Вторая попытка
Второй раунд межсирийских переговоров начался в Женеве во Дворце Наций ООН. Представители власти и оппозиции Сирии при посредничестве спецпредставителя ООН и ЛАГ Лахдара Брахими вновь попытаются начать консультации по урегулированию сирийского кризиса.
При этом Лахдар Брахими, как отмечается, намерен проводить больше отдельных встреч с сирийскими сторонами, а совместные заседания созывать, когда будут найдены точки соприкосновения. По его мнению, переговоры в таком формате будут иметь более конструктивный характер. Он также будет настаивать, чтобы сирийские стороны приняли совместное заявление, в котором должна быть подтверждена приверженность суверенитету Сирии, территориальной целостности страны, борьбы с терроризмом.
В частности, Лахдар Брахими письменно, как сообщает ИТАР-ТАСС, изложил сирийским сторонам планируемые дальнейшие стадии переговоров в Женеве. В документе говорится, что дальнейшие межсирийские переговоры, направленные на разрешение конфликта в республике, должны быть посвящены ключевым вопросам завершения насилия и создания переходного органа управления, планированию национальных институтов и примирения. Переговорный раунд продлится 7–10 дней, после чего может начаться третья сессия с привлечением более широкого состава участников.
Однако уже по пути в Женеву стороны обменялись заявлениями, которые не добавляют оптимизма относительно возможного достижения некого положительного результата на переговорах. Так, представители оппозиции заявили, что их не устраивает тот факт, что делегацию Дамаска возглавляет глава МИДа Валид аль Муаллем. Со своей стороны советник президента Сирии по политическим и информационным вопросам Бусейна Шаабан подчеркнула, что официальный Дамаск затрудняется сказать, кого на переговорах представляет делегация «коалиции» оппозиционных сил и какое у её членов влияние на события в Сирии.
Не оправдались надежды политологов и на расширение делегации оппозиции за счёт других групп, в частности Национального координационного комитета, что могло бы внести в ход переговоров определённое позитивное звучание. Однако, как заявил представитель Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил (НКОРС), состав оппозиционной делегации не изменился.
Поможет ли диалогу ситуация в Хомсе, где на период проведения гуманитарной операции стороны приостановили боевые действия, покажут уже первые заявления делегаций. Тем временем из Старого Хомса, находящегося под контролем вооружённой оппозиции, в воскресенье были эвакуированы 611 человек. Многим потребовалась медицинская помощь, учитывая, что люди были крайне истощены голодом и блокадой. О числе госпитализированных сведений не приводится. Городские власти приготовили для их размещения временные помещения. В глубь кварталов было доставлено 190 продовольственных наборов и медикаменты.
При этом сотрудникам сирийского Красного Полумесяца и ооновских агентств пришлось пережить несколько опасных моментов, когда неизвестные боевики открыли огонь по месту сбора эвакуируемых гражданских лиц в квартале Карабис.
Губернатор Таляль аль-Баррази также сообщил, что в воскресенье вместе с беженцами из Старого Хомса вышли около 130 мужчин в возрасте от 16 до 54 лет, которые выразили готовность добровольно сдаться властям. Как пояснил губернатор, это позволит им после проверки в МВД в том случае, если они не разыскиваются как преступники, избежать судебного преследования.
Боевики же тем временем активизируют борьбу между собой за раздел сфер влияния. Так, умеренные вооружённые группировки при поддержке подразделений «Фронта аль-Нусра» (местного отделения «Аль-Каиды») 10 февраля оттеснили радикальных исламистов из «Исламского государства Ирака и Леванта» (ИГИЛ) от границы с Ираком. Согласно данным, поступающим из восточной провинции Дейр аз-Заур, подразделения ИГИЛ были вынуждены покинуть этот регион. С военно-стратегической точки зрения потеря приграничной провинции может стать серьёзным ударом по радикально настроенным боевикам, поскольку их тыловые базы и источники финансирования находятся в Ираке. Кроме того, захваченная провинция обладает нефтяными резервами и инфраструктурой по добыче и переработке этого сырья, а потому способна приносить немалый доход тем, кто её контролирует.
«Красная звезда»