Патриотизм по-американски
Те наши политологи, которые, восторгаясь патриотизмом американцев, утверждают, что в США нет государственной политики по воспитанию патриотизма, что его проявление носит личный, сугубо частный характер, или сами глубоко заблуждаются, или сознательно вводят в заблуждение россиян. Дело в том, что патриотизм в американском исполнении представляет собой целенаправленную, строго регламентируемую и формализованную структуру. Если, например, утром, когда все в школе перед началом занятий исполняют гимн США, ученик не встал и не приложил руку к сердцу, его тут же могут исключить из учебного заведения. Или взять, скажем, тот же американский флаг, который можно увидеть в США буквально на каждом шагу. Что с ним можно сделать, а что нельзя, где и когда его можно вывесить и каких размеров – всё это также прописано или на федеральном уровне, или на уровне штата.
И те же американские фильмы о вооружённых силах США проходят жёсткую цензуру Пентагона. В его структуре есть специальный отдел по делам кино и телевидения, который изучает сценарии будущих фильмов на предмет того, как они повлияют на имидж вооружённых сил США. И если отдел дал отрицательный отзыв, то фильм или вообще не увидит свет, или из него уберут эпизоды, которые не устраивают Пентагон.
Особое значение в США придаётся военно-патриотическому воспитанию американцев. Властные структуры прилагают значительные усилия, чтобы в качестве одного из аспектов патриотизма в этой стране определить прямую связь между любовью к родине и одобрением (в том числе и действием) всех военных акций, проводимых вооружёнными силами и спецслужбами США. Эта работа базируется на ряде принципов, из которых наиболее важными являются воспитание у любого американца чувства ответственности как гражданина США, личная преданность президенту и стране, решимость сохранять её историческое наследие, беспрекословно отстаивать принципы американской демократии и свободы.
Практическая же работа по формированию требуемого облика рядового американца как патриота и гражданина США осуществляется соответствующими организационными структурами, во-первых, в рамках вневойсковой подготовки американской молодёжи и, во-вторых, в ходе проведения морально-психологической подготовки новобранцев и кадрового личного состава вооружённых сил США.
Анализ публикаций американской прессы, посвящённых проблемам военной службы, показывает, что вневойсковая подготовка (патриотическое воспитание) американской молодёжи осуществляется на двух уровнях: первый охватывает подростков – учащихся школ, а второй – студентов университетов и колледжей. Характерной чертой первого уровня подготовки является её проведение не по школьным общеобразовательным программам, а в рамках традиционной системы так называемых скаутских организаций – клубов (союзов), причём раздельно для мальчиков (бойскауты) и для девочек (гёрлскауты). По официальным данным, общая численность бойскаутов и гёрлскаутов в настоящее время составляет более 4 млн. и около 3 млн. человек соответственно.
Второй уровень вневойсковой подготовки американской молодёжи проводится на так называемых курсах РОТС. По оценке американских экспертов, они являются основным источником пополнения вооружённых сил офицерами, особенно в мирное время. Курсы РОТС с четырёх- и двухлетним сроком обучения для сухопутных сил функционируют примерно при 300 университетах и колледжах США, для ВВС – при 600, для ВМС – при 60. Они финансируются государством, выделяющим значительные денежные ассигнования.
В целом, как считают американские специалисты, при отсутствии единой общегосударственной программы вневойсковой подготовки молодёжи существующая двухступенчатая система позволяет решать задачу военной подготовки юношей и девушек к службе в вооружённых силах США. Дальнейшее же их патриотическое воспитание осуществляется уже в американских и флотских структурах.
К основным формам их работы относятся еженедельные групповые занятия по программам «Командная информация», «Моральное наследство и человеческое самосовершенствование», «Равные возможности»; религиозные мероприятия («Час капеллана», богослужения, индивидуальные пасторские беседы и т.д.); встречи с ветеранами вооружённых сил и «Вечера боевой дружбы»; празднование дней части и корабля вооружённых сил США; соревнования за право называться «Лучшим солдатом» месяца (квартала, года) и др.
Занятия по программе «Командная информация» являются важнейшей формой воспитания американских военнослужащих. Их предписано проводить лично командиру подразделения. Кроме того, на этих занятиях обязательно присутствие всего личного состава, включая офицеров. Они проводятся в форме свободного обмена мнениями не реже 1 раза в неделю по 1 часу. Их основные темы – «Долг, честь, страна», «Вооружённые силы на службе нации» и др. К занятиям по программе «Моральное наследство и человеческое самоусовершенствование» привлекаются, помимо командиров, и военные капелланы. В месяц выделяется 7 часов, в том числе одно занятие в течение часа, на котором разбираются модели поведения военнослужащих в различных ситуациях, и 6 часов для собеседований по основным вопросам.
Целью программы «Равные возможности» является ослабление противоречий в вооружённых силах на национальной, расовой почве, а также по признаку пола и происхождения. Руководителям занятий по этой программе рекомендуется осуждать открытую дискриминацию тех или иных категорий военнослужащих, пренебрежительные клички, оскорбительные анекдоты на расовые и национальные темы, воспитывать у командиров всех степеней чувство «справедливого отношения к своим подчинённым независимо от расы, вероисповедания, цвета кожи, пола или национальности» и т.д.
Особое внимание в американской армии уделяется морально-этическому воспитанию офицерского состава. При этом акцент делается на воспитании у офицеров чести и верности. На формирование этих качеств нацелен и военно-педагогический процесс в американских военно-учебных заведениях. Например, в клятве чести академии ВВС США говорится: «Мы не будем лгать и обманывать или терпеть тех, кто лжёт или обманывает. Сверх того, я обязуюсь исполнять свой долг перед государством и жить честно, и да поможет мне Господь!»
В системе патриотического воспитания и подготовки личного состава армии важную роль играют военная печать, различные учреждения министерства обороны (музеи, клубы, библиотеки, кафе и т.д.), художественная, военно-историческая и мемуарная литература, методические разработки, справочники, плакаты. В целом система воспитания характеризуется высокой развитостью её материальной базы. Так, в вооружённых силах США имеется около 1.900 периодических изданий, разовый тираж которых превышает 12 млн. экземпляров, что составляет около 4 единиц печатной продукции на каждого военнослужащего.
В настоящее время в целях повышения эффективности патриотического воспитания гражданского населения и военнослужащих США американским министерством обороны активно используется индустрия компьютерных и видеоигр. Например, в 2002 году был выпущен игровой проект America’s Army («Американская армия»), на который было потрачено около 8 млн. долларов.
Для большей популяризации игры America’s Army среди американской молодёжи её распространяли бесплатно. Ежегодные затраты на эти цели составили около 2,5 млн. долларов. По данным Пентагона, до 50 процентов новобранцев, поступающих на военную службу, играли в America’s Army, а около 30 процентов рекрутов вообще считают её самым правдивым источником информации об армии.
Главным субъектом воспитания военнослужащих выступает командир. В своей деятельности он опирается на три основные службы – по связи с общественностью, по личному составу и тылу, военных священников. Причём, с одной стороны, все эти службы действуют параллельно, а с другой – исключительно согласованно, что достигается умелым руководящим воздействием командира. Его этому учат в военных колледжах и академиях и в процессе практической работы в войсках. И как свидетельствует практика, командир, не умеющий заниматься воспитанием подчинённых, не может рассчитывать на дальнейшее продвижение по службе.
Существующая в стране и вооружённых силах система патриотического воспитания молодёжи и личного состава обеспечивает, как считает военно-политическое руководство США, необходимый уровень боевой готовности американской армии. Вместе с тем считается, что существуют резервы для повышения её эффектиности. Учитывая это, руководство США принимает активные меры по дальнейшему совершенствованию системы патриотического воспитания в стране, а также процесса формирования соответствующего облика военнослужащих.
«Красная звезда»