Вы находитесь здесь: // Свежие новости // Украинская власть показала слабость, а слабая власть не нужна никому

Украинская власть показала слабость, а слабая власть не нужна никому

 Предложение Януковича лидерам «Майдана» возглавить правительство – глупость и бред. Комментарии казавшихся ранее здравомыслящими украинских политологов, оправдывающие это предложение и объявляющие его мудрым шагом, загоняющим «трио Майдана» в ловушку, – попытка оправдания глупости и бреда.

Грозные заявления «регионалов» о том, что эти предложения не являются бессрочными и Яценюк с Кличко должны ответить до вторника, в противном случае предложения потеряют силу, – бессильная попытка компенсировать трусость, глупость и бредовость этих предложений.

Все это очень напоминает «грозные» предупреждения ГКЧП путчистам из Белого дома о том, что они не должны думать, будто новое руководство окажется таким же безвольным, как и прежнее.

Предложение Януковича глупо и бредово потому, что демонстрирует: в ответ на наступление западенских путчистов власть готова отступать и уступать.

Если противник уступает и отступает – значит, давление на него дает результат. Значит, нужно продолжать давление и наступление, и тогда он уступит еще больше. И сутки после того, как это предложение было сделано, только подтвердили, что иной реакции не может быть: захваты центров власти в областях продолжаются, а в Киеве уже захвачено министерство юстиции. Власть, практически не сопротивляясь, уступает одну позицию за другой, штурмовики же действуют по всем правилам противостояния – «каждый день добиваться пусть маленькой, но победы».

А министр юстиции в ответ на демонстративное растаптывание самого института юстиции разражается смешными в своих бессмысленности и безволии угрозами на тему о том, что если боевики немедленно не освободят помещение ее министерства, то она даже… предложит членам Совета безопасности обсудить этот вопрос, а президенту – даже «прервать переговоры».

Янукович все время исходил из технологии игнорирующего измора, рассчитанной на то, что собравшимся на Майдане надоест бессмысленно там стоять и они разойдутся. Это вообще очень спорная технология, но в той степени, в которой она может рассчитывать на успех, она может быть эффективной, только если оппонент лишен динамики, когда стоять надоедает, поскольку ничего не происходит. Был момент, когда казалось, что так и произойдет, но режиссеры переворота оперативно сменили тактику и придали противостоянию динамику постоянного движения и завоевания постоянных успехов.

Кроме того, они захватили теплые помещения и, по сути, сегодня не занимаются бессмысленным «стоянием», а просто удерживают часть столицы, постоянно расширяя свои плацдармы и создавая как минимум впечатление, что контролируют уже треть Украины.

С одной стороны – очень грамотная тактика экспансии, а с другой – невразумительное «грозно-добродетельное мычание» Януковича.

Теперь, вообще-то, можно только ожидать, когда милиции надоест подставлять себя под удары штурмовиков, закрывая телами своего трусливого президента, и она решит просто присоединиться к его противникам, чтобы разделить с ними власть.

Украинские комментаторы говорят о мудрости и хитрости Януковича, который, предложив Яценюку и Кличко возглавить правительство, поставил их в безвыходное положение: якобы отказ от этого предложения не одобрят западные кураторы, а согласие расколет «Майдан». Да и само предложение противоречиво: Яценюк более слаб, чем Кличко, и они, как намекается, должны поссориться, а Тягнибок вообще оказывается обделенным и потому обиженным.

Все это – откровенно глупые умозрительные построения. Янукович предоставил оппозиционному «трио» все возможности не говорить ни «да», ни «нет» и заявлять, что предложение они не отвергают, но при тех или иных дополнительных условиях. «Мы согласны, но требуем…» И в глазах кураторов Запада они будут выглядеть как трезвые политики, склонные к компромиссу, мирному решению вопроса и лишь настаивающие на необходимых гарантиях: распустить «Беркут», назначить Тягнибока министром внутренних дел, в течение недели подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, провести досрочные выборы президента... Что угодно, что будет выглядеть даже вполне мирно, но либо будет обеспечивать их диктат, либо окажется неприемлемым для Януковича. И тогда уже он будет выглядеть отказавшимся от компромисса.

Но по всем этим вопросам можно будет нескончаемо проводить раунд за раундом церемониальные переговоры, к каждому новому из которых штурмовики будут захватывать новые здания и территории и, соответственно, будут получать основания расширять свои требования.

Переговоры в ситуации, когда перемирия нет, когда одна сторона активна, а другая – пассивна, – это не поиск согласия, а прикрытие экспансии активной стороны.

Заявления «регионалов» о том, что ответ должен быть дан до вторника, могут лишь смешить и оппонентов, и наблюдателей, потому что лишены четкой альтернативы – что будет, если согласия не будет. И не потому, что это не проговорено, а потому, что в способность Януковича совершать какие-либо действия, кроме трусливого отступления, как и в способность «регионалов» безвольно подчиняться своему безвольному и малодушному лидеру, никто не верит.

Единственные чувства, которые сегодня вызывает Янукович, – это брезгливость и презрение. И именно эти чувства сегодня и могут объединить Украину.

В республике сегодня существует то, что можно назвать «массовым обществом»: общество без единой утвердившейся системы ценностей, без устойчивой дееспособной элиты. В обществах такого типа всегда привлекательны центры проявления силы. Идут за теми, кто в условиях распада и безволия способен создать вокруг себя образ энергичности и действия.

Власть демонстрирует слабость, а слабая власть не нужна никому. Главные атрибуты дееспособной власти – сила, решительность, воля, способность добиваться поставленных целей и подавлять оказываемое ей сопротивление. Если она неспособна выполнять функцию подавления, возникает вопрос: зачем ей подчиняться вообще и по каким-либо поводам?

Подчиняться вообще не очень приятно. Но есть оправдание в подчинении сильному – и совсем унизительно подчинение слабому. Даже испытывающий страсть к подчинению предпочтет подчиняться сильному.

Если в обществе противостояние, и одна сторона штурмует здания и поливает напалмом силовиков, а другая призывает прекратить кровопролитие, одна наступает, а другая зовет в этих условиях к согласию и компромиссу – в моральном выигрыше всегда будет первая. Действие всегда привлекательнее бездействия. И у нормального, здорового человека симпатию всегда будет вызывать тот, кто предлагает и ведет бой, а не тот, кто его избегает.

Как говорил когда-то Ганди: «Самое большее, чего может добиться ненасилие, – это оставить насилие безнаказанным».

То развитие ситуации, которое сегодня происходит на Украине, ведет к одному – к росту общественных симпатий к «Правому сектору» как к единственной силе, которая имеет волю и может что-то делать.

К тому же общество может лелеять тайную надежду, что, взяв власть, «Правый сектор» сначала повесит предавшего страну Януковича, потом – Кличко и Яценюка, а уже затем – Тягнибока как «оппортуниста от национализма».

Что будет потом, с одной стороны, непредсказуемо, с другой – довольно очевидно...

На этом фоне лучший возможный сценарий по состоянию на сегодня – чтобы один из телохранителей Януковича пустил ему пулю в затылок, а, скажем, министр внутренних дел объявил о принятии на себя ответственности за страну. Или, что лучше, чтобы это сделала группа молодых полковников или капитанов МВД, которая потом раздавила бы «Майдан» и его сторонников, пусть даже ценой временной потери части западных областей. Потому что другой сценарий – это захват власти штурмовиками «Правого сектора», которые подавят сопротивление своих противников.

КМ РУ

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика