Вы находитесь здесь: // Мировое хозяйство // Либералы в правительстве России — гарантированная катастрофа

Либералы в правительстве России — гарантированная катастрофа

576e71a2c32c2e3aa5413e3126d270ff Очевидно, что нас ждут очень не простые времена. И связано это прежде всего с обвалом национальной валюты, которая по отношению к доллару за последние месяцы подешевела почти в два раза! Я боюсь, что в следующем году, когда торговые организации начнут закупать и продавать населению новые товары, цены на них взлетят примерно в такой же пропорции.

А всё потому, что мы слишком зависим от внешнего импорта. Да, сегодня деятели типа вице-премьера Игоря Шувалова пытаются нас успокоить увещеваниями типа того, что людям нечего бояться обесценивания рубля – мол, от доллара на внутреннем рынке ничего не зависит и это лишь проблема нашей внешней торговли.

Однако господин Шувалов откровенно лукавит...

Проклятие сырьевой колонии

От доллара на самом деле у нас зависит очень и очень многое! В том числе и производство собственных товаров, большинство из которых либо производится на импортном сырье (например, лекарства), либо имеет в своём составе импортные составляющие (например, микроэлектроника в российских технических изделиях, включая и оборонную продукцию).

Понятно, что весь этот импорт закупается именно за иностранную валюту – доллар или евро. А с ростом стоимости валюты соответственно взлетят и цены для населения. То же можно сказать и о продовольственных товарах.

Да, мы сегодня, из-за событий на Украине, отказались от закупок продовольствия в странах Запада. Да, вместо западных к нам пошли мясо, овощи и фрукты из стран Азии и Южной Америки. Но ведь и эту продукцию мы закупаем отнюдь не за рубли!

Вообще, российская экономика с точки зрения независимости от внешних факторов представляет собой печальное зрелище. Я здесь полностью солидарен с мнением, которое на сайте «Свободная пресса» высказал один из российских экономистов:

«Время с 2000-го до 2014 года, когда были высокие цены на нефть, было потрачено почти впустую. Те триллионы долларов, что пролились на РФ, были разворованы, ушли за рубеж или оказались растраченными на «имиджевые мегапроекты». На стадионы и олимпийские игры вместо заводов.

Экономическая политика власти была совершенно преступной: она и дальше деиндустриализовала РФ, попросту проедая нефтедоллары и совершенно не готовясь к тому, что нефть когда-нибудь начнёт падать в цене. Рост в РФ был без развития: он шёл в основном за счёт продажи сырья и покупки импортных товаров. При этом доля внутренней торговли в ВВП РФ достигла 40% – это вдвое большая доля, чем в ВВП развитых стран. То есть нас с 1998 года сделали страной-барахолкой, живущей за счёт импорта и продажи нефти (выделено мной – О.В.) Россия уничтожила даже свои нефтесервисные компании. Сырьевые госкорпорации решили совершенно не тратиться на них, все технологии добычи нефти и газа покупая на Западе. Теперь это играет самую роковую роль. Можно сказать, что годы «стабильности» стали эрой превращения РФ в наглухо сырьевую колонию развитого мира».

А такого рода колония чрезвычайно сильно зависит от любых колебаний во внешнем мире, включая и колебания на финансовом рынке. Так что если наши правители действительно хотели уберечь Россию от кризиса, то они в первую очередь должны были не допустить обесценивания рубля – хотя бы до тех времён, пока не была бы доведена до конца программа импортозамещения, о которой сегодня так любят говорить в Кремле.

Однако этого не произошло.

Настоящий диверсионный акт

Любопытно, но независимые экономисты сегодня указывают на то, что никаких реальных предпосылок для стремительного удешевления рубля не было – рубль был надёжно обеспечен внушительными золото-валютными запасами (одними из самых масштабных в мире), торговое сальдо страны в течение всего года было положительным, валюту в панике никто не закупал... Насчёт того, что произошло потом – мнения сильно расходятся.

Официальная точка зрения – начала стремительно дешеветь нефть, которая играет огромную роль в деле наполнения российского бюджета, и это повлекло за собой удешевление рубля. Однако большинство экономистов с этим не согласны. К примеру, в 2008–2009 годы нефть подешевела более чем в три раза (со 143 до 40 долларов за баррель), а в нынешнем 2014 году – со 105 до 70 долларов. Между тем, доллар тогда подорожал всего на 7–8 рублей, а сейчас почти на 16 рублей. То есть нефть объективно не играет той роковой роли для нашей валюты, как в том нас пытаются убедить высокие начальники...

