Минск скрывает от Москвы диалог с Брюсселем
Вчера МИД Белоруссии обвинил европейского дипломата в «искажении» информации о состоянии диалога между Минском и Брюсселем. Эксперты подозревают, что власти Белоруссии скрывают начавшиеся контакты с ЕС.
«С удивлением ознакомились с появившимися в ряде СМИ высказываниями представителя Европейской службы внешних действий Дирка Шубеля по итогам его рабочей встречи в МИД Беларуси 18 февраля 2014 года, – отмечает пресс-служба МИДа. – В частности, в отношении планируемых консультаций по вопросам модернизации между Республикой Беларусь и ЕС». По мнению МИДа, не в первый раз представители евроструктур в комментариях после диппереговоров искажают их содержание.
Как сообщалось, Дирк Шубель приехал в Минск в начале недели. Информируя о визите, представительство ЕС в Минске сообщило, что он рабочий. Шубель недавно возглавил подразделение, отвечающее за двусторонние отношения ЕС со странами «Восточного партнерства». В этом качестве он приехал в Белоруссию впервые. В планах европейского чиновника – встречи в МИД республики, дипломатических миссиях стран ЕС в Минске и представителями гражданского общества.
Встреча в МИД Белоруссии состоялась уже во вторник, однако никакой официальной информации о ее ходе и содержании общественности предоставлено не было. В то же время в интервью местному информагентству БелаПАН Дирк Шубель рассказал, что Минск и Брюссель вступают в новый этап отношений – запускают «временную фазу сотрудничества», предусматривающую участие в диалоге гражданского общества. Начать диалог планируется «с области инвестиций и торговли, которые сейчас имеют особую значимость для Беларуси, но также и для Евросоюза». «Стороны хотят совместно проанализировать, как они могут сообща работать над модернизацией Беларуси», – писало белорусское агентство.
На эту информацию даже успела отреагировать оппозиция. «Визит главы департамента «Восточного партнерства» Дирка Шубеля был неожиданным и, мягко говоря, странным, особенно на фоне событий в Украине», – оценил ситуацию экс-кандидат в президенты, находящийся в эмиграции, Андрей Санников. «Похоже, он привез в Минск предложения, касающиеся развития отношений с диктаторским режимом», – предположил он. Политик был возмущен непоследовательностью политики ЕС, который, с одной стороны, требует освобождения политзаключенных для начала диалога, с другой – ведет этот диалог, да еще и предлагая такие вещи, которые будут только укреплять «диктаторский режим» (инвестиции и торговля. – «НГ»). «Подобные ошибки поспособствовали развитию трагических событий в Украине, поскольку там также ставка делалась на авторитарные власти и на модернизацию через договоренности с непредсказуемым партнером», – привел он в пример события в соседней стране.
В обсуждение на тему «что бы это значило» включились и политологи. «Промежуточная фаза – это переговорный процесс между ЕС и белорусскими властями относительно будущей легальной базы сотрудничества», – объяснял суть происходящего озадаченной белорусской общественности директор Центра европейской трансформации Андрей Егоров. С формально-договорной точки зрения, а с политической точки зрения «промежуточная фаза» – это первый серьезный шаг в возобновлении диалога ЕС и Беларуси за последние четыре года. Это как бы еще и не полноценный диалог, но переговоры о том, что стороны будут делать, если такой диалог возобновится.
Диссонанс в начавшееся обсуждение внес комментарий МИДа, фактически отрицающий попытку восстановить диалог между Минском и Брюсселем. «Главной целью встречи заместителя министра иностранных дел Елены Купчиной с Дирком Шубелем была подготовка визита в Минск директора департамента России, «Восточного партнерства», Центральной Азии, регионального сотрудничества и ОБСЕ ЕСВД Гуннара Виганда», – сообщил МИД об истинной цели визита Дирка Шубеля. Правда, как следовало из дальнейшего комментария МИДа, сам визит Виганда в Минск связан с «проведением первого раунда консультаций между МИДом и Европейской службой внешних действий. В ходе этих переговоров планируется определить наиболее оптимальную будущую форму «сотрудничества между правительством Беларуси и ЕС по вопросам модернизации, как это зафиксировано в параграфе 29 итоговой декларации Вильнюсского саммита «Восточного партнерства».
Собственно говоря, это не сильно отличается от того, что говорил Дирк Шубель. Поскольку он тоже рассказывал о планируемом в конце марта визите Гуннара Виганда. Цель визита – запустить процесс «Временной фазы», утверждал он. То есть разница только в том, что европейский дипломат называет это «временной фазой», а белорусские – нет. Ну и свое обещание о возможном участии в диалоге гражданского общества власти Белоруссии тоже, судя по всему, признавать не хотят.
Такого рода выводы дают основания местной общественности полагать, что диалог все-таки есть. Тем более что, как недавно писала «НГ», в этом признавался и сам Александр Лукашенко. Диалог закулисный, потому что европейцы хотят его вести, но им как-то неловко, объяснял белорусский президент. О подвижках по вопросу налаживания взаимоотношений с ЕС писал в своем итоговом годовом докладе и МИД Белоруссии.
Сейчас белорусская общественность задается вопросом, зачем официальный Минск пытается скрывать диалог с Брюсселем. Версии высказываются разные. Есть мнение, что, не рассчитывая на успех, власть боится спугнуть хрупкую надежду на перемирие. Указывают эксперты и на российский фактор – диалога с ЕС пока нет, да и рассчитывать на быструю финансовую отдачу от Европы не приходится, поэтому зачем раздражать лишний раз «старшего брата» и соратника по Таможенному союзу возможностью измены с Брюсселем, предлагают свое объяснение происходящего местные наблюдатели. «Козырную карту – «а я уйду к ЕС» – Лукашенко может разыграть неожиданно, когда ему остро понадобятся деньги от Москвы», – полагают эксперты.
«Независимая газета»