Причастна ли Америка к гибели корейского морского парома?
Ситуация на Украине, война на Ближнем Востоке и мировой экономический кризис заслонили некоторые иные события, не мене интересные с точки зрения международных отношений и международного права. К примеру, полгода назад случилась трагедия южнокорейского парома «Севоль», унёсшая жизни сотен человек. Казалось бы, банальная техногенная катастрофа, не редкая, к сожалению, в наши дни. Однако сами обстоятельства трагедии, её весьма странное расследование заставляют думать, что здесь была не просто авария...
Вот какую любопытную версию выдвинул французский журналист Жан-Стефан Беттон на страницах сайта Marine & Oceans:
В среду 16 апреля 2014 года южнокорейский паром «Севоль» (Sewol), принадлежащий компании «Чёнгхэчжин» (Сheonghaejin), потерпел крушение в тихих и холодных водах Жёлтого моря, что привело к гибели 293 пассажиров, большинство из которых были школьники из Сеула, совершавшие экскурсионную поездку. На сегодняшний день причины гибели парома не установлены и этот вопрос обсуждают все южнокорейские СМИ. Одна из версий предложена в этой статье...
...В стране утренней свежести, пропитанной духом конфуцианства, известна пословица «шум не делает добра, а добро не делает шума», но катастрофа парома шокировала всю страну и вызвала не стихающую «ударную волну» общественного возмущения. 18 апреля 2014 года, спустя два дня после катастрофы, один из спасенных – заместитель директора школы Кан Мин Гю был найден повешенным. Как выяснилось он очень сильно переживал гибель своих учеников и тот факт, что сам остался жив. 27 апреля премьер-министр страны Чанг Хонг Вон подал в отставку.
19 мая президент Южной Кореи Пак Гён Хю объявила о роспуске службы береговой охраны страны, на которую возложили ответственность за неудачную организацию операции по спасению пассажиров. Расследованием обстоятельств катастрофы занимается Министерство национальной безопасности, которое сосредоточило свои усилия на выявлении нарушений со стороны основного акционера и владельца компании, которой принадлежал «Севоль». Последнего Ю Бюнг Ёна активно разыскивали и нашли 22 июля, когда было объявлено, что полиция обнаружила его частично разложившийся труп. Убийство или самоубийство? Расследование не дало ясного ответа, точно также, как и о причинах кораблекрушения.
Корабль покинул порт Инчхон, расположенный в 30 км к западу от столицы Южной Кореи Сеула, и направился на курортный остров Чеджу в южной части корейского полуострова. На борту судна находились 476 человек (экипаж и пассажиры) и 150 автотранспортных средств.
При приближении к острову Чеджу, примерно в 100 км к югу от Корейского полуострова, паром внезапно, без видимых причин, стал заваливаться на борт. Через несколько часов судно полностью легло на левый борт, а затем перевернулось, над водой осталась только часть его корпуса. Сигнал бедствия, посланный экипажем парома, приняла береговая охрана и задействовала в спасательной операции 18 вертолётов, 170 гражданских и военных судов, кораблей береговой охраны, а также 550 военных водолазов. В результате предпринятых действий удалось спасти 172 человека, утонули 281 (их тела подняли водолазы в районе до 30 км от места происшествия), ещё 23 пассажира пока числятся пропавшими без вести.
Казалось бы, в этой трагедии нет ничего необычного — каждый год несколько десятков подобных происшествий, как правило, меньшего масштаба, происходят в разных частях света. Но всегда есть конкретные причины, приведшие к катастрофе, они становятся ясны сразу или с течением времени, после анализа происшествия соответствующими специалистами. В случае с паромом «Севоль» ясности с причиной происшествия нет до сих пор, хотя с момента трагедии прошло уже больше месяца. Все предложенные версии, сначала казавшиеся очевидными, впоследствии не нашли подтверждения, и вопрос о причине аварии до сих пор открыт. Так что же случилось?