Некоторые экономисты видят проблему в некоем «заговоре» ряда высокопоставленных чиновников из Центрального банка России и Министерства финансов в пользу неких валютных спекулянтов. Эти спекулянты якобы решили обогатиться за счёт западных санкций, которые в том числе были наложены и на доступ наших банков к иностранным кредитам.

После введения кредитных санкций на валютном рынке России наступила напряжённость, чем и воспользовались спекулянты при помощи своих друзей из правительства России и главного банка страны. Как пишет по этому поводу экономист Максим Быков, всё началось 15-го августа 2014 года:

«Именно тогда, при очень стабильном курса рубля, неожиданно последовало выступление зампреда ЦБ Шевцова, раскрывающее планы на отказ от регулирования валютного курса к Новому году. Догадайтесь, на какие кнопки снова нажали спекулянты в паре рубль–доллар, если Центральный банк, регулятор рынка, демонстрирует собственную слабость, как Янукович на Майдане. И за язык Шевцова никто не тянул.

Планы любого ЦБ, ФРС США, например, попусту не обнародуют, ведь за каждым словом следит армия тех самых алчных спекулянтов, способных общей массой двинуть рынок, была бы идея... Почти три месяца ЦБ тупо следовал выбранной схеме, официально сдвигая курс по 5 копеек, вбрасывая по 350 млн долларов, что очень хорошо усваивалось рынком. Стой ЦБ прежним объёмом в 1,5 млрд долларов, игроки против рубля могли бы и налететь на «невидимую рыночную руку», но этого не случилось – небольшие валютные интервенции лишь подогревали интерес игроков к доллару, а отнюдь не к рублю».

Обвал начался в ноябре, когда нашим банкам и многим крупным предприятиям пришла пора платить внешние кредиты, которые по своим объёмам мало уступают всему нашему государственному бюджету, и спрос на иностранную валюту резко вырос уже по чисто объективным причинам. Тем не менее, вину ответственных чиновников это нисколько не уменьшает – они, как показал Максим Быков, уже до этого сделали всё, чтобы обесценивание рубля приняло обвальный характер.

Если эта версия верна, то остаётся только догадываться, как обогатились заинтересованные чиновники в этой по-настоящему дьявольской игре...

Впрочем, лично я не верю в чисто спекулятивные причины обвала рубля. Во-первых, президента Владимира Путина можно считать кем угодно, но только не слабой личностью, за спиной которой можно безнаказанно творить такого рода безобразия.

А во-вторых, вот какое сообщение прошло по информационным лентам буквально неделю назад:

«По мнению главы Службы внешней разведки России (СВР), бывшего премьер-министра страны Михаила Фрадкова, зарубежные инвестиционные фонды принимают участие в спекулятивной атаке на российский рубль, из-за которой его курс обвалился более чем на 50% с начала года. По словам Фрадкова, речь идёт о западных финансовых институтах и фондах, которые действуют на российском рынке через своих агентов и финансовых посредников... Таким образом они принимают участие в скоординированной атаке на Россию, которая включает понижение курса рубля и цен на нефть. В игре на удешевление нефти, по словам Фрадкова, участвуют США».

Короче, налицо внешняя диверсия, имеющая цель нанести российской экономике максимальный урон. И об этом говорит именно глава российского разведывательного ведомства, который публично выступает крайне редко, и если такое выступление произошло, значит на то были весьма существенные причины.

Кстати, это слова Фрадкова сегодня подтверждают и многие западные СМИ, где открыто говорится о том, что нынешние атаки на российский рубль к реальной экономике не имеют почти никакого отношения и что слабый рубль должен ударить прежде всего по карману простого россиянина, дабы сподвигнуть того на социальное недовольство и в конечном итоге – на массовые политические выступления с целью свержения нынешнего политического режима в Кремле...

Ошибка Путина

В данной ситуации, по идее, Кремль должен был предпринять соответствующие защитные меры. Об этих мерах сегодня много пишется – возврат к политике жёсткого валютного регулирования; введение (как разумно предлагает известный экономист, профессор МГИМО Валентин Катасонов) моратория на любые наши внешние кредитные выплаты – вплоть до отмены западных санкций в банковской сфере:

«...правительство России уже должно было бы ввести мораторий на выполнение российскими компаниями и банками своих внешних обязательств. Потому что ухудшение финансового положения экономики страны, ухудшение финансового положения отдельных должников обусловлено экономическими санкциями. Экономические санкции — это форс-мажор, а если глубже копать, то нарушение международного права. Соответственно, мы не только можем, но и обязаны вводить мораторий на выполнение нашими юридическими лицами внешних обязательств до того момента, пока не будут отменены экономические санкции...».

Плюс временный запрет на торги на межбанковской валютной бирже (такие запреты действуют во всех странах, где по-настоящему заинтересованы в сохранении устойчивости своей национальной валюты)...

