Западная Украина может пойти по пути Восточной
В Западной Украине могут начаться процессы, схожие с восстанием восточных областей. Об этом свидетельствует и недавнее обращение венгров Закарпатья к новой украинской власти, и выступление в парламенте Венгрии избранного на третий срок премьер-министра страны Виктора Орбана. «Венгры, живущие в Карпатском регионе, имеют право на двойное гражданство, на права национальной общности и на автономию», – заявил он. В Киеве продолжают спорить о том, может ли в сложившихся обстоятельствах федерализация спасти страну от потери территориальной целостности.
Венгерский премьер в своем выступлении сделал особый акцент на положении 200-тысячной национальной общины в Украине, заявив, что ожидает от новой украинской власти предоставления венграм права на второе гражданство и на самоуправление на своей территории.
Примечательно, что полтора месяца тому назад, когда ситуация в Донецкой и Луганской областях была еще относительно стабильной, венгры Закарпатья обратились к и.о. президента Украины Александру Турчинову, премьер-министру Арсению Яценюку и главе Закарпатской областной госадминистрации: «Ожидаем, что закарпатских венгров признают государствообразующей и коренной нацией – в соответствии с этим должна быть предоставлена национально-культурная автономия и более широкие права для местного самоуправления. В Украине должны быть приняты соответствующие законы, а в государственном бюджете предусмотрены специальные статьи финансирования для развития нацменьшинств».
Источники «НГ» в организациях нацменьшинств отмечают, что сейчас общины не ставят целью провозглашение независимости своих территорий или присоединение к другим государствам, но хотят расширить национальные права и требуют от Киева защитить их от возможных преследований.
В упомянутом заявлении, подписанном в конце марта, сказано: «В последнее время в Украине, в том числе на Закарпатье, все чаще наблюдается появление вооруженных радикальных элементов. К сожалению, эти лица умышленно разжигают межнациональные конфликты, в том числе – путем искажения исторических фактов». При этом община призвала украинскую власть гарантировать ее права и безопасность.
Эксперт Института евро-атлантического сотрудничества Владимир Горбач считает, что права украинских венгров не ущемляются: «Национально-культурная автономия существует де-факто: есть школы, университет, театры и культурные центры. Но настроения подогреваются венгерским национализмом, который исторически обусловлен. Виктор Орбан и ранее выступал с заявлениями, которые вызывали неоднозначную реакцию в Киеве. Сейчас, когда ситуация резко изменилась, венгерское правительство воспользовалось ею, чтобы напомнить украинской власти о своем требовании расширить права национальной общины».
В Киеве не исключают, что вслед за Венгрией заботу о своей общине проявит Румыния. Если часть земель распавшейся Австро-Венгерской империи вошла в состав СССР после Первой мировой войны, а затем осталась в границах независимой Украины, то бывшие румынские территории – ныне Черновицкая и часть Одесской области – отошли к СССР в 1939 году согласно пакту Молотова–Риббентропа, который в Бухаресте до сих пор ставят под сомнение. К своим соотечественникам румыны относят не только 150-тысячную национальную общину, но и более 250 тыс. проживающих в Украине молдаван.
Во времена независимости Украины правительства Венгрии и Румынии стали проводить политику мягкой ассимиляции, развивая культурное сотрудничество, образовательные программы и выдавая паспорта гражданам Украины, несмотря на запрет на двойное гражданство в стране. Точное число жителей Западной Украины, имеющих два паспорта, не известно, однако эксперты допускают, что их может быть до 400 тыс. Дело в том, что гражданство получали не только этнические венгры и румыны, но также украинцы, проживающие на исторических территориях Венгрии и Румынии.
В 2011 году Венгрия разрешила нацменьшинствам за рубежом голосовать на парламентских выборах, а в 2012-м в Конституции страны появилась статья о единстве венгерской нации и ответственности государства за судьбу этнических венгров, проживающих за границей.
Община поляков в отличие от венгров и румын проживает не компактно, а разбросана по территории Волыни и Западной Украины. Многие из них и члены семей получили польские паспорта, но еще больше – карту поляка. Однако Варшава никогда не требовала для своей общины автономии и не предъявляла Украине территориальных претензий.
В Будапеште и Бухаресте подобные заявления звучали и раньше. И особенно усилились после того, как в 2008 году Румыния через международные суды добилась признания своей территорией большей части Черноморского шельфа с запасами нефти и газа у острова Змеиный в устье Дуная.
Председатель партии «Великая Румыния» Корнелий Вадим Тудор еще несколько лет тому назад заявил: «Румыния была вынуждена признать границы Украины, появившиеся в результате пакта Молотова–Риббентропа, под давлением международных организаций. Но все еще может измениться…» После истории с Крымом такой момент, видимо, наступил.
Руководитель Института украинской политики Константин Бондаренко считает, что на ситуацию накладывают отпечаток и нынешние выборы в Европарламент, и европейская «усталость от Украины». Он напомнил, что в Западной Украине наиболее активной этнической группой являются русины, которые давно заявляют о намерении провозгласить независимость и отделить от Украины территорию своего проживания – приграничную часть Закарпатской области. Ранее русины неоднократно обращались к России с просьбой помочь им реализовать право на самоопределение.
На этом фоне Бухарест и Будапешт по-разному ведут политику: «В Венгрии конкурируют правые и крайне правые. Радикалы наступают на пятки Орбану, он вынужден реагировать. Кроме того, у венгерского премьера сложились прекрасные отношения с российским руководством, реализуются крупные совместные проекты. Возможно, еще и поэтому он подливает масла в огонь украинского движения к федерализации. Румынское же руководство больше оглядывается на Евросоюз, особенно учитывая мнение Парижа, где, кстати, рассматривают вариант федеративного устройства Украины как способ урегулирования».
Политолог Владимир Горбач сказал «НГ», что даже самого определения «федерализация» не существует: «Что буквально означает это слово? Разрывание целого на куски. Федерация же, напротив, предполагает объединение разрозненных частей. Понимаете разницу? О «федерализации» пекутся те, кто заинтересован в расколе Украины». Эксперт отметил, что в обозримом будущем Киев вряд ли согласится объявить автономные республики на западе и востоке страны: «В Крыму была автономия. И этот статус стал первым шагом к сепаратизму и дальнейшим событиям».
Константин Бондаренко согласился, что украинская власть не готова к разговору об автономном статусе регионов: «Если уж говорят о децентрализации, то почему бы не пойти дальше – к федеративному устройству? Не потому ли, что политики в Киеве привыкли управлять регионами в ручном режиме, выжимая из них ресурсы? Федерализация ограничивает возможности обогащения центра. А вот чтобы автономные образования не превратились в удельные княжества, в которых станут набивать карманы местные феодалы, нужно предусмотреть оптимальную форму административно-территориального устройства – в мире достаточно разных примеров». Бондаренко считает, что ситуация в восточных областях страны одновременно с процессами в Западной Украине не оставляет центральной власти ни выбора, ни поля для маневра: «На сегодня федерализация – это еще возможный выход. Нужно обсуждать варианты. Но если Киев продолжит говорить с регионами языком ультиматумов, угроз и оружия, то все это может рухнуть. Думаю, остались считанные месяцы».
«Независимая газета»