Вы находитесь здесь: // ГЕО в политике // Кто разжигает войну между шиитами и суннитами

Кто разжигает войну между шиитами и суннитами

iCA2PNGDE Исламская террористическая организация «Армия Ирака и Леванта» неожиданно для всех захватила практически весь север республики Ирак. Правительственные войска бежали от врага столь стремительно, что сегодня уже вообще стоит вопросы о дальнейшем существовании этой страны — сопротивляться наступающим экстремистам оказалось практически некому. Сегодня появилось немало публицистики на тему того, как такое стало возможным, кто в этом виноват, какую роль здесь играют нефть и газ, которыми очень богат этот ближневосточный регион.

Между тем, многие аналитики совершенно упустили факт того, что здесь речь идёт не только о большой геополитике или о контроле над энергоресурсами. Свою зловещую роль ещё играет и радикальное религиозное противостояние — между суннитами и шиитами.

Дело в том, что большинство жителей Ирака принадлежат к шиитской ветви ислама. Однако при Саддаме Хусейне правящую элиту Ирака составляло суннитское меньшинство. Неудивительно, что после его свержения власть перешла к шиитам, а вот сунниты заняли враждебную позицию по отношению к новой власти. Именно они стали главными кадрами для пополнения местного террористического подполья, которое наносило удары и по шиитам, и по американским оккупантам. Со временем это подполье выросло в грозную силу — в ту самую «Армию Ирака и Леванта», которая сегодня угрожает иракской государственности...

Так в чём же суть суннитско-шиитского конфликта?

Люди Писания

Более 90% всех людей, исповедующих ислам, являются суннитами (от араб. Ахль ас-Сунна — люди сунны), их численность на сегодня составляет более одного миллиарда человек. Сунниты делают особый акцент лишь на следовании cунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы — халифа. Однако в некоторых течениях ислама это приобретает крайние формы. Например, при талибах в Афганистане уделялось особое внимание даже характеру одежды и размеру бороды у мужчин, каждая деталь быта регламентировалась в соответствии с требованиями «сунны».

Неудивительно поэтому, что самые радикальные школы в исламе были основаны именно суннитами. Например, ваххабизм — учение в рамках суннизма, созданное в середине XVIII века религиозным деятелем Саудовской Аравии Мухаммадом бин Абд аль-Ваххабом. Основа ваххабизма — идея единобожия. Сторонники этого учения отвергают все новшества, привнесённые в ислам (например, поклонение святым и имамам, как это делают шииты) и требуют строгого поклонения исключительно Аллаху, как это было в период раннего ислама. Учение аль-Ваххаба в своё время поддержали многие аравийские шейхи. В том числе и род Саудов, которые объединили Аравийский полуостров под своей властью. Ваххабизм в конце концов стал официальной идеологией Саудовской Аравии и ещё ряда арабских эмиратов.

Многие радикальные ваххабиты участвовали в войне в Чечне. Самой крупной ультрарадикальной террористической организацией ваххабитского направления ислама является «Аль-Каида» (араб. «основа», «база»), основанная в 1988 году. После вывода войск СССР из Афганистана «Аль-Каида» направила остриё борьбы против США, стран так называемого «западного мира» и их сторонников в исламских странах. Целью организации является свержение светских режимов в этих странах и создание «Великого исламского халифата»...

Сегодня все мусульмане единодушно признают, что Аллах – это единственный бог, а Мухаммед – его посланник. Все они следуют пяти основным постулатам ислама, в том числе, соблюдению поста в месяц Рамадан, главной священной книгой для всех является Коран. Однако если приверженцы суннизма в своей практике ислама особое внимание уделяют следованию учению (сунне) Пророка, то шииты считают своих пророков — аятолла — посланниками Бога на земле. Из-за этого сунниты часто обвиняют шиитов в ереси, а те, в свою очередь, указывают на чрезмерный догматизм учения суннитов, который и приводит к появлению таких экстремистских движений, как ваххабизм.

Актив «партии Аллаха»

Шииты из общей массы мусульман выделились ещё очень давно, в VII веке, когда в средневековом арабском халифате началась борьба за власть между зятем пророка Мухаммада Али и его противниками в лице династии Омейядов. Вокруг зятя образовалась религиозно-политическая групппировка (аш-шиа) сторонников прав Али и его детей. Эта группировка и стала ядром движения шиитов.

Ныне шииты составляют большинство в Иране, Ираке, Азербайджане, Ливане и Бахрейне. Кроме того, сегодня им принадлежит власть в Сирии в лице семьи Асадов, с которой воюет местное суннитское большинство. Есть шииты и в Йемене, где суннитские власти называют их «мятежниками-сепаратистами».

