Вы находитесь здесь: // ГЕО в политике // Сирия после выборов: мир или война?

Сирия после выборов: мир или война?

iCAJ2MP4W Проведённые в условиях гражданской войны выборы в Сирии показали большую народную поддержку действующего президента страны. Президент Башар Асад победил на выборах главы государства, заручившись поддержкой 89% избирателей! По данным Конституционного суда страны, явка составила 73%, в голосовании приняли участие более 11 млн человек.

Впервые за многие годы за пост президента — наряду с представителем семьи Асадов — на альтернативной основе боролись два других кандидата: депутат-коммунист из Алеппо Махер Абдель Хафиз Хаджар и известный своими либеральными взглядами бизнесмен, бывший министр Хасан Абдель Илляхи ан-Нури. По итогам голосования Башар Асад получил абсолютное большинство голосов и вступил в третий президентский срок. Пост главы государства он занимает с 2000 года. В Сирии срок полномочий президента составляет семь лет...

Впрочем, избирательные участки работали только на подконтрольных правительственным силам территориях. А в контролируемых оппозицией районах голосование не проводилось. Не получили права высказаться и миллионы беженцев, эвакуированных из страны за годы военного противостояния. Сирийская оппозиция, при поддержке Запада, также выборах не участвовала. Так, «Национальный координационный комитет за демократические перемены» заявил, что «сначала должен быть прекращён огонь, сформировано правительство национального единства, пересмотрена конституция и только затем проведены выборы под эгидой ООН».

Важно подчеркнуть, что представители сирийской оппозиции, лидеры которой на данный момент проживают за пределами страны, согласно действующему законодательству вообще не имели право выдвигать свои кандидатуры на пост главы государства. Так, принять участие в выборах, согласно принятому в марте этого года закону, могли лишь уроженцы Сирии не моложе 40 лет, проживающие последние 10 лет на родине и не имеющие иностранного подданства. Родители и супруги кандидатов также должны быть по происхождению сирийцами, кроме того, супруга не может иметь иностранного гражданства. Выдвижение в президенты любого из кандидатов ещё должны поддержать как минимум 35 из 250 депутатов Народного совета. Таким образом, закон сделал невозможным участие в выборах очень многих сирийцев.

Кроме того, выборы спровоцировали новую серию терактов. Так, в этот день на западе Алеппо, северной столицы Сирии, разорвались более 30 миномётных снарядов и самодельных ракет. Погибли 11 человек и 47 ранены, большинство из них дети. Но, не смотря на это, в городе работали 800 избирательных участков, на которых проголосовали более 400 тыс. человек.

Запад как всегда в своей тарелке

Как и ожидалось, прошедшее голосование, не было признано большинством стран Запада. Лидеры G7 на саммите в Брюсселе приняли совместное заявление, которое осудило выборы главы государства в Сирии. «Мы осуждаем проведённые 3-го июня поддельные президентские выборы. У Башара Асада нет будущего в Сирии», — говорится в документе. Ранее госсекретарь США Джон Керри заявил, что прошедшие выборы в Сирии «бессмысленны», и Вашингтон не намерен признавать их результаты. В заявлении, подготовленном Госдепартаментом США, выборы названы «пародией на демократию», которые приведут к разделению страны на части. Под этим заявлением подписались США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Катар, Саудовская Аравия, Египет, Иордания, Турция и ОАЭ.

«Мы не можем принять результаты выборов, в которых приняла участие только часть населения, и которые произошли в условиях гражданской войны под бомбами», — заявил президент Франции Олланд по итогам первого дня саммита «семёрки» в Брюсселе. Он также заявил о необходимости «оказания продолжения поддержки демократической оппозиции Сирии», которая якобы воюет не только с правительственными силами, но и с организациями исламистов.

Эту точку зрения всецело поддерживает и так называемая оппозиция, вроде президента Национального совета организации «Декларация Дамаска за демократические перемены в Сирии» Махмуда аль-Хамзы. По его мнению, президентская кампания — это «очередной спектакль Асада, который миллионам сирийцев будет стоить жизни».

