Венгерский бунт в ЕС
Председатель Национального собрания Венгрии, Ласло Кевер, заявил, что если Брюссель продолжит навязывать свою волю Венгрии относительно того, как нужно управлять государством, Венгрия вынуждена будет выйти из Европейского союза, информирует сегодня «RT на русском».
Член Европарламента от Венгрии, Тамаш Дойч поддержал председателя парламента: «Ласло очень ясно осветил круг проблем относительно функционирования Евросоюза. Европейские ценности очень далеки от идеала, и поэтому не приемлемы для нас. Венгрия должна сама принимать решение относительно своего будущего в Евросоюзе».
Поводом для столь резких заявлений стала инициатива правящей партии ФИДЕС ввести налог на интернет. Это предложение встретило протесты со стороны населения, и тысячи людей вышли в прошедшее воскресенье на уличные протесты, которые местами закончились беспорядками. В этот момент еврокомиссар по телекоммуникациям Нели Крус призвала людей выходить принять участие в протестах, уточняет ТАСС .
Оппозиция Венгрии была возмущена словами Кевера и связала их с деятельностью Виктора Орбана, которого уже давно упрекают в желании следовать за Москвой, а не за Брюсселем. Однако некоторые эксперты утверждают, что такая позиция Будапешта проистекает именно из-за недовольства тем, что Брюссель пытается навязать свое мнение относительно дальнейшего развития отношений с Москвой, отмечает венгерское издание Origo.
По мнению аналитиков, отмечает «РГ», вряд ли Венгрия действительно пойдет на выход из ЕС из-за неминуемых и ощутимых в этом случае политических и экономических последствий. Просто, таким образом, венгерские политики, включая премьера Виктора Орбана, известного своей бескомпромиссной позицией, реагируют на попытки Евросоюза «дисциплинировать Будапешт».
"Вся Европа обеспокоена сближением двух стран, ведь за Венгрией могут последовать остальные страны ЕС «со слабой демократией». В европейском стане появляются тревожные для ЕС признаки: Венгрия все больше сближается с Россией, склоняясь к «демократическому отступничеству», — пишет «Русский курьер» со ссылкой на Al Jazeera English.
Венгерские СМИ сейчас напоминают, что в свое время и Германия, и Франция хоть и пошли на введение санкций в отношении России, но «весьма осторожно», продолжает издание.
Вспоминают также пикировку между Орбаном и Меркель, когда немка сказала, что Германия сделает все, «чтобы направить Венгрию на правильный путь, но не будет сразу посылать кавалерию» — а венгр ответил: «Немцы уже однажды прислали в Венгрию кавалерию — в форме танков. Наша просьба: не отправлять их. Это была плохая идея, она себя не оправдала».
«Нам, европейцам, нужна Россия. Нам понадобится рано или поздно, и скорее раньше, чем позже, стратегический альянс с Россией», — заявил Виктор Орбан еще в ноябре 2011 года, а в августе этого актуализировал свою позицию. — «Западная политика санкций, которые являются следствием действий России, навредила нам больше, чем России… В политике это называется „срубить сук, на котором сидишь“».
Напомним, что Россия является главным экономическим партнером Венгрии вне рамок Евросоюза. В частности, РФ недавно выделила Будапешту 10 миллиардов евро на покупку у «Росатома» двух энергоблоков для АЭС «Пакш».
В ответ – буря возмущения со стороны еврочиновников. А Вашингтон вообще составил «черный список» невъездных венгерских политиков. Тут же Венгрии припомнили принятие новой конституции, в которой в качестве базовых ценностей называются Бог и христианство. Брюссель обвинил Будапешт в отступничестве, национализме, чуть ли мракобесии. Ну как же так – не однополые браки, аборты и некая европейская толерантность, читай – вседозволенность – провозглашаются в качестве базовых норм жизни, а христианство. Этого допустить никак нельзя, тем более что и в Лиссабонском договоре ничего про христианство и Бога не сказано, отмечает РИА Новости.
Но Венгрия — не единственный недовольный член Евросоюза.
Напомним, что годом ранее премьер-министр Соединенного королевства Дэвид Кэмерон заявил , что Великобритания останется в составе Евросоюза, но при условии, что он подвергнется глубокой реформе, а Лондону будет предоставлен особый статус, отличающийся пониженной степенью интеграции в ЕС.
