На Украине завершена частичная мобилизация
Министерство обороны Украины отчиталось о полном выполнении плана частичной мобилизации. По словам и.о. министра обороны Михаила Коваля, все призывники уже подготовлены и приступили к выполнению задач.
«Мы план выполнили в полном объеме. Я удовлетворен призывниками», — цитирует заявление Коваля, прозвучавшее в эфире Первого Национального телеканала, газета «Сегодня».
Исполняющий обязанности руководителя военного ведомства подчеркнул, что мобилизованные граждане прошли курс обучения и уже находятся в воинских частях. «Они прошли весь комплекс подготовки и работают по назначению», — отметил Коваль.
Параллельно с мобилизацией в стране был развернут сбор средств на нужды армии. По данным на 15 апреля, украинцы перечислили почти 92 млн гривен (около 7 млн долларов). Большинство пожертвований было сделано на специальный телефонный номер, уточняет издание. Военные обещают потратить собранные средства на бронежилеты, спальные мешки, маскировочную сетку, средства связи и оборудование для госпиталей. Тендеры на закупку должны быть проведены в течение двух месяцев, но уже сейчас патриотично настроенные граждане Украины снабжают военнослужащих подушками и овощами.
Напомним, Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) приказал начать мобилизацию по всей стране еще 2 марта, об этом в Facebook сообщал секретарь СНБО, бывший комендант «Евромайдана» Андрей Парубий. Однако официально мобилизация была объявлена 17 марта. Параллельно началось формирование из добровольцев Национальной гвардии.
И.о. президента Александр Турчинов требовал в первую очередь призывать не 18-летних ребят, а «добровольцев и специалистов, которые уже проходили службу в армии». Всего в армию планировалось призвать 20 тысяч человек, столько же — в Национальную гвардию. Усиление обороноспособности, как заявляли киевские власти, потребовалось из-за того, что украинскую армию разграбили.
Вскоре после начала развертывания мобилизационной кампании Верховная Рада Украины разрешила призывать мужчин предпенсионного возраста. На время военных сборов им гарантировалось сохранение рабочего места и должности. А в начале апреля в вооруженных силах Украины перестали увольнять военнослужащих в запас. Исключение сделано только для женщин, имеющих детей в возрасте до 16 лет, говорится в объявлении, опубликованном на странице Минобороны Украины в Facebook.
По подсчетам руководителя Центра военно-политических исследований Дмитрия Тымчука, в стране можно было бы поставить под ружье до одного миллиона человек, сформировав не только бригады, но и целые корпуса и даже армии. Но «боевая ценность» этих соединений была бы крайне невелика. Это было бы «пушечное мясо», не способное эффективно выполнять боевые задачи, пишет «Главред». «Ведь с сокращением армии все меньше молодых людей ежегодно проходило воинскую службу и получало военно-учетную специальность и практические навыки обращения с системами вооружений (а с уровнем боевой подготовки в ВСУ и эти счастливчики едва ли серьезно подготовлены). Запасники на сборы (т.н. „партизанщина“), где они могли бы освежить свои знания, не призывались. Т.е. у нас очень ограничен реально подготовленный военный резерв», — сожалел Тымчук. Потому он предлагал направлять мобилизованных в уже существующие части, поручая их имеющимся профессиональным кадрам.
Мобилизованные: В украинской армии сегодня нет профессионалов, это «театр абсурда»
Однако, несмотря на призывы мобилизовывать только тех, кто имеет военную подготовку и воинскую специальность, у призывников накопилось немало претензий к Генштабу. Их, в частности, перечисляет в статье «Как и почему мобилизация в Украине превратилась в фарс» Виктор Ющенкович, призванный в украинскую армию в начале марта и в настоящее время остающийся мобилизованным.
«Фактически, сегодня в отечественной армии нет профессионалов. Максимум, 10-20 тыс. кадровых офицеров, большая часть которых в военных действиях участия не принимала. Все остальное — срочники, отслужившие от 4 месяцев до года, и контрактники, которые с лопатой знакомы лучше, чем с автоматом. Они даже „учебку“ не проходили. Плюс техника, с которой никто не умеет работать на приемлемом уровне. Что толку в самом лучшем танке, если его водитель наездил на нем, в лучшем случае 5 км по полю, а „артиллерист“ сделал 3 выстрела, так и не попав в мишень? Что толку в танках и артиллерии, если связь между подразделениями происходит по мобильным телефонам, а на поле боя ее должны обеспечить специальные станции, которым по 50 лет и которые стояли на консервации почти все эти годы?» — говорится в статье, опубликованной на украинском сайте «Полемика» (здесь и далее орфография и пунктуация оригинала — прим. NEWSru.com).
Автор признает, что может не видеть картину в целом, но называет то, что открылось ему с точки зрения мобилизованного, «театром абсурда».
«Все слышали, что в армию призвали 19 тыс. „добровольцев-профессионалов“, знающих с какой стороны браться за оружие. Так, по крайней мере, рассказывают на телеканалах. Смешно, но я нахожусь среди этих „добровольцев“. По бумагам я аж целый офицер и начальник. На практике — полнейший дилетант и пушечное мясо, а в боевых условиях — невольный саботажник. Ибо ничего не знаю и не умею, воевать могу только в качестве партизана, да и то, если сильно разозлят. За плечами у меня полтора десятка лет назад был ВУЗ, в котором была „военка“. Там, как водится, отметилось 60% студентов мужского пола, которые были годны к службе в армии. За символические взятки все получили красивые записи в военных билетах. На сборы потом никого не вызывали. В армии никто не служил. Зато когда „началось“, таких „профессионалов“ — и меня в том числе — начали мобилизовать. Смеяться? Или плакать?» — пишет Ющенкович.
Автор статьи рассказывает о «чехарде» в военкоматах и обвиняет военкомов, желавших «как можно быстрее прикрыть свои филейные части и отчитаться перед Генштабом», в двуличии. «Медкомиссий в военкоматах не было. На профпригодность никто не проверял. У командиров военных частей сразу же возникла головная боль — что делать с толпой гражданских, для большей части которых даже формы не нашлось», — пишет мобилизованный офицер.
«В средине марта, судя по всему, пороги военкоматов обивали десятки тысяч реальных добровольцев. Но большей части из них, попасть в армию было не суждено: штат военных частей уже был забит „мясом“. И добровольцам отказывали, дескать, такие специалисты как вы родине не нужны. Организовывать ротацию кадров, менять кривых, сирых и убогих на специалистов никто не стал. В Генштабе то ли не знали о сложившейся ситуации, то ли не обратили на нее внимания на фоне проблем в Крыму. Командиры частей властью что-то изменить не обладали. Военкомы — то ли тоже не могли, то ли тихо саботировали саму идею мобилизации: увеличения потенциала армии за счет добровольцев/профессионалов», — констатирует Ющенкович.
Если не найдутся 30 тысяч профессионалов, надо признавать поражение в необъявленной войне
Во время десятидневных сборов, рассказывает молодой человек, которые совпали по времени с референдумом в Крыму, офицеры, срочники и контрактники выехали на учения «в поле», а оставшиеся мобилизованные бойцы по большей части «забухали». «Остальные начали выпивать после 17-го марта, когда стало понятно, что Родина нас „кинула“ и мы стали циферками на бумаге. Без прав человека и с кучей обязанностей военнослужащего», — уточняет он.
Из полезных действий за минувшие полтора месяца в армии Ющенкович упоминает только стрельбу из автомата. Он признается, что держал автомат в руках впервые в жизни, и, расстреляв три рожка (90 патронов — прим. NEWSru.com), в мишень не попал. Но подписал бумагу, что «обучен стрелять из автомата».
«Говорят, стрельбы — недешевое удовольствие. Я на курок несколько раз нажал, а государство за это заплатило более 50 грн. Еще государство, то есть мы, народ, заплатило за наше питание, и за пошив новой формы для нас, и „берцов“. И еще за наши зарплаты. Смешно, нам обещали заплатить по 1-1,5 тыс грн. Три раза ха. 80% из нас было готово было заплатить больше, чтобы только не тратить свое время на „отсидку“. О нашем моральном духе и желании воевать — додумайте сами», — говорится в статье.
Виктор Ющенкович излагает свой взгляд на проведение мобилизации, предлагая властям «работать, как это принято в коммерческих структурах, а не ж*** прикрывать»: создать единую базу военнообязанных и проверять наличие у призывников желания служить и реальных знаний и умений. А тем, кто не хочет на воинскую службу, предложить сделать материальное пожертвование в пользу вооруженных сил.
«И самый насущный вопрос! Уважаемые и.о президента Турчинов и и.о. министра обороны Коваль! Наведите порядок в армии! Да, в стране сейчас есть и более актуальные проблемы, чем тема мобилизации. Но зачем продолжать делать то, что уже вылазит боком? Зачем раздувать щеки и делать вид, что все хорошо?! Начните решать эту проблему — все реально изменить уже в течение апреля. Замените всех, кто сейчас призван в армию принудительно (то есть не хочет или не может на данный момент нести службу) на тех, кто хочет и может. Скажите об этом прямо, как сказали люди на Майдане. А если в стране не найдется даже 30 тыс. добровольцев/профессионалов, то впору признавать поражение в этой необъявленной войне и констатировать, что в Украине патриоты есть только на словах. Потому что, как доходит до реальных дел, то годными оказываются считанные единицы», — пишет Ющенкович, называя себя патриотом Украины.
Ньюсру ком