Но наши правители предпочли действовать по-другому. А именно – фактически ушли от контроля за колебаниями валютного курса, чем только подогрели спекулятивный ажиотаж, что само по себе наводит на очень печальные мысли – наша правящая элита, похоже, настроена переложить весь груз кризиса на плечи простого народа. И в этом недавно признался не кто-нибудь, а сам президент России Владимир Путин.

Помните последнее заседание «Общероссийского Народного фронта» 18-го ноября? Там Владимир Владимирович произнёс очень неосторожные слова. Он заявил, что падение курса рубля не должно сильно расстраивать россиян. Мол, «для тех, кто живёт у нас в стране, в рублёвой зоне вообще ничего не изменилось». Ибо «падение рубля никак не отразится на тех, кто покупает товары и продукты российского производства». А бюджет страны «от роста рублевой массы в результате девальвации только выиграл».

Оставлю на совести президента утверждение о том, что падение рубля никак не отразится на населении – это явное лукавство. Обращу лишь внимание на утверждение о бюджете, который выиграл от рублёвой девальвации.

Это утверждение главы государства лишний раз свидетельствует о том, что нынешнее удешевление рубля было явно инициировано не столько абстрактными валютными спекулянтами, а именно Кремлём, который в условиях падения нефтяных доходов пожелал выполнить все свои так называемые «бюджетные обязательства», данные в начале года, – любой ценой, в том числе и за счёт обесценивания национальной валюты.

Да, казну рублём наполнили, пенсионерам и разного рода бюджетникам несомненно проведут обещанные социальные выплаты. Ну а о том, что рубль при этом обесценился и тем самым фактически свёл на нет эти самые повышения на фоне резкого повышения цен, глава государства предпочёл умолчать.

К большому сожалению, Владимир Путин в данном вопросе пошёл на поводу так называемых либералов из российского правительства, которые занимают ключевые посты в министерствах, отвечающих за экономику. А экономическая суть либерализма сводится к тому, чтобы любые хозяйственные вопросы в условиях кризиса решать именно за счёт простого народа – повышением налогов, уменьшением доходов населения и т.д.

По всей видимости, на Западе быстро просчитали эту пагубную тактику Кремля и умело подыграли ей, сделав ставку на понижение российского рубля, что оборачивается, как уже было сказано, против самого Кремля — судя по последним сообщениям с валютной биржи, похоже, что российский Центральный банк утерял контроль за развитием ситуации...

Чем заменим импорт?

Кстати, не меньше вопросов возникает и по другим экономическим направлениям развития России, вроде упомянутой политики импортозамещения. Суть этого понятия заключается в том, чтобы сделать наши промышленность и сельское хозяйство максимально независимыми от внешних факторов. Безусловно, эта идея хорошая и весьма привлекательная. Однако...

Лично у меня возникает вопрос – а что именно мы будем делать самостоятельным? Если российское сельское хозяйство ещё хоть как-то, хоть и в сильно урезанном виде, но всё же сохранило свои позиции, то с промышленностью дела обстоят очень туго. Я уже говорил о том, что на сегодняшний день страна не имеет самостоятельной, высокотехнологичной промышленности. А то, что досталось нам в наследство от Советской власти – по большому счёту уже исчерпано. Это подтверждают и официальные статистические данные.

Так, у нас практически исчезли целые отрасли былой советской промышленности, как, например, радиоэлектронная. Через несколько лет процесс деградации российской экономики может стать необратимым – и тогда нам нечего будет выставить не то что на внешний рынок, но даже для внутреннего потребления. Вот что пишут по этому поводу аналитики сайта КМ.РУ:

«Сегодня мы уже не производим, а завозим элементарные инструменты, включая молотки и кувалды, из Индии и Китая, свёрла – из Польши, кронштейны для полочек – из Англии и Испании, гвозди и шурупы – с Тайваня. Мы разучились делать велосипеды и не научились делать автомобили... Лучшие из наших самолётов являются современными только в комплекте с индийской электроникой...».

90% нашего экспорта на внешний рынок составляет разное сырьё – нефть, газ, металлы, дерево и т.д. А вот промышленная продукция составляет не более 4,23%!

Отсюда просто убийственный вывод, который сделали независимые экономисты:

«Перед нами – структура экспорта из страны третьего мира. Что-то вроде царской России. На фоне СССР 1985-го года, у коего экспорт машин, оборудования и транспортных средств занимал 40% вывоза, нынешняя Россия – просто катастрофа»...

В общем, наша зависимость от внешнего мира колоссальная. И здесь в деле импортозамещения явно требуются не косметические шаги, а настоящая новая индустриализация с соответствующей стратегической программой. Но есть ли она у нас?

