Деньги в обмен на газ
Добрая воля российского президента, который решил «просто так» помочь Украине, споткнулась о старый газовый вопрос. Недавнее снижение цены на поставки этого энергоносителя «соседям» не помогла избежать проблем с выплатами российской стороне. Теперь, пока украинская сторона не вернет задолженность, второго транша из обещанных ей 15 миллиардов долларов ждать не приходится.
О том, что второго транша до оплаты долга не будет, заявил глава Минфина Антон Силуанов. «Сумма там немаленькая: в конце января должна была быть проплата. Она пока не осуществлена, поэтому хотелось бы, чтобы мы вместе выполняли наши обязательства», – отметил он. Вообще позиция вполне понятная: Украина должна была провести оплату еще до 25 января, причем сумма вполне приличная. В частности, долг НАК «Нафтогаз Украины» перед «Газпромом» за поставленный в 2013 году газ составляет 2,634 миллиарда долларов. В январе «Газпром» поставил «Нафтогазу Украины», по предварительным данным, 2,452 миллиарда кубометров газа на сумму 658,4 миллиона долларов.
Однако деньги до сих пор не переведены. Более того, вернуть их «соседи» собираются «в ближайшие месяцы». Об этом, в частности, сообщил в Вене и. о. министра энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий. Ставицкий отметил также, что его страна намерена полностью погасить этот долг, то есть сумма, которую должны перевести «Газпрому», и в самом деле будет выше – порядка 3,3 миллиарда долларов.
Но, судя по всему, российскую сторону обещания не впечатлили. Впрочем, отказываться от обещания Владимира Путина министр тоже не стал. По словам Антона Силуанова, Минфин намерен исполнить поручение, но и Киев должен сделать встречные шаги по исполнению взятых на себя обязательств. «Мы не связываем транши с выполнением обязательств с расчетами за газ между «Нефтегазом Украины» и «Газпромом». Но, тем не менее, это государственные организации, а мы всегда договаривались о том, что и на межгосударственном уровне, и между госкомпаниями наши обязательства должны выполняться», – отметил он. Договоренности о том, что из российских денег Украина будет оплачивать российский же газ, с Киевом не было, добавил министр.
Первый транш кредита был получен 24 декабря, он составил 3 миллиарда долларов. На эту сумму Россия приобрела первую «партию» украинских евробондов с доходностью 5% годовых. Были и другие шаги навстречу, причем в отношении и конкретно газа. Так, в декабре прошлого года во время встречи президентов Украины и России была достигнута договоренность, что Россия снизит цену газа для соседей до 268,5 доллара за 1000 кубометров с 400 долларов (среднегодовая цена на российский газ в 2013 году). До этого Украина долго и безуспешно вела переговоры с Россией о пересмотре условий контракта.
При выделении кредита России президентом РФ лично с Януковичем и Азаровым были достигнуты некоторые договоренности. «По некоторым косвенным намекам мы считаем, что они носили не политический, а финансовый характер, – говорит начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. – Вероятно, предполагалось, что часть этих денег пойдет на погашение долга «Газпрому» и, таким образом, долг украинского «Нефтегаза» перед «Газпромом» будет конвертирован в долг Украины перед Россией. Эта операция имела отчетливый смысл для нас, но после отставки Азарова эта договоренность подвисла». Теперь остается только ждать действий Украины, подтверждающих достигнутую договоренность. Первый ход Россия сделала, деньги выделила, теперь мяч на украинской половине поля.
Россия, заключив в финале прошлого года с Украиной ряд дружественных соглашений, немного упустила из виду весь масштаб украинской газовой задолженности, хотя и подчеркивала неоднократно необходимость погашения этого долга, указывает аналитик МФЦ Анна Линевская. Однако Украина восприняла это своеобразно: там тянут время с выплатами и не торопятся перечислять деньги, рассчитывая, видимо, что Москва подождет еще, раз ждала так долго. Но, полагает эксперт, на этот раз подобный номер не пройдет: России нужны эти финансы, игра в одни ворота тут закончилась давно. Скорее всего, Киев действительно не получит транш помощи до тех пор, пока не начнет хотя бы шевеления в сторону погашения долгов.
Между тем украинская экономика близка к коллапсу, полагает аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин. Да, после приобретения Россией украинских евробондов ЗВР Украины возросли на 8,5% в месячном сопоставлении и на начало января 2014 года достигли 20,5 миллиарда долларов. Тем не менее, подобного объема внешних высоколиквидных активов, находящихся под контролем у государства, все еще недостаточно для того, чтобы полностью избежать потенциально возможного дефолта. Так, критической величиной ЗВР, исходя из стандартов МВФ, является объем трехмесячного импорта товаров и услуг, а нормальным – шестимесячного. В случае с Украиной критически низкий объем ЗВР составляет около 23 миллиардов долларов, а нормальный – 40-45 миллиардов долларов.
Учитывая неопределенность с получением новых траншей кредита от РФ, которые должны были поступить до мая 2014 года, правительство Украины фактически стоит перед выбором – допустить дефолт по внешним обязательствам, получить средства от других кредиторов или девальвировать гривну. МВФ отказывается предоставлять финансирование из-за нежелания Украины сократить программы субсидирования населению цен на газ и введения жестких мер экономии. «Я думаю, что подобного мнения придерживаются и прочие возможные кредиторы. Судя по всему, был выбран третий путь: за последнюю неделю гривна ослабла на 6,4%, до 8,53 гривны за доллар. Я ожидаю, что ослабление гривны продолжится вплоть до 11 гривен за доллар. Только этот шаг позволит сократить нынешний дефицит счета текущих операций с 8% до более приемлемых 4%», – указывает Тимур Нигматуллин.
Тем временем соотношение государственного долга и ВВП Украины вот уже несколько лет держится около 40%, во внешней торговле постоянно отмечается превышение импорта над экспортом товаров. Все это вместе заметно ослабляет позиции государства в мировой экономике. И в отсутствие дополнительного финансирования, в том числе и из России, украинская экономика быстрее окажется в зоне кризиса, считает эксперт проекта «Общественная дума» Виктор Черноусов. Отсутствие внятной экономической политики также негативно влияет на этот процесс.
Цены на газ регулируются условиями договора между коммерческими организациями – российским поставщиком и украинским покупателем, а договоры по межгосударственным займам заключаются на уровне правительств, напоминает эксперт. И в каждом таком договоре обычно указываются отдельные санкции за неисполнение обязательств в установленные сроки. Так что невыплата по государственному долгу не может и не должна оказывать прямое влияние на условия контрактов частных компаний. В то же время и в самом деле нельзя исключать косвенное воздействие: рост государственного долга ослабляет национальную валюту и тем самым поднимает стоимость всех импортируемых продуктов, продаваемых за гривны.
Россия, конечно же, заинтересована в том, чтобы помочь соседнему государству выбраться из долговой ямы, но в то же время справедливо желает получить обратно выданные в виде займа средства. Открытое давление вряд ли здесь уместно: ведь никому не дозволено вмешиваться во внутренние дела суверенного государства и диктовать ему, как обустраивать свое хозяйство и поднимать экономику. Скорее всего, в дальнейшем обе стороны будут принимать меры дипломатического характера и искать компромисс.
КМ РУ