Две официальные версии
Первой версией случившегося, озвученной СМИ, было столкновение парома с рифом, но тут же последовали комментарии специалистов доказывавших, что в данном районе нет рифов и мелей. После чего была озвучена вторая версия – ошибка экипажа, так как управление паромом в этот момент осуществлял стажер, ходивший на корабле менее полугода. Стажер, якобы, слишком резко развернул судно и это привело к сильнейшему боковому крену и опрокидыванию. Как следует из результатов предварительного расследования, в момент катастрофы загрузка «Севоль» превышала норму в 3,5 раза, а в балластных цистернах не хватало воды. Поэтому выглядит вполне вероятным, что при резком повороте плохо закрепленные грузы — в основном тяжелые автомобили и контейнеры — сместились, судно накренилось на левый борт, не смогло восстановить равновесие, опрокинулось и затонуло. Экипаж был арестован и обвинен в преступной халатности.
Однако, новые данные расследования показали, что такого маневра не было и вины экипажа нет. По словам стажера, паром перестал слушаться управления и начал заваливаться без видимых причин. А по сообщениям южно-корейских телеканалов YTN, SBS, KBS, NBS от 16 апреля – перед тем как паром стал заваливаться на борт, многие пассажиры слышали звук глухого удара в передней части судна и скрежет. Капитан и экипаж оставлены под арестом с обвинением в неоказании помощи пассажирам. Расследование продолжается.
Гипотеза, связанная с подлодкой…
Итак, обе версии оказались несостоятельными. Истина до сих пор не установлена, видимо она скрывается глубже, возможно «на перископной глубине». Такую версию высказал один из офицеров ВМФ и она выглядит заслуживающей внимания. Давайте попробуем разобраться, могло ли это происшествие быть результатом столкновения с подводной лодкой? Для анализа возьмём за основу информацию из открытых источников: от участников этого происшествия, из оценок специалистов и публикаций в СМИ.
Начнём с выхода парома в море из порта Инчхон. Из-за сильного тумана корабль вышел в рейс на 2 часа позже времени, указанного в расписании. Возможно, это и стало одной из предпосылок случившейся позднее трагедии. Так как, пытаясь нагнать упущенное время, команда парома изменила маршрут движения и корабль отклонился от курса на 10 километров, при этом войдя в закрытую для плавания зону совместных американо-южнокорейских военно-морских учений. Карты закрытых для плавания или опасных зон, требующих разрешения или особого внимания при их прохождении, можно легко найти в интернете. Одна из таких зон как раз и располагается посередине, между Корейским полуостровом и островом Чеджу. В этих районах, равно как и в западной части Корейского пролива, имеют право ходить только американские подводные лодки. Естественно, о маршрутах их перемещений никому, кроме военных, ничего не известно.
Но как могла столкнуться подводная лодка, располагающая современным навигационным и гидроакустическим оборудованием, с надводным кораблём? И почему она вообще оказалась в такой опасной близости?
Можно быть абсолютно уверенным в том, что не видеть идущий по морю паром команда подводного судна не могла. Этот же вопрос был адресован и офицеру ВМФ, предложившему эту версию. Его ответ многое объяснил. Оказывается, использование гражданских судов для целей маскировки военных подводных лодок – обычная практика.
Подводную лодку, идущую на небольшой глубине под днищем гражданского корабля гораздо труднее обнаружить. Его шумы создают сильные помехи для гидроакустической аппаратуры, близость к нему мешает точной работе эхолотов, нахождение под днищем другого судна не даёт возможность авиационной разведке обнаружить подводную лодку с воздуха. Идеальное прикрытие. Поэтому, использование этого метода входит в тренировочные программы экипажей военных подводных лодок различных стран. Допустим, что это так, но почему же могло произойти столкновение? Ведь чаще всего о нахождении подводной лодки под своим килем никто не догадывается, ни до — ни после её манёвра, ведь в соблюдении скрытности и заключён его смысл.
Вполне возможно, что свои роли в этой трагедии сыграли «человеческий фактор» и сложная гидрологическая обстановка в этом районе.
Представьте ситуацию: экипаж подводной лодки во время военно-морских учений обнаруживает в своей зоне ответственности корабль. По его шумам и гидроакустическим характеристикам классифицирует его как гражданское судно водоизмещением 7 тысяч тонн. Командир подводного корабля расценивает эту встречу как удачную возможность провести тренировку экипажа «приближённую к боевой». Он даёт команду и подводная лодка незаметно пристраивается под килем парома. Какое-то время два корабля двигаются вместе, но дальше происходит что-то непредвиденное и они сталкиваются.
Факторами, создавшим условия для столкновения, могли быть сильные подводные течения, а также, то обстоятельство, что команда парома не знала о находящейся под килем подводной лодке и совершала манёвры без учёта её движения. Возможно, командир подводной лодки дал команду на всплытие на перископную глубину, чтобы осмотреться, но из-за сильного течения, ошибки в расчётах или непредвиденного манёвра надводного корабля лодка всплыла прямо под днищем парома, а не в стороне от него. При всплытии подводная лодка подтолкнула паром и этим создала опасный крен, из-за чего корабль перестал слушаться управления и начал заваливаться на борт, раздался глухой удар и скрежет, который слышали пассажиры.
В этот момент сработал ещё один фактор – перегруз корабля. Ведь до столкновения этот фактор не играл никакой роли и, скорее всего, паром прибыл бы в порт назначения без происшествий, если бы не цепочка трагических и непредвиденных обстоятельств, приведших к трагедии. После столкновения подводная лодка снова погрузилась на глубину и ушла из района до прибытия туда спасателей.
На мысль о столкновении парома с подводной лодкой, наводят и следующие факты:
1. Согласно утверждениям рыбаков острова Чиндо, вблизи которого и произошла трагедия, судно направило сигнал бедствия еще в 7 часов утра по местному времени, когда оно потеряло ход. В то же время, согласно утверждениям правительства, судно сообщило о своем бедственном положении примерно в 8.50. На сайте http://www.ohmynews.com/NWS_Web/View/at_pg.aspx?CNTN_CD=A0001981773 есть информация, что работавший в машинном отделении некто Чон сообщил: «Окончил работу в 7.40, сделал запись в журнал, внезапно судно накренилось. Иллюминаторы разбились, люди начали скользить к одному борту» — то есть авария произошла, раньше, чем сообщалось официально — 8.42.
2. По сообщению южнокорейского телевидения, на место аварии парома «Севоль» в первый же час прибыл американский военный корабль «Бонхомм Ричард» с конвертопланами «Оспрей» на борту, но он почему-то держался поодаль от корейских рыболовных судов, спасавших пассажиров. На второй день катастрофы корейские СМИ перестали упоминать о присутствии американцев во время спасательной операции.
3. Кроме того, южнокорейские журналисты отмечают странное поведение экипажа в первые минуты катастрофы. Так по их сведениям, сотрудник ответственный за безопасность в компании «Чхонхэчжин Хэун» (владелец парома «Севоль») сразу после разговора с капитаном судна позвонил главному менеджеру по безопасности, а другой сотрудник одновременно направил одно СМС-сообщение главе компании Киму, другое в Национальную разведывательную службу и в Инчхонский центр безопасности мореплавания. При этом никто из перечисленных лиц не сумел принять решения о том, чтобы пассажиры покинули судно.
4. Прибывший к месту катастрофы парома пожарный вертолет морская полиция отправила обратно. По словам Ли Дон Хен – представителя компании по морскому спасению «Вандо»: «Мы приблизились на 20 метров к катеру морской полиции, нам сказали, что гражданские водолазы не нужны, им хватает своего персонала. Мы покружили у места катастрофы и вернулись ни с чем».
5. Согласно утверждениям корейских СМИ, объединенная группа следователей из южнокорейской Генпрокуратуры и полиции скрыла содержание части переговоров экипажа «Севоль» с наземными центрами управления.
6. На большей части снимков с места трагедии видна только носовая часть затонувшего парома и нет снимков кормы с винтами и рулевым управлением. На сайте GoodMorningLonDon южнокорейский гражданин разместил фотографию кормы перевернутого парома и указал на возможные деформации винта, а также царапины на днище. Администрация сайта потребовала от пользователя немедленно убрать эту фотографию, назвав её фотомонтажом.
7. И наконец — в распоряжение южнокорейских журналистов попал документ, из которого следует, что руководством Республики Корея было дано указание создать специальную группу в правительстве для контроля над содержанием сообщений СМИ о трагедии.
Всё это довольно странно. Остаётся добавить, что версия о столкновении с подводной лодкой — это лишь гипотеза, требующая доказательств. Истину ещё предстоит установить. Но эта версия способна объяснить происшедшую трагедию и дать ясный ответ о её причинах.
Корея до и после трагедии «Севоль»
15 августа во время мессы на Успение, которое отмечало 50 000 человек на стадионе Чемпионата мира в Тэджоне и которое транслировалось по национальному каналу KBS, Папа Римский Франциск во второй день своего визита в Южную Корею на встрече, наполненной сильными эмоциями, обратился с утешением к уцелевшим и семьям погибших на «Севоле». «Нам нужна правда о катастрофе, мы больше не уверены в нашем правительстве», печально говорит отец семьи, затронутой трагедией.
Газета «Ля Круа» цитирует южнокорейского журналиста: «Раньше корейцы отдавали предпочтение экономическому развитию и в определённой степени гордились тем, что им удалось догнать Запад. Но после этой трагедии они поняли, что деньги не являются абсолютной ценностью и что необходимо возвратиться к чему-то более значимому, к истокам».
Теперь кажется, что существует две Южных Кореи: до и после трагедии «Севоль»…
Жан-Стефан Беттон
От редакции. То, что военные США могли быть причастны к такой трагедии, не вызывает особого удивления. Американцы уже не раз и не два либо специально провоцировали такого рода аварии с большим количеством жертв, либо устраивали их по собственному головотяпству, не неся при этом никакой ответственности за содеянное.
Это они специально навели южно-корейский «Боинг» на систему советской ПВО в сентябре 1983 года, чтобы потом обвинить Советский Союз в «воздушном терроризме» и начать против нашей страны очередной «крестовый поход». Эти они изо всех сил сегодня пытаются увести от наказания украинских вояк, которые летом этого года сбили малазийский пассажирский самолёт в небе над Донбассом — в причастности военных Украины к этой трагедии сегодня в мире мало кто сомневается...
Наконец, в истории США есть инцидент с российской подводной лодкой «Курск», обстоятельства гибели которой сильно напоминают катастрофу корейского парома.
Вот что однажды мне лично рассказал военный журналист Евгений Кириченко, который занимался независимым расследованием гибели подводного атомохода:
"Я убеждён, что атомоход торпедировали американцы. Эта версия выдвигалась разными специалистами ещё во время предварительного расследования, но потом её постарались замять. А совсем недавно версию озвучили иностранцы. В частности, эксперты французского документального фильма «Курск» — тревожные воды». В фильме есть кадры видеосъёмок поднятия атомохода из вод Баренцева моря. Эти кадры затем поспешно вырезали для подготовки официальных хроник, но полностью их уничтожить не удалось. Так вот на этих кадрах отчётливо видно большое круглое отверстие в носовой части лодки.
По словам военных экспертов, дававших комментарии по ходу фильма, это отверстие является «фирменным знаком» американской торпеды МК-48. Она обладает способностью проходить как по маслу сквозь стальную оболочку благодаря специальному механизму на носу торпеды, который воспламеняет металл. Как считают авторы фильма, «Курск» был атакован двумя американскими субмаринами – «Толедо» и «Мемфис», которые следили за нашим атомоходом во время проходивших учений Северного флота. «Толедо» случайно столкнулся с «Курском», при этом у нашей лодки открылись торпедные люки. Это повлекло за собой атаку со стороны «Мемфиса», защищавшего повреждённый «Толедо» во время отступления задним ходом…
Все обстоятельства трагедии стали хорошо известны президентам Владимиру Путину и Биллу Клинтону. Но скандал замяли – якобы за списание 10 миллиардов долларов наших внешних долгов. Ну и кроме того, российские власти захотели спасти имидж своих адмиралов, прошляпивших присутствие американцев в районе важнейших морских учений… ".
Но даже если бы случилось чудо, и американцы вдруг решили бы покаяться за свои преступления, то ровным счётом ничего бы не изменилось! Во-первых, Фемида США сквозь пальцы смотрит на нарушения закона со стороны своих сограждан за пределами Америки — зачастую дело не доходит даже до судебных разбирательств. Во-вторых, с 2003 года США официально поставили себя вне юрисдикции Международного уголовного суда — отныне любой американский военный может безнаказанно совершать преступления в любой точки земного шара, не неся никакой уголовной ответственности. Те же страны, которые с этим не согласны, ждут американские санкции, вплоть до военного вмешательства.
В общем, американцы сегодня возомнили себя равным богам и потому творят что хотят, не считаясь ни с мировым сообществом, ни с человеческими жертвами...