Аналитики сайта «Свободная пресса» пишут по этому поводу:

«Очень нужны дешёвые кредиты для реального сектора – на 10-15 лет под 2-3% годовых. Но их нет и не предвидится. Центробанк задирает учётную ставку. И нет специальных мощных банков, способных кредитовать дёшево и надолго именно производство, а не потребление. Такой системы не было ни в 90-е годы, нет её и сейчас...

Нужно ослабление не только налогов на предприятия, но и рост налогов на личные доходы, то есть та самая прогрессивная шкала обложения. Нужно выходить из ВТО, наращивая пошлины на вывоз из страны сырья, но снижая их на экспорт конечных изделий – тех самых машин, устройств, оборудования. Но вместо этого власть наращивает налоги на производство... Власть не желает менять идиотскую налоговую систему, что убивает реальный сектор!

Надо обуздывать рост тарифов на электричество, тепло, железнодорожные перевозки. Надо не просто замораживать тарифы естественных монополий, а напрочь выводить все инвестиционные затраты в этих монополиях под контроль государства. Они должны идти за счёт бюджета. Так, чтобы все эти газпромы защищали и обосновывали каждую статью. Чтобы они не могли тратить деньги на футболистов и на роскошь для высшего начальства.

Но власть этого не делает!»

Таким образом, пока дальше красивых слов никакого реального импортозамещения в России практически не наблюдается.

Признание профессора Мау

Наверное, ничего не делается прежде всего потому, что это задача правительства России. Однако правительство возглавляет Дмитрий Анатольевич Медведев, рядом с которым сегодня концентрируются либералы всех мастей. Да и сам Медведев не скрывает своих идейных либеральных предпочтений.

Однако именно либералы как раз во многом виноваты в том, что наша экономика стала такой зависимой от внешних условий! Под это дело, в годы президентства Медведева, даже была разработана специальная «Концепция-2020», подготовленная экспертами Высшей школы экономики и ректором Академии народного хозяйства Владимиром Мау.

В своё время этот доклад внимательно изучил известный московский политолог Станислав Белковский, который метко назвал «Концепцию» руководством по окончательной деиндустриализации России, полной ликвидации её промышленного потенциала:

«Профессор Мау говорит следующее: «...товары для бедных слоёв населения производят в бедных странах, а товары для богатых – в богатых странах. Россия не относится ни к первым, ни ко вторым, и потому низшие слои населения покупают товары из Азии, а богатые – из Европы и Северной Америки. Тем самым размывается «конкурентная ниша» России на глобальном рынке товаров».

Это значит следующее. Дорогие (качественные) товары мы производить не можем, потому что у нас нет современных технологий и вообще руки из ж... растут. А дешёвые (некачественные) не можем, так как у нас слишком дорогая рабочая сила и дешеветь она не хочет – по причине непонятных русских амбиций, подогреваемых к тому же рудиментарным высшим образованием. А раз так – большая часть промышленности заведомо не конкурентоспособна и вообще не нужна».

В этой концепции наши либералы, по словам политолога, буквально призывали отказаться от обрабатывающей промышленности. Белковский пишет, что более всего это демонстрировал один из авторов «Концепции», некий экономист Евсей Гурвич.

По подсчётам этого «специалиста», якобы суммарная цена нефтепродуктов, получаемая в России из тонны нефти, ниже, чем экспортная цена сырой нефти. В результате наша нефтепереработка, по мнению Гурвича, приносит нам лишь одни убытки, чуть ли не в размерах 3% ВВП. Какой из этого напрашивается вывод? А вообще ликвидировать отечественную нефтепереработку! Гнать сырую нефть за границу и сэкономить на этом порядка 1,3 триллиона рублей в год.

И ведь так оно и было, вплоть до сегодняшнего дня, пока Россия не столкнулась с западными санкциями и не возникла проблема импортозамещения...

... Так неужели Владимир Путин надеется, что люди, которые годами разрушали собственную промышленность и которые во многом виноваты в нынешнем валютном кризисе, вдруг разом изменятся и начнут думать по-другому, более патриотично?! А премьер Медведев возьмёт и выгонит всех либералов из своего окружения? Сомнительно.

Очевидно, что Путину сегодня нужна не просто программа новой кардинальной индустриализации страны и продуманной политики спасения национальной валюты, но и настоящая кадровая революция, особенно в правительстве, не взирая на лица и личную приближенность к главе государства! Без этих шагов стратегия экономического укрепления России может превратиться в профанацию, а в конечном итоге – в капитуляцию России перед враждебным западным миром...

Олег Валентинов, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика