Что произошло в Абхазии в мае 2014 года
События, которые случились месяц назад на территории Абхазии, вызвали большое недоумение. Там случился революционный государственный переворот, к которому, судя по всему, мало кто оказался готов.
Наши журналисты и аналитики по данному вопросу заняли нейтральную и, можно сказать, молчаливую позицию, а вот в антироссийском информационном пространстве, особенно в Грузии и на Украине, поначалу царило ликование!
Одно украинское издание даже восторженно написало о том, что для России ценой приобретения Крыма стала потеря Абхазии, а в перспективе – даже потеря всего западного Кавказа. А революционные события в центре Сухума это издание назвало «абхазским майданом». Однако очень скоро пыл русофобов стал остывать.
Выяснилось, что революционеры настроены про-российски куда больше, чем прежние, свергнутые власти. А грузинское информационное агентство «Грузия онлайн» выдала очень печальный для себя диагноз: «В нынешней Абхазии нет и не может быть никаких политических сил, настроенных против России».
Спустя всего несколько дней после революции, Абхазия быстро вернулась в русло спокойной жизни – тем более, начался курортный сезон. И сегодня здесь уже ничто не напоминает о горячих днях конца мая.
Так что же на самом деле произошло в этой кавказской республике?
Долги России пора бы возвращать
Чтобы понять, я специально на несколько дней выехал в Абхазию, чтобы пообщаться с местными политиками, журналистами, да и просто с народом, который принимал участие в этом «майдане». Картина в итоге получилась очень занятной...
В общем-то, всё упиралось в личность теперь уже бывшего президента Александра Анкваба, пришедшего к власти в 2011 году. По мнению многих людей, да и местных политологов этот человек взял на себя слишком много единоличной власти, закрывшись глухой стеной не только от парламента, политических партий, но и от собственных сторонников. По существу, у него не стало команды, которая могла бы проводить в жизнь даже его собственные решения.
– Какой бы ты умный не был, но ведь все проблемы в одиночку не решишь! – горячо доказывал мне местный политолог по имени Виталий, который ещё не так давно был сторонником президента Анкваба.
Виталий даже высказал очень здравую мысль о том, что если бы президент был выдающейся и незаурядной личностью, то тогда, возможно, у него такое единоличное правление и могло бы получиться. Однако беда состояла в том, что Анкваб явно не тянул на такую персону.
Отсюда и многочисленные плохо решаемые проблемы республики. Писать об этих проблемах Абхазии можно очень и очень много. Это и бедность региона, и массовая безработица, доходящая по некоторым данным до 70% взрослого населения, и сложности с восстановлением республики, сильно разрушенной в ходе грузино-абхазской войны 1992—1993 годов... Я не скажу, что эти проблемы никак не решаются. Всё же Абхазия ещё нескольких лет назад и Абхазия нынешняя – отличаются довольно сильно, видно, что её инфраструктура, с точки зрения привлечения туристов, улучшается. Однако позитивные изменения, на мой личный взгляд, идут медленно.
Особо остро встал вопрос о расходовании денежных дотаций из России, которые составляют значительную часть поступлений в местный бюджет. Нет, сегодня никто не обвиняет бывшего президента в том, что он воровал эти деньги. За такие вещи Анкваба могли не просто свергнуть, но и вообще не выпустить его живым – слишком зависима республика от этих дотаций, чтобы ими можно было бы так произвольно распоряжаться и рисковать.
По мнению революционеров, проблема упирается в то, что эти деньги расходовались неправильно. Всё уходило на строительство стадионов, объектов культуры, реставрацию школ и больниц, иных социальных объектов.
– Конечно, с одной стороны это правильные вещи, – рассуждает журналист Тенгиз, с которым я встретился в одном из сухумских кафе. – Однако наша главная беда заключается в том, что сегодня республике нужны прежде всего новые рабочие места, требуются новые предприятия, новые и современные отрасли экономики. Иначе будущего никакого нет! Молодёжь, едва получив диплом, тут же уезжает в Россию в поисках лучшей жизни. А тут кто будет работать?! Президенту, судя по всему, на это не обращал внимание, строил красивый социальный фасад, за которым ничего не было. Наверное думал, что помощь из России будет вечной... Да и совесть, в конце концов, иметь надо! Россия и так нам много для нас сделала, многое делает. Пора бы уже и долги начать отдавать – хотя бы показать, что мы не нахлебники и можем правильно вкладывать получаемые деньги.
Тенгиз уверен, что будь у Анкваба настоящая профессиональная команда, эту политику можно было бы исправить. Однако президент и слушать никого не хотел, даже своих ближайших помощников. В результате, недовольство его правлением стало расти как на дрожжах.
Было и ещё одна проблема. Можно сказать, международного плана. Народ очень недоумевал, почему президент не поехал на похороны лидера Венесуэлы Уго Чавеса. Дело всё в том, что абхазы очень уважают Чавеса, который один из немногих глав государств в этом мире признал Абхазию как суверенную страну. Неудивительно, что очень многие в Абхазии близко к сердцу восприняли известие о преждевременной смерти команданте. Эти люди считали и до сих пор считают, что Анкваб должен был лично выехать на похороны, чтобы, как полагается на Кавказе, выразить соболезнование от имени всего своего народа. Однако абхазский президент не соизволил это сделать, чем, по мнению многих людей, оскорбил не столько венесуэльцев, но и самих абхазов.
А такие вещи в кавказском регионе точно не прощаются.
Перешли границу у реки
А вот непосредственным поводом к народному выступлению стали его очень странные шаги, напрямую связанные уже с национальной безопасностью – даже не только одной Абхазии, но и России.
Ещё в прошлом году со скандалом в отставку ушёл очень уважаемый в республике человек, секретарь Совета Безопасности, профессор Станислав Лакоба. Причиной его отставки стала озвученная им информация о массовой выдаче паспортов с абхазским гражданством грузинам, проживающих в Гальском районе республики, в приграничной с Грузией зоне.
Дело в том, что по абхазским законам двойное гражданство здесь можно иметь только с Россией. Во всех остальных случаях гражданин, который решил получить гражданство Абхазии, должен написать заявление об отказе от гражданство другой страны. Лишь после этого специальная комиссия будет рассматривать его просьбу о получении абхазского паспорта.
Тем более, эта процедура касается жителей Грузии, с которой республика по прежнему находится фактически в состоянии войны. Поэтому любое заявление грузин должно рассматриваться с особой строгостью. Однако этого как раз и не произошло.
Станислав Лакоба рассказал абхазской общественности о том, что грузины, живущие в Гальском районе, по чьему-то тайному распоряжению получили 25 тысяч абхазских паспортов. Причём паспорта эти были выданы незаконно, в обход требуемых процедур – например, так и не нашлись заявления об отказе этих лиц от грузинского гражданства.
– Я не думаю, что тут был факт прямого предательства, – считает видный абхазский чиновник Беслан. – Дело мне кажется в тайных политических планах президента Анкваба. Ведь 25 тысяч новых граждан Абхазии – это ведь весомая цифра для нашего населения в 240 тысяч человек. Это может стать решающим фактором в предстоящих выборах президента. А Анкваб никогда не скрывал, что намерен переизбраться, причём переизбраться любой ценой. Ну а то, что массовой выдачей паспортов могут воспользоваться спецслужбы Грузии и её западных покровителей для дестабилизации обстановки в Абхазии, об этом видимо президент не задумывался.
Впрочем, очень многие абхазы уверены именно в предательстве президента. На это, кстати, намекал, и Лакоба в своём прошлогоднем заявлении. Там, в частности, говорилось, что порядка 10 000 грузин «приобрели загранпаспорта Республики Абхазия, по которым можно пересекать российско-абхазскую госграницу по р.Псоу и в течение 90 суток находиться на территории Российской Федерации. Среди этих людей есть и граждане Грузии, которые не живут в Гальском районе, но фактически без визы попадают в Россию. Данная категория может представлять угрозу и для национальной безопасности РФ, особенно в преддверии Сочинской олимпиады».
Это заявление Лакобы вызвало сильное раздражение у президента Анкваба. Секретарь Совбеза был отправлен в отставку, что породило ещё большие подозрения в адрес главы государства.
Многие сразу припомнили, что в советские годы Анкваб служил в милиции Грузинской ССР, причём в очень больших чинах – поэтому не исключалось, что он продолжал поддерживать тайные связи со своими бывшими сослуживцами на территории вражеской Грузии. А ещё вспомнили о недавний скандал с одной из расшифрованных телеграмм сайта «Викки-ликс», где говорилось о встрече посла США в Грузии Джона Теффта с тогда ещё премьер-министром Абхазии Александром Анквабом – встреча датировалась 2005 годом.
В своём донесении Госдепу США посол подробно описывал беседу с главой правительства Абхазии, где помимо всего прочего упомянул одну очень странную фразу, оброненную будущим президентом: «Абхазия не принадлежит никому, и у неё есть законное право быть свободной страной».
Как сказали мне знакомые абхазы, эта фраза могла быть направлена не столько против Грузии, сколько против союзной Россией, которая якобы тоже может покуситься на независимость абхазского государства. И наверняка Москва взяла эти слова себе на заметку.
Революция трёх разбитых окон
Однако все мои собеседники категорически отвергли версию о причастности Москвы к майскому перевороту. Это подтверждают и мои источники в Администрации президента России. По словам этих источников, ситуация в республике сильно обострилась именно после отставки Станислава Лакобы. Однако Москва, крайне заинтересованная в стабильности на своих южных рубежах, особенно в канун предстоящей сочинской олимпиады, делала всё, чтобы примирить враждующие стороны. Представители Кремля несколько раз посещали Сухум, пытаясь усадить политиков за стол переговоров.
Но принципиально ситуацию это не решало. Надо сказать, что Москву сильно отвлекли последние события на Украине, и в какой-то момент ситуация стала неуправляемой...
Роль катализатора протеста взял на себя местный Координационный совет политических и общественных организаций, куда входит одиннадцать местных партий. Как потом признавались сами организаторы, они сами не ожидали того эффекта, который в итоге получился от собранного ими митинга. По разным оценкам, рядом с президентской резиденцией собралось не менее 10-15 тысяч человек!
Это был уже не просто митинг, а самый настоящий народный сход, который играет на Кавказе особую роль – здесь обычно решаются самые злободневные вопросы, волнующие тот или иной народ. Как говорят очевидцы, такие сходы были нередки и в самые «глухие» советские годы, и на эти сходы не стеснялись являться даже первые секретари союзных республик. А вот президент Анкваб не пришёл. И это стало его роковой ошибкой.
По кавказским обычаям он тем самым проявил не просто трусость, а неуважение к народу, что никогда не прощается. Два раза делегаты схода ходили в его резиденцию, предлагая выйти к людям. Но Анкваб под разными предлогами отказывался. По всей видимости это стало раздражать не только оппозицию, но даже сторонников президента.
В этой связи любопытно, что окна в его резиденции, через которые хлынул восставший народ, были выбиты вовсе не митингующими, а кем-то изнутри – в окно швырнули офисный металлический стул. Кстати, этими тремя разбитыми окнами и закончилось всё революционное насилие. Митингующие, которые несли абхазские и российские флаги, заняли только первый этаж резиденции. Здесь же находились и сторонники Анкваба, которые не стали вступать в потасовку с оппозицией – видимо, и для них всё стало предельно ясно.
Узнав, что президент бежал из резиденции через «чёрный ход», все стороны конфликта быстро договорились между собой. И уже на следующий день было сформировано новое правительство с новым исполняющим обязанности президента...
Анкваб бежал на российскую военную базу. Он пытался ещё какое-то время противодействовать случившейся революции, рассылая письма и заявления. Однако после консультаций с помощником президента России Владиславом Сурковым согласился на переговоры с оппозицией и на сложение полномочий.
Да, возможно, Россия и в самом деле не готовила здешнюю революцию. Однако всецело поддерживать президента Анкваба она точно не стала, что само по себе уже говорит о многом.
Вадим Андрюхин, главный редактор, Сухум — Нижний Новгород