«Около 10 млн человек, что составляет половину населения, считаются беженцами, часть из них — за пределами страны. Ещё четверть находится под контролем вооружённых групп. Как можно провести выборы в стране, где отсутствует безопасность, полная разруха и гражданская война?» — спрашивает Махмуд аль-Хамза.

Впрочем, это только мнение противников Асада, которые в общем-то не сказали ничего нового. Есть и иные точки зрения. Так, экс-посол РФ в Сирии Александр Зотов сказал, что признание нелегитимности результатов выборов и даже самого их проведения говорит лишь о слабости противников режима и устойчивых позициях Асада и ни о чём более...

Что день грядущий им готовит?

Положат ли выборы конец войне и разрухе в стране? Напомним, что в Сирии с марта 2011 года продолжается вооружённый конфликт между властью и оппозицией. За это время в стране, по данным ООН, погибло более 130 тыс. человек.

На сегодняшний день ситуация в Сирии выглядит следующим образом. На стороне Асада выступает абсолютное большинство алавитской общины, исмаилиты, часть друзов, христиане, часть суннитов и часть шиитов-джафаритов, что составляет 40-50% населения страны. А вот значительная часть мусульман-суннитов выступает на стороне оппозиции.

Любопытно, но основную роль в сплочении вокруг Асада христиан, друзов и исмаилитов сыграл, как ни странно, турецкий фактор. В прошлом правительство Османской (турецкой) империи руками местных суннитов не раз организовывало здесь погромы, переходящие в настоящий геноцид алавитов и христиан. Так, алавитская община в 60-х годах 19 века, по сути, стояла на грани полного физического уничтожения. Были и массовые убийства армян и представителей других христианских народов (1909, 1915 г.г.) В деяниях нынешней суннитской оппозиции, которая также жестоко преследует любых иноверцев и инородцев, эти народы вполне справедливо увидели продолжение тех самых страшных погромов, что и заставило их искать поддержку в режиме Асада.

Определённую поддержку этому режиму оказывают и курды, также известные своими антитурецкими настроениями. Тем ни менее, после совместных с правительственными силами боёв за Алеппо, курды сегодня заняли нейтралитет и начали укреплять свою провинцию, входящую в условно-сирийский Курдистан.

Поэтому на сегодняшний день прекращение вооружённого сопротивления в стране во многом зависит от способности алавитской общины сплотиться для проведения единой политики, продиктованной создавшимися условиями.

По мнению директора Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семёна Багдасарова, алавитская община Сирии имеет все шансы для того, чтобы дать серьёзный отпор террористическим группировкам. В пользу данного вектора развития событий говорит близость к алавитам очень влиятельной на Ближнем Востоке исмаилитской общины Сирии ( а это около 500 тысяч человек) — глубокие этнические исторические корни на Ближнем Востоке всегда играли огромную роль.

Однако существует и негативный вариант развития событий. В частности, возможны раскол страны по этно-религиозному принципу и создание ряда квазигосударств с вольными городами, в том числе, государства алавитов со столицей в Латакии. Ведь прошедшие выборы консолидировали только часть граждан вокруг действующего президента, но при этом отрезали другую часть сирийцев, среди которых имеются как сторонники оппозиции за границами государства, так и проживающие в стране сунниты. Кстати, на сегодняшний день в Сирии проживает более 10 миллионов суннитов, до сих пор не вмешивающихся в вооружённый конфликт и стремящихся выжить в создавшихся условиях. Однако при новых вспышках насилия, которое коснётся близких им людей, они могут взяться за оружие, и явно не на стороне Асада...

Поэтому проведения мирных конференций в формате Женевской конференции по урегулированию ситуации в Сирии на сегодняшний день явно недостаточно. Для того, чтобы добиться мира и стабильности в Сирии, необходимо, прежде всего, принять меры по недопущению или минимизации любого иностранного вмешательства в сирийский конфликт — как со стороны спонсоров оппозиции, так и их противников. Возможно, требуется перекрытие военнослужащими ООН границ с Турцией, Иорданией и Ливаном с целью недопущения передвижения грузов и граждан других государств, предполагающих участие в гражданской войне

Кроме того, участие во всех мирных переговорах по ситуации в Сирии должны принимать авторитетные религиозные и светские руководители всех основных этно-религиозных общин в Сирии. Без их мнения выработка какого-либо мирного плана по урегулированию ситуации в Сирии не будет иметь силу.

Намерения благие, но Америка против

Безусловно, чтобы решить вставшие пред республикой проблемы Башару Асаду потребуется помощь и его иностранных союзников, прежде всего России и Ирана.

Можно выделить три причины, которые заставляют Россию с твёрдой позицией относиться к вопросу Сирии. Во-первых, Россия имеет большие интересы на Ближнем Востоке и остаётся крупнейшим поставщиком вооружений для Сирии. Во-вторых, с точки зрения геополитики, в интересах Москвы не допустить установления в Сирии проамериканского правительства, которое неминуемо лишь усугубит обстановку в этом крайне напряжённом регионе. Кроме того, необходимо предотвратить повторение ошибки, в своё время совершённой по вопросу Ливии – российское согласие на выделение «бесполётной зоны», что в итоге привело к западной военной интервенции и к свержению легитимной власти.

При этом политолог и востоковед В.В. Евсеев справедливо отмечает, что Россия не может стать единоличным внешнеполитическим союзником Сирии, без поддержки со стороны Германии и некоторых других дружественных Сирии западных государств. Проблема упирается в высокие политические риски, в ограниченность собственных российских ресурсов и в недостатки передовых технологий (за исключением атомной энергетики и сферы производства оружия). В этой связи недавнее списание Дамаску основной части советского долга следует рассматривать только как первый шаг качественного изменения российско-сирийских отношений. В дальнейшем необходимо развивать экономическое сотрудничество во всех других сферах. Также следует способствовать восстановлению нормальных отношений Сирии с Западом и активнее вовлекать Дамаск в решение региональных проблем. По мнению эксперта, всё это позволит России не только завоевать в Сирии твёрдые позиции, но и постепенно подготовить условия для дальнейшего проникновения в этот исключительно важный для наших национальных интересов регион.

В этом отношении уже сегодня предпринимаются определённые шаги по налаживанию взаимодействия между Москвой и Западом. Так, выступая в Нью-Йорке, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун повторно призвал страны к сотрудничеству. «Дипломатия США и Российской Федерации помогла свести стороны за столом переговоров. Я призываю их и все другие страны, членов Совета Безопасности, повторно сделать это», — сказал Генсек ООН. Он также приветствовал недавние контакты между Ираном и Саудовской Аравией и выразил надежду на то, что они смогут установить взаимное доверие и повернуть вспять «разрушительное соперничество в Сирии, Ираке, Ливане и так далее».

Однако Вашингтон своими реальными действиями явно не способствует решению конфликта. Так, Белый дом недавно повысил дипломатический статус представительства оппозиционной «Национальной коалиции Сирии» до иностранной миссии, о чём сообщила представитель Госдепартамента Мари Харф. Харф также отметила, что новый статус облегчит взаимодействие сирийской оппозиции с банками США, и упростит доступ к «услугам обеспечения безопасности». Кроме того, Харф заявила, что Администрация США намерена потребовать от Конгресса увеличения военной помощи «нелетального характера» сирийским оппозиционерам на 27 миллионов долларов, что доведёт общую сумму выделенных средств до 287 миллионов долларов. Безусловно, данные поступки не могут способствовать нормализации обстановки в Сирии...

...Таким образом, становится очевидно, что США и их союзники не намерены вести нормальный диалог с руководством Сирии. А все их «мирные» переговоры и инициативы носят во многом вынужденный характер и связаны лишь с поиском самого оптимального варианта свержения Асада. Поэтому ожидать конца насилия в Сирии в ближайшее время, увы, пока не приходится.

Юлия Чмеленко, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика