Грузинская мечта: и с Россией дружить, и в НАТО вступить
Грузия не отказывается от планов вступить в НАТО. Руководители НАТО не отказываются от планов принять Грузию. Но – не сейчас. Помеха все та же – существование у Грузии неурегулированных территориальных конфликтов. С таким приданым Тбилиси в Альянс не попасть.
Надо либо признать независимость Абхазии и Южной Осетии, либо перестать мечтать об Альянсе. Но Грузия не хочет делать ни того, ни другого, надеясь, что все рассосется как-нибудь само собой. А до тех пор ищет любые возможности сблизиться с североатлантическим блоком. Такие, например, как войти в его силы быстрого реагирования.
Министр обороны Грузии Ираклий Аласания заявил в среду, что грузинские военные станут частью этого международного формирования, а США поддержат Грузию финансово. В этой поддержке нет никакого альтруизма, говорят эксперты: США через нее хотят иметь еще одну возможность воздействовать на Россию.
Таким образом, со следующего года грузинские военные станут участвовать в операциях сил быстрого реагирования НАТО, как сейчас они участвуют в операции в Афганистане. Информация была озвучена Аласанией в Тбилиси на совместной пресс-конференции с председателем военного комитета НАТО генералом Кнудом Бартелсом. По словам министра, сотрудничество Грузии с Североатлантическим альянсом «перешло на новый уровень».
С этим уровнем грузинское руководство связывает ряд новых возможностей, которые, впрочем, не подтверждаются натовскими чиновниками, а грузинскими описываются формулой «Ну они же теперь не смогут нам отказать, если понадобится их помощь».
Напомним, что силы быстрого реагирования НАТО – это соединения, которые могут быть задействованы в ликвидации последствий стихийных бедствий, в антитеррористических операциях, а также в военных конфликтах высокой интенсивности. Их могут использовать на территории как стран НАТО, так и других государств. Состоят они из военнослужащих разных государств и подчиняются командованию НАТО в Европе.
Сохранение курса страны на вступление в НАТО новое руководство Грузии подчеркнуло сразу же после своего прихода к власти. Одновременно в Тбилиси надеются и на улучшение отношений с Россией, но при этом подчеркивают, что НАТО все-таки важнее. Тем не менее, при отсутствии у Грузии дипломатических отношений с Россией, ее спортивная делегация приехала на Олимпийские игры в Сочи. Трудно сказать, могло ли произойти то же самое, если бы президентом оставался приснопамятный Саакашвили.
Ираклий Аласания рассказал, что в Грузии будет сформирована одна рота примерно из 150 военнослужащих, которые в случае необходимости будут участвовать в спецоперациях НАТО. А председатель комитета парламента Грузии по обороне и национальной безопасности Ираклий Сесиашвили считает, что включение грузинских военных в данную структуру говорит о необратимости процесса интеграции Грузии в НАТО.
«Когда страну приглашают участвовать в силах быстрого реагирования НАТО, это означает, что Альянс признает соответствие вооруженных сил этой страны, их военнослужащих стандартам НАТО в плане технической, оперативной подготовки. Это означает также признание успешности проведенных в Минобороны Грузии реформ», – цитирует его «Газета.ру».
Грузинские эксперты также толкуют данный факт в положительном ключе. Так, Георгий Тавдгеридзе считает, что участие в силах быстрого реагирования принесет местным военным много ценного опыта: «Грузия будет включена в ежедневную практическую деятельность, работу Альянса. Для страны, не являющейся членом НАТО, это очень важный шаг».
Вероятно, такую честь Грузия заслужила благодаря участию ее военных (1700 человек) в умиротворении Афганистана. По численности своего контингента в этой стране Грузия лидирует среди государств, не являющихся членами Альянса. Надо также заметить, что в ходе афганской операции Грузия потеряла убитыми 29 солдат и офицеров.
Но это – только начало. Тавдгеридзе надеется, что, помогая другим, Грузия получит право надеяться на помощь себе: «Мы, конечно, не можем рассчитывать на пятую статью Устава НАТО (о коллективной помощи в случае агрессии. – Прим. КМ.RU), однако военная поддержка может иметь и другие формы – это не обязательно переброска военных подразделений».
Ну да, могут помочь оружием, что тоже немаловажно. Или надавить политически. Тут, наверное, эксперт прав. Вопрос только, захотят ли, если договоры не обязывают... Может, предпочтут, от греха подальше, понаблюдать со стороны?
Как известно, сотрудничество Грузии с США, играющими ключевую роль в НАТО, началось в 2002 году с программы «Оснасти и обучи». Она была направлена на помощь в борьбе с террористическими группировками, действовавшими в Панкисском ущелье. Программа длилась 18 месяцев и обошлась в 64 миллиона долларов.
После этого все пошло по восходящей. 2300 грузинских военных помогали США в Ираке. Они же участвовали и в военном конфликте с Россией в августе 2008 года, что, впрочем, не сильно помогло.
Но Вашингтон преданность Тбилиси оценил. В начале текущей недели группа из 42 конгрессменов обратилась к госсекретарю США Джону Керри с требованием поддержать «План действий по членству для Грузии» (ПДЧ) – первый шаг для вступления в Альянс.
Впрочем, дорога впереди длинная и Грузия ПДЧ на ближайшей сессии НАТО не получит, как, надо полагать, и на последующих в обозримом будущем. Ее власти осознают это отчетливо и перестали обещать населению скорое членство в Североатлантическом альянсе, как это делали их предшественники.
На этом фоне Грузия предостерегла гостей Олимпиады в Сочи от поездок в Абхазию и Северную Осетию, сообщает Русская служба «Голоса Америки».
Попытки России упростить пересечение границы с Абхазией, расположенной в пяти километрах к югу от олимпийских объектов, являются «провокацией, направленной на подрыв суверенитета и территориальной целостности Грузии» и «введением в заблуждение иностранных граждан», говорится в заявлении МИД Грузии.
Далее министерство предложило желающим въехать на «оккупированные территории» хлопотную возможность сделать это с другого конца – «со стороны Зугдидского муниципалитета (на территорию Автономной Республики Абхазия) и Горийского муниципалитета (в Цхинвальский регион, то есть на территорию Юго-Осетинской автономной области)». «Нарушение Закона Грузии об оккупированных территориях является уголовным преступлением и наказывается в соответствии с УК Грузии», – предупредил МИД
Примечательно, что, отвечая на вопрос об отношении Международного олимпийского комитета к посещению Абхазии гостями Олимпиады, представитель МОК Марк Адамс сказал: «Почему бы и нет? Переговоры и обмены между двумя правительствами – это дело исключительно двух правительств. С точки зрения поездок в Абхазию, если это безопасно, то люди поедут туда».
Похоже, в мире постепенно начинают привыкать к мысли, что Грузия вряд ли вернет обратно «оккупированные территории».
КМ РУ