Гордость Путина, злоба Запада
XXII зимние Олимпийские игры в Сочи оказались более политизированными, чем любое другое глобальное спортивное событие последних лет. Хотя спортсмены из 88 стран сошлись там, чтобы побороться за престижные медали, международные игрища сомнительного свойства между возрождающейся Россией и сопротивляющимся этому Западом начались гораздо раньше официального начала соревнований.
Для президента Владимира Путина Сочи – это «метка линии прилива» в его долгом ответственном руководстве Россией. После 1980 года, когда Советский Союз принимал летние Олимпийские игры, Российская Федерация наконец-то получила шанс продемонстрировать миру свои организационные возможности. Месседж, который Путин хочет передать с помощью праздника в Сочи, состоит в том, что Россия — больше не слабая, сломанная или нищая страна, как это было после распада СССР в 1991 году.
Решимость Путина возродить величие России в мировом масштабе лучше всего передает его замечание о том, что распад СССР был «величайшей геополитической катастрофой ХХ века». Замысел бывшего разведчика советской секретной службы Путина состоит в том, чтобы использовать огромные природные богатства России, её промышленный потенциал, военно-промышленный комплекс и дипломатические союзы для формирования многополярного мира, свободного от вмешательства и эксплуатации со стороны Соединенных Штатов и Европейского Союза.
Огромные финансовые вложения российского правительства для того, чтобы Олимпиада в Сочи стала оглушительным успехом, доказывают, что Путин действительно намерен сделать Россию великой державой XXI века, и с этим надо считаться. Глубокое унижение, доставшееся России в 1990-е годы, когда ей пришлось жить за счет иностранной помощи и советов по реструктуризации экономики от экспертов в Вашингтоне, – это плохие воспоминания для Путина, которые необходимо вычеркнуть с помощью сильной внешней политики, бросающей вызов интервенционизму Запада.
Путин достиг пика в глобальном лидерстве в прошлом году, когда умело предотвратил американское военное нападение на Сирию после того, как Запад обвинил правительство этой страны в ведении химической войны против собственного народа.
Путин также является ярым поклонником таких радикальных региональных держав, как Венесуэла и Иран, которые подвергались со стороны Запада систематической диффамации и санкциям за нарушения прав человека, дефицит демократии и независимый выбор стратегических приоритетов и партнеров.
Сравнительно недавно Путин переиграл Европейский Союз на Украине, смело предложив страдающему от протестов правительству президента Виктора Януковича пакет мер по спасению этой страны объемом в 15 миллиардов долларов и субсидирование поставок газа. Украина является классическим культурным полем битвы между Россией, которая поддерживает мировоззрение, характерное для Востока, консервативное и государственническое, с одной стороны, и европейскими державами, которые с помощью США стремятся ослабить влияние России в странах бывшего советского пространства посредством создания гражданского общества западного стиля, корпоративной культуры и рыночных институтов.
Через такие межгосударственные объединения, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Таможенный союз с Белоруссией и Казахстаном, Путин хочет показать предельные границы западного влияния. Другие формирования, на которые Путин возлагает надежды, это БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), а также межрегиональные инициативы по формированию единого фронта развивающихся держав, которые являются сторонниками альтернативных Вашингтону и Брюсселю центров власти.
Россия чувствует себя более защищенной в мире, где её ближнее зарубежье равняется на Москву, и где развивающиеся страны накапливают вес, чтобы предотвратить неоимпериализм Запада и его военное вмешательство. Эта требующая пересмотра международной повестки дня политика Путина сильно раздражает США и Европейский Союз. В преддверии Олимпиады в Сочи западные правительства и СМИ выплескивали неослабевающую критику в адрес российских властей по поводу коррупции, нарушений прав человека и неправильных методов управления.
Всё – от перерасхода средств на Игры до вида неудачно отделанного туалета на спортивном объекте в Сочи – было разобрано на Западе по косточкам, с наслаждением и насмешками, как будто там бросали вызов воображаемому тщеславию Путина и мнимой несостоятельности России.
Звучал также барабанный бой западных правозащитных организаций с призывом бойкотировать Олимпийские игры в Сочи в знак протеста против российской внутренней политики, начиная от уголовной ответственности за пропаганду гомосексуализма и до тактики силового давления на исламистский сепаратизм на Северном Кавказе. Террористические акции и нападения сепаратистов-исламистов, стремившихся во что бы то ни стало испортить звёздный час Сочи, были восприняты на Западе как возмездие Путину за его неумолимую борьбу с антиправительственными силами в охваченных беспорядками районах Чечни и Дагестана.
Что особенно раздражает Путина – это двойные стандарты, применяемые американцами и европейцами к России, которую они жестко критикуют в речах и докладах, называя её репрессивным и авторитарным государством. Но этой критики не слышно по отношению к союзникам Запада: Саудовской Аравии, Израилю, Бахрейну, Уганде, Руанде и некоторым центральноазиатским странам, которые являются гораздо более антидемократическими или замешаны в ужасающих нарушениях прав человека. На специально собранных встречах с общественностью западные эксперты «обличают» Россию Путина как новое самодержавие, подстать царскому, и это почему-то не противоречит описаниям Саудовской Аравии как «умеренной» силы на Ближнем Востоке.
Резкая критика западных либералов в адрес Олимпиады в Сочи является результатом преднамеренных действий в отношении России — из-за того, что она препятствует достижению американцами и европейцами их внешнеполитических целей. Западный подход к России можно охарактеризовать как стратегический либерализм, в котором непрекращающееся, полное сочувствия, освещение деятельности антипутинских активистов и оппозиционеров способно звучать как результат неподдельной тревоги за ограничение гражданских свобод, но это на самом деле способ скомпрометировать Путина и заставить его смягчить активную внешнюю политику.
Политизации Игр в Сочи – это попытка Запада создать рычаг, с помощью которого там хотят сломать имидж России в международном общественном мнении и усилить воображаемые преимущества в таких спорных местах, как Украина и Грузия.
В теории Олимпийские игры выступают за хранимые, как святыня, общечеловеческие ценности: «проявление уважения» и «ценность дружбы» с конечной целью укрепления мира между народами. В отличие от Московской Олимпиады 1980 года, когда заряженные холодной войной политики объявили бойкот Играм, в котором приняли участие 65 стран Западного блока, спортсмены из США и европейских стран показывают себя в Сочи в полную силу, несмотря на затяжную кампанию Запада с целью подорвать престиж России.
Тем не менее, информационная война, развязанная против России в связи с Олимпиадой в Сочи, имеет явный привкус новой холодной войны. Вместо того, чтобы использовать Игры для растапливания льда в отношениях между Россией и Западом, политические скандалы, окружающие их, лишь подчеркивают, насколько удалось Путину возродить Россию после мрачного десятилетия, последовавшего вслед за окончанием холодной войны, и насколько он стал главным объектом особой ненависти «Пакс Американа» (лат. Американский мир или Мир по-американски – послевоенная доктрина, обосновывавшая необходимость установления «нового мирового порядка» под руководством США – прим. переводчика).
«The Statesman», Индия (перевод Иносми ру)