Дэвид Кэмерон пошел ва-банк. В плохом для ЕС смысле этого слова, поскольку не за деньгами. Великобритания не внесет до 1 декабря в бюджет ЕС дополнительные 2 с лишним миллиарда евро. Как заявил Кэмерон, Соединенное Королевство намерено оспорить требования Брюсселя. Тот, ссылаясь на правила Евросоюза о привязке дополнительных взносов к размеру валового национального дохода, принятые, в том числе, и Лондоном, предписывает Туманному Альбиону раскошелиться, отмечает РИА Новости .
Распад Евросоюза – дело практически решенное
Вопрос о распаде Евросоюза обсуждается не один год. Еще в 2012 году Джордж Сорос, известный американский финансист, отметил, что он не исключает возможность распада ЕС, напоминает «Правда.ру». По мнению Джорджа Сороса, современная экономическая ситуация, складывающаяся вокруг еврозоны, даже более серьезна, чем финансовый кризис 2008 года. Впрочем, во многих экономических проблемах Сорос винит исключительно власти ЕС.
«Главная проблема еврозоны и Евросоюза состоит в том, что пропасть между странами-кредиторами ЕС и государствами-должниками продолжает расширяться. Евросоюз идёт к затяжной стагнации, которая усилит дисбалансы. К сожалению, ЕС может и не пережить этого кризисного давления», — цитиата финансиста из новой книги «Трагедия Европейского союза».
Несмотря на прогнозы экономического роста, финансовое положение Греции и Португалии только ухудшилось. Многие опасаются, что, вместо того чтобы спасти Украину, европейская помощь лишь погрузит её в глубочайший долговой кризис, как это уже произошло в некоторых странах ЕС.
Стоит напомнить, что системный кризис ЕС начался еще в июле 2011 года. Непосредственным проявлением этого феномена стали разрастающиеся финансовые потрясения зоны евро, быстро усиливающиеся протесты широких слоев населения против мер жесткой экономии, восстановление в ряде случаев пограничного контроля внутри Шенгенской зоны, растущие трудности в выработке общеевропейских компромиссов правительствами 27 стран ЕС, отмечал в свое время rodon.org .
Все говорит о том, что заложенная около 60 лет назад концепция европейской интеграции себя исчерпала и требуются новые походы в решении многочисленных проблем, с которыми сейчас сталкивается ЕС. Как считают некоторые аналитики, в ближайшие 24 месяца Евросоюз либо подвергнется кардинальной перестройке, либо войдет в фазу неконтролируемого распада
О том, почему Евросоюз обречен на распад, о негативных последствиях подпольной иммиграции и о том, с чем связан подъем патриотических движений в Европе, в интервью «Голосу России» рассказала в начале этого года лидер «Национального фронта» Франции Марин Ле Пен.
«Я думаю, что Европейский союз показал свою несостоятельность и не может привести к расцвету Европы, защитить безопасность и идентичность народов Европы. Думаю, что ветра истории надувают паруса патриотических движений, которые хотят сохранить суверенность народов. Эта суверенность сегодня совершенно разрушена, поскольку Европейский союз лишил нас территориальной суверенности, экономической суверенности, бюджетной суверенности, законотворческой суверенности», — заявила Марин Ле Пен.
Еще год назад председатель Европейского совета Херман ван Ромпей выразил обеспокоенность в связи с усилением в странах Евросоюза позиций политиков-популистов, в том числе крайне правого толка, отмечало в свое время РИА Новости .
Многие в Великобритании прикидывают, что было бы неплохо выйти из состава Евросоюза. Партия независимости Великобритании (UKIP – United Kingdom Independent Party), ратующая за такой шаг, стала самой популярной политической силой страны, говорят результаты соцопроса, опубликованные еще в январе 2014 года .
«Европейский союз, как и Советский союз, не подлежит ремонту. Я хочу вернуть Европу к союзу суверенных государств», — привела в начале 2014 года слова ле Пен брюссельская интернет-газета EUobserver. По словам лидера французских крайне правых, Европу «пост ЕС» ожидает процветание, отмечало РИА Новости
Под Европейским союзом обычно понимаются так называемые старые страны — члены ЕС, а в особенности «ядро» — первые 6 стран, образовавших Европейское экономическое сообщество в 1957 году: Германия, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Дальше, вплоть до наступления нового века, к ЕС присоединялись главным образом экономически сильные государства, а вот в 2004 и 2007 годах в состав Союза были приняты Кипр с Мальтой и сразу 10 стран Центральной и Восточной Европы, суммарный ВВП которых был на четверть меньше ВВП одной Испании — пятой по величине экономики в Европе.
Казалось бы, радости этих экономически слабых стран не должно было быть предела. В первые годы после присоединения эйфория в восточноевропейских государствах действительно присутствовала, а потом прошла, писал «Мир и политика» ранее. С принятием в ЕС группы восточноевропейских стран в нулевых годах средний уровень благосостояния снизился и в целом по Евросоюзу. Очевидно, он будет и дальше снижаться, поскольку ближайшие кандидаты на вступление в ЕС (Исландия, Черногория, Турция, Македония, Сербия) также не отличаются высокими экономическими показателями. Зачем же тогда сильные и слабые страны Европы нужны друг другу?
Европейский союз позволяет аккумулировать и перераспределять средства стран-участниц таким образом, чтобы подтягивать экономически отсталые регионы до среднего уровня по ЕС. Прежде всего речь идет о вложениях в инфраструктуру. Теоретически это выгодно всем странам, сильным в том числе: расширяется рынок, на котором можно эффективно вести операции. На «новые земли» можно также перевести не самые экологически чистые или передовые предприятия, а к себе принять рабочую силу по профессиям, востребованным в «старых странах» ЕС. Вроде бы от этого всем хорошо, продолжает издание.
Павел Кудюкин, доцент кафедры теории и практики госуправления Высшей школы экономики, вспоминал как-то в интервью, какое впечатление произвела на него дорога из аэропорта польского города Вроцлав: «Вполне европейского качества, c замечательным мостом через Одру». Кудюкин поинтересовался у поляков, на какие средства построена дорога, выяснилось — на деньги Евросоюза. Причем запланировано и дальнейшее строительство, чтобы связать между собой восточноевропейские столицы — Варшаву, Прагу, Таллин. «Это не просто дорога сама по себе, а это значит, что мы нанимаем рабочую силу, ей платим; значит, люди пойдут на рынок покупать товары; это спрос на стройматериалы, на металлоконструкции, на бетон, на щебёнку. Прекрасный толчок для развития местных экономик», — рассуждал Кудюкин, отмечая, что Польша оказалась единственной страной ЕС, где в 2008–2009 годах не было экономического спада.
Участвуя в Евросоюзе, слабые страны получают возможность присоединиться к проектам такого масштаба, реализация которых без ЕС в этих странах была бы просто немыслима. В 2011 году, например, на специальном саммите ЕС в Брюсселе лидеры стран — членов Союза приняли концепцию коридора «Север — Юг» — нового энергетического проекта стоимостью 1 трлн евро на период до 2020 года.
Для Болгарии, например, чей годовой ВВП в 20 раз меньше, подобный проект — как манна небесная. Болгария сильнее всего пострадала от российско-украинской газовой войны в 2009 году, поскольку на тот момент полностью зависела от поставок российского газа. В новой энергетической инициативе ЕС обращается внимание именно на создание таких связей, которые бы гарантировали диверсификацию поставок: до 2014 года все страны ЕС должны иметь как минимум два источника снабжения газом и электричеством, пишет автор публикации в «Мир и политика» Александр Малютин.
Но и таких вливаний недостаточно, чтобы восточноевропейские страны могли догнать участников «ядра» Евросоюза. В начале февраля в Брюсселе состоялся очередной саммит ЕС, который прошел в условиях резких разногласий между странами — донорами и получателями общеевропейских денег. Переговоры в различных форматах продолжались более 11 часов подряд. Чехия, Болгария и Румыния, как передает EU Observer, прямо выразили недовольство «размером финансирования политики сближения». Тем не менее, очевидно, что с той скоростью сближения, которую установят для них наиболее развитые страны ЕС, получателям помощи придется смириться. Ведь серьезные проблемы есть и у стран-доноров. И если их не решить, финансировать отстающих станет просто некому.
А если учесть рост разногласий по поводу экономической выгоды «Евросоюза» между Германией и Францией, то единство существует, пожалуй, только по вопросу существования самого Евросоюза — он нужен. Иначе Европа рискует оказаться на задворках мировой экономики, проиграв США и Китаю.
Небезынтересно напомнить и то, что накануне 2014 года известный российский астролог Павел Глоба выступил с прогнозом : «Экономический кризис, который продлится до 2020 года, в итоге перекроит политическую карту мира и в корне изменит весь геополитический расклад сил. США ждут тяжелые времена, а Украина и ЕС прекратят свое существование».
Можно, конечно, сослаться на околонаучность, но…
Остается поставить еще один риторический вопрос: «Цепляясь за санкции против России Евросоюз хочет выжить?»
ФЛБ РУ