Наконец, существенные шиитские меньшинства встречаются на всей территории Аравийского полуострова: Катар, Эль-Хаса в Саудовской Аравии, Кувейт. В Афганистане шииты составляют от 15 до 19 процентов населения страны. К ним относятся хазарейцы (в основном шииты-имамиты, есть отдельные группы исмаилитов), часть чараймаков (последователи исмаилизма) и фарсиваны. Шиизм исповедуют проживающая в Северной Индии и Пакистане народность балти, а также буриши (исмаилиты) и некоторые пуштунские племена: тури, большинство бангашей и часть оракзаев. К исмаилитскому течению шиизма принадлежит также большинство жителей Горно-Бадахшанской области Таджикистана...

Представителями «крайних» шиитов являются алавиты. Все алавиты делятся на привилегированную группу «хасса» («посвящённые»), которые являются обладателями священных книг и особых знаний, и основную массу — «амма» («непосвящённые»), которым отводится роль послушников-исполнителей. К алавитам принадлежит семья Асадов, президенты Сирии Хафез Асад и его сын Башар Асад. В основном алавиты проживают в Западной Сирии, а также в Северном Ливане и Турции. В Сирии они составляют до 12 % населения страны.

Несмотря кажущуюся — в отличии от суннитов — умеренность, шиитам также не чужда экстремистская деятельность. Так, самой значимой шиитской организацией, признанной террористической во многих странах мира, является Хезболла (араб. ‮ «партия Аллаха»), военизированная ливанская политическая партия, выступающая за создание в Ливане исламского государства по образцу Ирана. В её идейной основе лежит идеология Рухоллы Хомейни, лидера исламской революции в Иране. В своём манифесте 1985 года организация объявила своими основными целями: «выдворение любых колониальных учреждений из Ливана», «приведение христианских фалангистов к ответу за их преступления», и «установление в стране исламского порядка».

Вера не на жизнь, а на смерть

Несмотря на то, что шииты составляют только около 10% от общего числа мусульман, они представляют серьёзную политическую силу, особенно на Ближнем Востоке. Сегодня приверженцы двух основных течений ислама находятся в состоянии непрекращающейся вражды друг с другом.

К примеру, по данным исследовательского центра Pew Research, 40% суннитов считают, что шииты не являются истинными мусульманами. А в Пакистане шиитов притесняют в той же степени, что и христиан и индуистов, называя их «пособниками неверных». По информации Human Rights Watch, в 2012 году в стране были убиты порядка 400 шиитов, в последующем число жертв значительно увеличилось — только за январь 2013 года было убито 165 человек.

В связи с этим в странах, где правят суннитские династии, регулярно вспыхивают восстания шиитов с требованиями повышения их правового статуса в жизни страны. Примером этому служат, в частности, недавние события в Бахрейне. Там суннитская династия регулярно устраивает гонения на шиитскую оппозицию, А министр внутренних дел Бахрейна однажды заявил, что полицейские силы страны задержали большую группу людей, которых подозревают в причастности к террористической группе, связанной с Ираном. Кстати, большую помощь в усмирении шиитов властям Бахрейна оказывают США, поскольку на территории страны размещена крупнейшая база пятого военно-морского флота — а шиитское большинство резко выступает против этого присутствия...

Впрочем, власти пытаются воздействовать не только кнутом, но и «пряником». Так, в одно время с Бахрейном шиитские акции протестов прошли и в Кувейте ( февраль 2011 года), где 30% жителей страны — шииты. Демонстранты обвиняли правящую династию в огромных тратах на королевскую семью. Протестующие также негодовали по поводу своего бесправного положения. С целью предотвратить беспорядки, суннитские власти страны срочно выделили каждому коренному гражданину страны по десять тысяч долларов, а также подняли заработную плату работникам всех государственных предприятий...

Но более всего шиитская революция грозит Саудовской Аравии. Фактически, с весны 2011 года страна находится на пороге религиозной гражданской войны, ибо здесь шииты подвергаются дискриминации практически во всех сферах жизни общества. Ещё в 1927 году под давлением ваххабитов король инб Сауд выпустил знаменитую фетву, по которой шииты должны были перейти в суннитскую веру или покинуть страну. Те же, кто остался, превратились по сути в бесправных холопов ваххабитов.

Однако в Эр-Рияде убеждены, что за шиитским недовольством стоят исключительно интриги Тегерана, который якобы «стремится расшатать устои правящего режима Ас-Саудов и разжечь волну сепаратизма в местах компактного проживания местных шиитов». По мнению Саудовской Аравии, конечная цель Ирана сводится к захвату саудовской восточной провинции, где не только проживает много шиитов, но и которая очень богата нефтью.

В борьбе с шиитским Ираном власти Саудовской Аравии упорно стремятся заручиться поддержкой США и Израиля. Саудовские правители не раз и не два провоцировали Израиль нанести удар по Ирану. По мнению политолога Владимира Ефимова, «вражда саудитов с Ираном объясняется не политическими, нефтяными, ядерными или региональными вопросами. Саудиты опасаются, что ислам в толковании лидера Исламской Республики вскроет лицемерие и ложь ваххабизма как сектантского учения, на котором опирается власть Ас-Саудов».

По мнению эксперта, шииты Восточной провинции Саудовской Аравии в любой момент могут поднять бунт и, объединившись с соседними шиитскими диаспорами, создать на Аравийском полуострове большое государственное образование, очень дружественное Ирану. Неразрешённость шиитского вопроса политолог связывает, прежде всего, с сопротивлением ваххабитских богословов, исключившим назначение шиитских правоведов в Совет высших улемов и саудовским видением Ирана как стратегического противника. По его мнению, вхождение в саудовское общество станет возможным, если эта ситуация радикально изменится. «Но для этого Эр-Рияду необходимо интегрировать шиитов в общественно-политическую систему страны без всяких дискриминаций и прекратить обвинять Тегеран во всех внутренних бедах саудовского королевства», — полагает эксперт.

США как угроза  любой стабильности

С другой стороны, полагает востоковед Владимир Дергачёв, всплеск шиитских протестов во многом был спровоцирован ещё и американской политикой в регионе. Как в том же Ираке, где после оккупации Соединённые Штаты сделали ставку на поддержку угнетаемых Саддамом Хусейном шиитов, поставив их у власти в стране. Такого рода американская «демократизация» Ближнего Востока, очень вдохновила шиитов Бахрейна, Кувейта и Саудовской Аравии, подтолкнув их к новым выступлениям.

Однако Ирак — это скорее исключение американской политики. Ибо проиранскую шиитскую ось сегодня главным образом поддерживают Китай, Россия и враждебно настроенные к НАТО или Америке страны, например, латиноамериканские государства и Куба. Запад же — в лице прежде всего США — поддерживает исламистскую суннитскую ось, которая направлена против Сирии, её иранских союзников и «Хезболлы». Александр дель Валь, признанный геополитик, бывший сотрудник France Soir, преподаватель международных отношений в Университете Меца, объясняет, почему сегодня Запад не считает нужным сделать ставку (подобно Ираку) на выступающие против салафизма шиитские течения или на светские меньшинства (такие как алавиты в Сирии и алевиты в Турции), а также защищать права шиитских меньшинств в странах Персидского залива и Пакистане или же христиан на Востоке, которые также подвергаются гонениям во всех суннитских странах.

«Западом сегодня движут лишь нефтяные и краткосрочные интересы, в угоду которым он продолжает идти на сделку с державами суннитских фанатиков (Саудовская Аравия, Пакистан, Кувейт и т.д.) и уступает всем их обскурантистским и неоимпериалистским требованиям. Он никогда не критиковал и не пытался препятствовать достижению поставленной этими государствами цели: завоевание (реисламизация) всех мусульманских стран с последующей исламизацией Запада путём финансирования (с благословения до сих пор убеждённых в реальности российской угрозы государств НАТО) радикальных исламистских ассоциаций, которые борются против ценностей «неверных» стран и интеграции в их общество мусульманских меньшинств», — полагает эксперт...

… Таким образом, становится очевидно, что противостояние суннитов и шиитов играет огромную роль в происходящих сегодня на Востоке политических процессах. Но, к сожалению, вместо поиска компромисса между двумя течениями ислама, Запад лишь поощряет раскол в мусульманской среде. Да, сегодня это позволяет контролировать энергоресурсы богатых стран Персидского залива, а также использовать их военные силы государств в борьбе за свои геополитические интересы. Однако в долгосрочной перспективе такая политика может привести к неуправляемому региональному взрыву.

Это в полной мере мы сегодня как раз и наблюдаем в Ираке. Суннитская «Армия Ирака и Леванта» несколько лет назад была фактически создана спецслужбами США и Саудовской Аравии. Цель — направить эту «Армию» против сирийского режима Башара Асада, а заодно убрать из страны иракских террористов. Ради этого из американской тюрьмы был даже освобождён лидер этих экстремистов Абу Бакр Багдади, возглавивший «Армию».

Американцы и саудиты не скупились на поддержку экстремистов, пока те воевали в Сирии. Однако со временем войска Башара Асада нанесли ряд тяжёлых поражений «Армии Ирака и Леванта». И тогда «Армия» ринулась в про-американский Ирак, чтобы здесь утвердить господство радикального ислама. Примечательно, что «Армия» сегодня воюет тем оружием, которое ЦРУ ей щедро поставляло во время сирийского конфликта...

Словом, почти в точности повторилась история с «Аль-Каидой», вскормленной на американские деньги и ставшей самым грозным врагом США. Американцы тем самым «посеяли» ещё один большой конфликт на Ближнем Востоке, и чем он закончится, не скажет сегодня никто.

Юлия Чмеленко, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика