиланда действуют две основные политические силы – «желторубашечники» и «краснорубашечники». «Желторубашечники» — это средние городские слои, в первую очередь из столицы и центрального района. Они всегда были опорой существующего политического режима, правительства Демократической партии и премьер-министра. В отличие от них, «краснорубашечники» резко выступают против правительства и требуют политических реформ. За это их даже обвиняют в покушении на сакральную роль тайской монархии.

Напомним, что движение «краснорубашечников» зародилось в 2006 году, как раз после падения премьер министра Таксина Чинаватра. «Объединённый фронт за демократию и против диктатуры» в итоге стали называть «краснорубашечниками» за социальную принадлежность его участников. Основу движения составляют крестьяне и рабочие из самых бедных, северных регионов Таиланда, выступающие за возможность на равных участвовать в управлении страной. С марта 2010 года основными требованиями оппозиционеров стали отставка действующего премьер-министра, роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Представители движения также обратились за помощью в разрешении политического кризиса к эмиссарам ООН.

В последние годы противостояние между этими двумя силами резко обострилось и приобрело более сложный характер. Причиной тому во многом послужило стремление одного из нынешних министров переманить на свою сторону часть «краснорубашечников», выделив им определённые чиновничьи посты и сделав ряд политических уступок. Однако данная политика вызвала жёсткий протест уже со стороны «желторубашечников», традиционно поддерживающих правительство. В результате сегодня власти подвергаются критике со всех сторон, что влечёт за собой усугубление существующего в стране конфликта.

В свою очередь, глава армии Таиланда генерал Праютх Чан-оча уже предупредил — если намеченные на февраль выборы пройдут при нынешнем политическом кризисе, в стране может разразиться гражданская война. В этой связи генерал призвал власть и оппозицию сесть за стол переговоров и прийти к компромиссу, и только потом проводить выборы...

Не способствуют стабилизации обстановки в стране и другие стоящие перед государством проблемы. Прежде всего, это растущее социальное неравенство, вызванное тем, что экономика концентрируется в основном вокруг Бангкока. Между тем, 60 % населения работают в мелких крестьянских хозяйствах. Кроме того, перед государством стоит проблема недостаточных запасов пресной воды. Быстро растёт и внешний долг страны.

А ещё Таиланд находится в очень непростых отношениях с соседним государством Камбоджа. Некоторые участки границы Камбоджи с Таиландом, в том числе морской, чётко не определены. Сильно ухудшились дипломатические отношения между двумя странами в 2009 году, когда Таиланд отозвал своего посла из Пномпеня в знак протеста против назначения правительством Камбоджи оппозиционера Таксина Чинавата своим экономическим советником...

Между тем, по мнению доктора исторических наук, заведующего научным Центром Юго-восточной Азии, Австралии и Океании Дмитрия Мосякова, сейчас в Таиланде единственной реальной силой, которая может выступить балансом в отношениях двух противостоящих друг другу политических лагерей является армия. Безусловно, важную роль при смене правительства играет и король Таиланда.

«Монархия для страны была маяком, вокруг которого происходили политические события, однако он неизменно оставался над ситуацией. Если король признавал главу военного переворота и встречался с очередным генералом, осуществившим переворот, это означало, что монарх признал политические изменения, и переворот получал некую легитимацию с точки зрения большинства населения», — отмечает эксперт.

Однако сейчас ситуация в стране начинает меняться. Дело в том, что правящий король Пхумипон Адульядет уже слишком стар для управления страной, а его наследники не пользуются должным авторитетом.

"Поэтому и возник кризис монархии, её способности играть роль арбитра. Сейчас сложно представить силу, которая бы оказалась над схваткой «желторубашечников» и «краснорубашечников». Эксперт полагает, что развитие ситуации в дальнейшем стопроцентно предугадать сложно: «То ли это будет новый военный переворот, то ли начнутся переговоры с „желторубашечниками“ с тем, чтобы пойти им навстречу. Скорей всего, будет переворот, хотя армия всячески открещивается, я думаю, что ситуация достаточно тупиковая».

Исламский фактор

Стоит также обратить внимание на существующие в стране проблемы религиозного меньшинства. Так, крупную этническую общину составляют малайцы. Религиозная обособленность (многие малайцы – мусульмане по вероисповеданию), территориальная близость Малайзии и исторические споры, связанные с проведением границы между Британской Малайей и тогдашним Сиамом, всё ещё порождают сепаратистские выступления малайцев, живущих на юге, причём иногда дело доходит до кровопролитных столкновений.

Их причина во многом кроется в проводимой долгое время правительством страны политики ассимиляции мусульман, что вызвало возмущение и сопротивление последних. Так, долгое время малайцам Таиланда запрещалось говорить на малайском языке, носить традиционную одежду-саронг, а женщинам – хиджабы, называемые здесь «кердонг». Считалось также, что мусульмане-малайцы должны принимать тайские имена. Более того, была запрещена публичная практика ислама, упразднены шариатские суды, ведавшие семейными делами мусульман, а школьников из мусульманских семей заставляли поклоняться статуям Будды, установленным в учебных заведениях. Тех же, кто отказывался соблюдать эти правила, арестовывали, некоторых подвергали пыткам. Это послужило основанием для выступлений разнообразных вооружённых группировок, целью которых были либо отделение от Таиланда (и переход в Малайзию), либо широкая автономия в рамках нынешней страны проживания.

Несмотря на то, что сегодня политика правительства стала намного более лояльной, между властями и мусульманами-малайцами по-прежнему существует серьёзное непонимание. Особенно, в социальной и культурной сферах. Например, при премьер-министре страны Тхаксине Синаватре для мусульманской молодежи юга страны были предоставлены стипендии на обучение в колледжах и университетах. Однако данный дружественный шаг имел диаметрально противоположные последствия и вызвал возмущение мусульман. Дело в том, что гранты разыгрывались через лотерею, что неприемлемо с точки зрения шариата и исламской этики.

Проблему непонимания усугубляет и тот факт, что в регионах проживания мусульман вся администрация состоит из буддистов-тайцев, которые любые волнения малайцев считают исключительно криминальным фактором. Безусловно, если в ближайшее время власти страны не решат данную проблему — путём привлечения к административной работе малайцев-мусульман — данный межнациональный и религиозный конфликт наверняка сыграет роль отягчающего фактора во всей здешней политической смуте...

Почти как в Сирии?

В свою очередь, многие западные аналитики полагают, что сценарий революции в Таиланде полностью повторит события 2011 года в Сирии. Специалисты обращают внимание на то, что если в Сирии всё начиналось в провинциальных городах, то в Таиланде война начинается сразу в столице с более чем 5-миллионным населением и массой туристов. Поэтому последствия здесь могут быть гораздо более тяжёлыми, чем это было в арабской республике.

На сей счёт интересное исследование на тему истоков и законов революции провела организация Economist Intelligence Unit (EIU). Результаты исследования были опубликованы во влиятельном лондонском еженедельнике The Economist. Автор материала Лаза Кекич отмечает, что «экономические неурядицы являются практически необходимым условием протестов, но они не в полной мере объясняют вспышки народного гнева... Снижение доходов и высокий уровень безработицы не всегда сопровождается беспорядками. Только когда экономические проблемы сопровождают другие факторы, риск нестабильности повышается. Среди таких факторов — вопиющее неравенство доходов, слабое правительство, низкий уровень социального обеспечения, этническая напряженность и опыт возникновения беспорядки в прошлом. Но особую важность в зарождении социальных протестов за последнее время носит недоверие к правительству и его институтам: кризис демократии».

Как видим, всё это в той или иной степени можно отнести к Таиланду...

Таким образом, в последнее десятилетие эта страна находится в состоянии политической нестабильности, где ни одна, ни другая конфликтующая сила не может достигнуть удовлетворения своих требований в полном объёме, поскольку это будет означать полное уничтожение противоборствующей стороны. Между тем, сложная политика действующего премьера по переманиванию в свой лагерь сторонников своего политического противника вполне может накалить ситуацию до предела и вылиться в очередной переворот. В последнем, казалось бы, ничего удивительного для страны нет. Однако так было раньше. Сейчас ситуация несколько изменилась – действующий монарх стар и не имеет авторитетных наследников, готовых выступить в качестве традиционного политического арбитра. Поэтому в случае переворота велика вероятность того, что конфликт перерастёт в настоящую гражданскую войну...

Следует также обратить внимание и на то, что сегодня на политической карте мира появляются новые игроки и идёт медленный и тяжёлый процесс передела сфер влияния на планете. Как известно, Таиланд в этом отношении придерживается скорее пророссийского вектора. Поэтому, весьма вероятно, что в случае революции беспорядками в королевстве попробуют воспользоваться силы Запада, заинтересованные в установлении максимального влияния в этом стратегическом для судеб мира регионе.

Памятка туристу

В заключении стоит также обратить внимание на проблему безопасности туристов. Несмотря на многочисленные предупреждения, много наших соотечественников решили не отказываться от поездки на зимние праздники в эту тёплую азиатскую страну. Между тем, на данный момент ситуация здесь пока находится под контролем.

Представители спецслужб резко увеличили контроль на всех пропускных пунктах, ведущих в Бангкок, поэтому туристы должны быть к этому готовы. В настоящее время столицу патрулируют усиленные наряды полиции, задача которых обеспечить спокойствие и безопасность в городе. В рамках программы по безопасности гостей страны, ведётся работа и по выявлению нейтрализации потенциальных нарушителей спокойствия и зачинщиков беспорядков. В состояние повышенной готовности приведена транспортная полиция, которая также обеспечивает нормальную работу транспорта на всех столичных магистралях.

Тем не менее, следует исключить из ознакомительной программы районы Бангкока, в которых, как правило, обычно проходят антиправительственные акции и собираются противники действующей власти. К данным объектам относятся следующие: Памятник демократии на проспекте Ratchadamnoen Klang, Здание Министерства финансов на улице Rama VI, Комплекс правительственных зданий на улице Chaengwattana Road, Перекрёсток Lerng на пересечении улиц Nakhonsawan и Phitsanulok, Мост Маккаван в районе проспекта Ratchadamnoen Nok. Самыми же опасными районами для туристов являются: территория, прилегающая к комплексу правительственных зданий (там же находится здание парламента) и зона Полицейского управления Бангкока. Протестные акции часто отмечаются и в районах, примыкающих к местным административным зданиям.

Как правило, политические беспорядки страны, наряду с обычными забастовками, никак не касаются приезжающих в Таиланд отдыхающих. Обычно, полиция перекрывает дороги с демонстрациями, поэтому риск оказаться среди митингующих достаточно низок. Но по причине большого скопления народа можно предположить наличие больших автомобильных пробок. Такие задержки грозят лишь опозданием, но не несут риска для жизни.

Впрочем, Сирия когда-то тоже — до определённого момента — была одной их самых безопасных для туристов стран мира...

Юлия Чмеленко, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика