Кому же достанется золото скифов?
Украинский политический кризис сегодня сказывается не только на большой международной политике. Полем противостояния стала и культура, включая так называемый вопрос о скифском золоте, которое до недавнего времени хранилось в музеях Крыма. Ещё до того, как Крым воссоединился с Россией, скифские золотые украшения были вывезены на выставку в археологический музей Алларда Пирсона в Амстердаме. Сегодня на музейные экспонаты претендуют и украинская сторона, и Россия. Любопытно, но пристальный интерес к судьбе золотых сокровищ проявляют и США, которые уже имеют опыт присвоения чужих богатств...
Историческая справка
Племена скифов населяли степи между нижним течением Дуная и Доном, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью с VIII века до н. э. В III веке до н. э. столица скифского царства была перенесена в Крым, в городище Ак-Кая. Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. н. э. и было уничтожено готами.
Спорным остается вопрос о происхождении этого народа. Согласно одной из версий, скифы пришли на территорию Крымского полуострова из глубин Азии. Однако другие учёные полагают, что носителями скифской культуры были местные этнические группы. Существует и версия, согласно которой, этот народ возник в результате органического слияния кочевого населения с местными жителями Северного Причерноморья. Язык скифов относится к индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи, по антропологическому типу они были европеоидами.
Скифская культура во многом перекликается с иранской культурой, в частности с зороастризмом. В верованиях скифов особая роль была отведена огню и солнцу, и именно золото, по скифским поверьям, являлось их олицетворением, а также символом царской власти и вечной жизни. Отправляя знатного умершего в загробный мир, скифы старались полностью покрыть его одежду драгоценным металлом. Для этого была разработана специальная технология — ручная вытяжка золотой фольги и выдавливание из неё тонких блях с вытесненными на них изображениями. Эти бляхи и нашивали на погребальный саван и одежду.
В могилы знатных представителей царского рода скифы также клали массивные золотые изделия. Мотивом для изображений на этих изделиях выступали чаще всего животные — хищники, копытные и птицы. Встречались также и вымышленные фантастические звери. Все изображения зверей на золоте скифов отличает ограниченный набор поз. Например, хищники из семейства кошачьих спят, свернувшись, копытные стоят на кончиках копыт, оленей скифы изображали в лежачей позе с подогнутыми ногам. Все эти особенности делают золотые сокровища скифов узнаваемыми и неповторимыми в своем роде...
Большинство предметов из коллекции скифского золота было обнаружено советскими археологами в насыпных могильниках — курганах, полных сокровищ. Найти нетронутый грабителями курган было непростой задачей для археологов, поскольку захоронения скифской знати на протяжении многих веков грабились как самими скифами и их соседями, так и поздними потомками.
Значимое открытие сокровищ из скифского золота относится к 1971 году, когда советский археолог Евгений Черненко раскопал курган на берегах Днепра. Он обнаружил тоннель, пробитый в толще кургана. В этом захоронении уже успели побывать грабители, однако археологу удалось обнаружить потайное захоронение скифской царицы, скрытое от глаз расхитителей.
В том же году археолог Борис Мозолевский раскопал курган Толстая Могила (возле города Орджоникидзе Днепропетровской области), где была обнаружена золотая скифская пектораль — большое нагрудное круглое украшение скифского царя. В диаметре это украшение составляет 30,6 см и имеет вес 1,15 кг золота. Находка датирована IV веком до н. э. Сегодня оно считается одним из символов Украины...
Всего музеи Крыма передали для экспозиции «Крым: золото и секреты Черного моря» в Нидерландах около 150 предметов общей страховой стоимостью 170 тыс. долл. ...
Правда России
Как известно, Крым и находящийся на Крымском полуострове город Севастополь стали российскими регионами после состоявшегося там 16-го марта референдума, на котором большинство жителей высказались за вхождение в состав РФ. Таким образом, и экспонаты крымского музея, являющееся частью истории региона, фактически перешли в фонд российской истории и культуры.
Однако, с таким положением вещей категорически отказалось соглашаться правительство Украины. Так, Министерство культуры страны заявило, что экспонаты коллекции должны быть возвращены Киеву, ибо они признаны государственной собственностью Украины, которая не признала мартовского присоединения Крыма к России. «Экспозиция вернётся в Украину, потому что документы были выданы украинской стороной. Эти ценности принадлежат Украине», — заявили представители Министерства.
Со своей стороны, генеральный директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин отметил, что «определённые юридические коллизии действительно позволяют Министерству культуры Украины и некоторым музейщикам вести переговоры о том, чтобы экспонаты вернулись в Киев». «Согласно контракту, который мы подписали, эти предметы считаются национальным достоянием государства, что даёт Украине право претендовать на них», — заключил директор музея Тавриды.
Между тем, музеи Крыма уже направили официальные заявки на возвращение своих коллекций, а размещающие выставку Нидерланды пообещали рассмотреть их к сентябрю. Непосредственное участие в решении данного вопроса принимает и российское Министерство культуры. В частности, министр культуры Владимир Мединский отметил следующее:
«Мы, Министерство культуры РФ, обратились к известной международной юридической компании, которая — как мы надеемся, до чего не дойдёт — в случае суда будет защищать наши интересы… У нас работают юристы, которые готовят соответствующие претензии. Очень надеюсь, что наши коллеги из Нидерландов подойдут к этому делу не с точки зрения политиканства, а с точки зрения права». «Коллекция передавалась по соглашению между музеями Крыма и музеями Голландии, прямое соглашение. Поэтому юридически она должна также вернуться обратно в крымские музеи», — добавил Мединский.
Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой также заявил, что скифское золото из крымских музеев, которое сейчас находится на выставке в Амстердаме, должно вернуться в Крым. По его словам, «могут быть самые разные механизмы возвращения этих вещей, но, безусловно, поскольку это часть именно крымского культурного наследия, эти вещи должны будут вернуться в Крым». Зампредседателя комитета Госдумы по культуре, известный российский режиссер Владимир Бортко считает, что золото скифов должно быть возвращено только Крыму. «Если коллекция будет возвращена Киеву, то это будет несправедливо. Она должна быть возвращена в Крым», — сказал он.
А по словам председателя комиссии Общественной палаты России по культуре Андрея Ковальчука:
«Если Нидерланды передадут коллекцию скифского золота из пяти музеев Крыма Украине, это будет нарушением музейных законов. Пока эта информация идёт от украинской стороны. Если такое решение есть, то, к сожалению, оно в большей степени политическое, потому что это давление на всё, что связано с присоединением Крыма, давно известно. Конечно, не может быть сомнений, что коллекцию нужно передать крымскому музею».
При этом Ковальчук добавил, что судебный процесс может длиться долгие месяцы или даже годы, но крымским музеям нужно его выиграть. По мнению министра культуры Крыма Арины Новосельской, «власти Украины пытаются осуществить рейдерский захват коллекции». Она заверила, что «министерство культуры будет всеми возможными способами добиваться возвращения коллекции скифского золота на крымскую землю, исходя из рекомендаций Министерства культуры Российской Федерации и Министерства иностранных дел РФ».
Возобновление активных действий вокруг наследия скифов следует ожидать в сентябре, когда руководство музея Нидерландов обнародует свою позицию по данному вопросу...
Что украл и вывез за границу Арсений Яценюк?
Однако далеко не всех политиков в Украине заботит культурная сторона золотого наследия. Так, в последнее время всё отчетливее прослеживается стремление киевских политиков воспользоваться культурными памятниками страны и заложить золотой запас страны в качестве гаранта своей власти.
К примеру, большой шум в прессе вызвала история с исполняющим обязанности премьер-министра Украины Арсением Яценюком, который, по некоторым данным, в качестве залога на кредит в один миллиарда долларов привёз в США несколько тонн культурных ценностей, в том числе часть легендарного золота скифов, хранившегося к музеях Киева. Согласно информации директора Центра Льва Гумилёва, идеолога проекта «Новые скифы» Павла Зарифуллина, 7-го марта в 2 часа ночи несколько инкассаторских машин с ценным грузом въехали в здание киевского аэропорта «Борисполь» и без таможенного досмотра были погружены на самолёт, вылетающий в США.
По словам Павла Зарифуллина, эту информацию он получил из двух источников, которые отказывается назвать. Идеолог проекта «Новые скифы» лишь отметил, что «один информатор — сотрудник силовых структур Украины, который видел приказ о вывозе культурных ценностей, подписанный Яценюком. Другой — музейный сотрудник, который будто бы видел фуры, заезжавшие в аэропорт «Борисполь» под охраной СБУ». Также Зарифуллин написал на сайте проекта «Новые скифы» следующее:
«На грузовиках в ту ночь были вывезены ценности, общая стоимость которых, по оценке Кучмы, составляет около 27 млрд долл. Это древние золотые изделия, картины, уникальные исторические артефакты. Ещё в период Ющенко американскими спецслужбами уже предпринималась попытка вывоза этих ценностей, жемчужиной которых являются сокровища скифов».
Правда, после обнародования данной информации Павел Зарифуллина перестал отвечать на телефонные звонки, тем ни менее его коллега, востоковед, эксперт-аналитик и руководитель службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин выразил полную уверенность в достоверности информации Зарифуллина...
Впрочем официальные представители музеев Киева скептически относятся к этой версии. Например, заведующий научно-экспозиционного отдела, специалист по истории ювелирного искусства эпохи раннего железа Юрий Белан назвал подобные заявления «выдумкой и чушью». «Откуда ноги растут? Из России, что ли? Всё находится у нас в музее! Недавно, в начале марта, выставка из Минска вернулась — там показывали фарфоровые изделия XIX века немецкого, французского, российского и украинского производства. Сейчас у нас проходит выставка поздних сарматов в Голландии — но туда поехало немного предметов. Остальные экспонаты в фондах и в экспозиции — в общей сложности у нас больше 35 тысяч предметов. Ничего у нас не вывозилось, тем более тайно. Такое даже представить невозможно!», — заверил представитель музея.
Коллега Белана из российского Исторического музея Кирилл Фирсов тоже уверен, что вывоз артефактов национального значения невозможен, даже в такой сложной политической и экономической ситуации, в какой находится сейчас Украина...
И всё же некоторые моменты в информации директора Московского Центра Льва Гумилёва заставляют серьёзно задуматься.
Вор и грабитель мирового масштаба
Так, в своих материалах о разграблении культурных ценностей политиками Украины Павел Зарифуллин обратил внимание на важность проблемы пополнения своего золотого запаса Соединёнными Штатами Америки.
«Для американцев вопрос золотого запаса действительно на вес золота! У них масса бумажных денег, которые они не могут ни во что конвертировать. Было несколько случаев, когда Китай требовал конвертировать доллар в золото, и американцы не могли ничего сделать, настоящего золота не хватало, и они даже пытались всучить китайцам золотые подделки. Так что они за каждый золотой миллиард будут зубами держаться, да ещё чужое прихватят», — пишет директор Московского Центра Льва Гумилёва.
Действительно, в мировой истории уже были примеры, когда золотой запас иностранных государств, достигнув американских берегов, навсегда оставался в Соединённых Штатах. В частности, такова судьба существенной части золотого запаса Германии. История его накопления относится ко временам Бреттон-Вудской системы организации денежных отношений и торговых расчётов, когда Бундесбанк скупал золото на крупнейших золотовалютных биржах в Нью-Йорке, Лондоне и Париже и оставлял его там на длительное хранение.
Центральный банк страны действовал согласно принципу, что в случае чрезвычайной ситуации золото будет проще продать за иностранную валюту. Однако немецкие финансисты явно просчитались. Во время последнего экономического кризиса в Германии, когда встал вопрос о сосредоточении всего золотовалютного запаса на родине, выяснилось, что страны-хранители немецкого золота не спешат с ним расстаться. Речь идёт о более трех с половиной тысячах тонн жёлтого металла, которое планировалось ежегодно возвращать в страну по 50 тонн. Однако к 2013 году Германии удалось вернуть лишь 38 тонн, из них лишь пять тонн — из США, остальное — из Франции.
Чтобы успокоить общественность, немецкие власти заявили, что в хранилище Федерального Резерва США золото якобы будет в большей сохранности, чем в самой Германии. Однако на самом деле вывезти его из Америки просто уже не представляется возможным...
Журналист немецкого журнала Fokus Йонас Феллинг в своей статье под заголовком «Где наши золотовалютные резервы?» на вопрос: «Почему этот поток идет так медленно?» даёт следующий ответ: «Эксперты говорят, что в Федеральном резервном банке США осталась лишь часть от доверенных ему 1500 тонн немецкого золота. Да и об этом известно лишь потому, что эту часть вернули. Ходят даже слухи, что оно исчезло полностью». Автор приходит к выводу, что США нагло торгуют... немецким золотом! «Доказательством этого может служить тот факт, что слитки, которые Федрезерв уже передал во Франкфурт, отличаются от тех, которые ему когда-то доверил Бундесбанк. Американцы расплавили тонну золота и переработали его в новые слитки с тиснением от 2013 года", — пишет журналист
"Тот факт, что возвращение золота Бундесбанка в Германию продолжается семь лет вместо семи недель, является признаком того, что золото, скорее всего, уже не в ФРС», — говорит в интервью Blog King World News специалист по золоту Джеймс Терк. По его мнению, «слитки были изъяты из запасников, и тайно использовалось для того, чтобы сдерживать цены на золото».
Тем ни менее, как уже говорилось, власти Германии пока не готовы идти на какую-либо конфронтацию с Соединёнными Штатами. Спикер по вопросам бюджета парламентской фракции ХДС-ХСС Норберт Бартл заверяет: «Объективно нет никаких оснований для недоверия. Это также позволит Германии сэкономить значительные средства». Действительно, перемещение половины немецких золотовалютных запасов из Нью-Йорка, Парижа и Лондона в Бундесбанк до 2020 года будет стоить стране миллионы долларов. Только перевозка 38 тонн золота в 2013 году обошлась государству в 600 тысяч евро!
Однако Германию на самом деле останавливает вовсе не это. Как сообщило американское агентство Bloomberg, «прекращение разговоров о репатриации второго по величине золотого резерва устраняет потенциальный раздражитель в отношениях США и Германии».
Об огромной заинтересованности США в захвате любого иностранного золотого резерва говорит и американский экономист, бывший помощник по экономической политике министра финансов США в администрации Рональда Рейгана Пол Крейг Робертс. Эксперт убеждён, что ни одна из стран, когда-либо доверившая США свои золотые запасы, никогда не получит своё золото обратно:
«На мировом рынке драгоценных металлов давно подозревали, что банки по поручению ФРС использовали все имевшиеся резервы, чтобы сбивать цены на золото последние несколько лет. А после того, как Штаты истратили своё золото, они начали распродавать и то, что было у них на хранении».
Согласно данным Робертса, большая часть этих золотых запасов была исчерпана ещё в 2011 году...
Таким образом, заинтересованность США в сохранении и пополнении золотого запаса страны посредством других государств — причём, любой ценой — не вызывает сомнения. И золото скифов из музеев Крыма наверняка не осталось без пристального внимания американских чиновников. В любой момент это золото действительно может сжать в своих когтях звёздно-полосатый орел Соединённых Штатов. В этом случае оно уже никогда не достанется ни Украине, ни России...
Юлия Чмеленко, специально для «Посольского приказа»