Вы находитесь здесь: // Мировое хозяйство // Доллар — настоящее проклятие России

Доллар — настоящее проклятие России

dollar-pic4-452x302-30422Вот уже не первый месяц наш российский рубль трясёт словно в лихорадке – он то укрепляется по отношению к доллару и евро, то вдруг резко дешевеет. Большинство экономистов связывают это прежде всего с падением цен на нефть и с западными санкциями, в результате которых на нашем финансовом рынке возник дефицит иностранной валюты и как результат – падение курса рубля.

Всё это верно. Однако...

Сильно смущает очень уж тесная привязка рубля к колебаниям на рынке. Едва нефть только подешевела на самую малость, или какое-нибудь иностранное финансовое издание объявило об очередном, даже не экономическом, а чисто политическом витке недоверия Запада к России, как рубль тут же начинает «паниковать» в сторону своего резкого удешевления.

А ведь слабый рубль – это не только реальное падение уровня жизни населения, о чём мы уже неоднократно писали. Это ещё и признак слабости нашей экономики. Ведь российская экономика носит прежде всего сырьевой характер. И чем дороже это сырьё, тем прочнее наше положение на мировом рынке. Чем дешевле, тем мы слабее.

Кстати, это наше отличии от стран, которые экспортируют товары промышленного производства. У них ситуация ровно наоборот – чем дешевле национальная валюта, тем дешевле производимые товары, тем выше конкурентоспособность, растут объёмы продаваемой продукции и значит, больше прибыль. Поэтому когда, например, в промышленно-развитой Японии вдруг начинает расти курс иены по отношению к доллару или к евро, власти страны делают всё, чтобы сбить этот рост...

Отсюда вывод – сильный рубль, это наш важнейший экономический показатель. И власти должный делать всё, чтобы его удерживать, не смотря ни какие колебания на нефтяном рынке, ни на санкции.

Специалисты говорят, что реальная стоимость рубля, с учётом всех видимых неблагоприятных факторов, не должна быть ниже 45-50 долларов за доллар. Однако мы видим, что рубль «просел» гораздо ниже. И вообще, складывается ощущение, что нашей валютой управляет вовсе не сама Россия, а какие-то силы извне.

Пятая валютная колонна

К сожалению, это действительно так. Оказывается, наша финансовая политика практически не изменилась с 90-ых годов, когда правившие тогда в России либералы сделали всё, чтобы максимально сделать наш рубль зависимым от внешнего фактора. И дело здесь не только в нашей нефтяной зависимости. Вон, Норвегия тоже живёт главным образом за счёт продажи «чёрного золота» и газа, между тем её валюта с началом обвала нефтяных цен подешевела только на 15%...

По словам известного российского экономиста, профессора МГУ Валентина Катасонова главная наша проблема заключается в том, что экономика сильно долларизована, то есть слишком ориентирована на доллар и все сопутствующие факторы.

Так, значительная часть международных (золотовалютных) резервов Российской Федерации приходится на доллары (казначейские бумаги США, банковские депозиты в иностранных банках). Как пишет по этому поводу профессор Катасонов:

«В любой момент они могут быть «заморожены» по указанию из Вашингтона. Прецедентов достаточно – «замораживание» международных резервов Ирана, Ливии, Ирака. Впрочем, даже без экономических санкций факт накопления больших объёмов долларов в международных резервах РФ ослабляет российскую экономику и усиливает позиции США (фактически беспроцентное кредитование американского государства)».

Кстати, огромные закупки американской валюты и ценных бумаг США все последние годы всегда вызывали много вопросов. Как однажды сказал автору этих строк депутат Государственной Думы Евгений Фёдоров, это объясняется прежде всего нашей колониальной зависимостью от Америки:

«Посмотрите на любую российскую денежную купюру – на ней написано: «Билет Банка России». Если вы вспомните советскую денежную купюру, то на ней было написано другое: «Государственный казначейский билет». То есть что получается? Нынешний рубль выпускает вовсе не государство Российская Федерация, а Центральный банк.

А на основе законов о Центральном банке объёмы выпуска нашего рубля привязаны вовсе не к нашим национальным богатствам. Они – внимание! – привязаны к объёму закупленной государством виртуальной иностранной валюты! То есть для того, чтобы россиянин мог пользоваться своими рублями, российская экономика, по сути, платит за это США! Это же самая настоящая дань, оброк победителю.

Ежегодно эта дань насчитывает порядка 200-300 миллиардов долларов, что соответствует полному объёму налогообложения в России, без таможенных платежей».

Впрочем, есть и менее конспирологические объяснения данному фактору. Политолог и экономист Иван Таляронок в своей нашумевшей статье «Крах компрадорской экономики» отмечает:

«Спрашивается, для чего и куда были потрачены сотни миллиардов, заработанных в годы дорогой нефти? Можно было создать русское производство компьютеров, сотовых телефонов, новейших лекарств, можно было освоить передовые технологии подводного бурения и медицинской диагностики – словом, овладеть тем, в чём мы продолжаем критически зависеть от Запада. Но это было фактически запрещено либералами, сидящими в правительстве!

Вместо того чтобы создавать альтернативные ТЭКу точки роста, либералы продолжали загонять экономику в абсолютную зависимость от импортных товаров, купленных на нефтедоллары».

Говоря проще, нефтяные доходы тратились вовсе не на развитие собственного производства, а на поддержку компрадорской буржуазии, жирующей за счёт перепродажи иностранных товаров и услуг в России.

Нагляднее всего это проявилось в разного рода торгово-развлекательных центрах, которые как грибы стали строиться по всей стране, и где продавались главным образом импортные товары. Причём оптовая реализация этих товаров внутри России, включая и аренду торговых площадей, очень часто (хоть и скрытно) была твёрдо привязана к курсу иностранной валюты.

И касалось это не только торговли. Например, все цены на недвижимость в Москве и Санкт-Петербурге всегда были жёстко привязаны к курсу доллара, хотя формально выставлялись в рублях. А столичная недвижимость всегда тянула за собой расценки и в других городах России. И власть на всех уровнях на это безобразие закрывала глаза!

Профессор Катасонов верно замечает:

«Хотя формально многие сделки в долларах между хозяйствующими субъектами РФ сегодня запрещены, однако в «сером» секторе экономики наличный доллар продолжает широко использоваться в качестве средства обращения и средства платежа. «Издержек» такого положения более чем достаточно: потери бюджета в результате уклонения от уплаты налогов, возможности финансирования операций, подрывающих безопасность государства, и т. п.».

К этому ещё следует присовокупить слишком свободное хождение доллара по стране в виде великого множества валютных обменников и открытой торговли валютой между банками России, в виде валютных вкладов для населения и даже валютной ипотеки. Последние факторы вообще выглядят самым настоящим вызовом для нашего законодательства, где чётко указано, что любые коммерческие и иные деловые операции внутри страны должны осуществляться только в рублях!

Помимо потенциальных экономических потерь, указывает Катасонов, тут «ещё присутствуют серьёзные политические риски для нашего государства: граждане, имеющие долларовые счета в зарубежных банках, оказываются в сильной зависимости от Запада. Как показал пример Украины, такие граждане нередко оказываются пятой колонной, действующей по указаниям Запада.

Кроме того, использование доллара в качестве международного платёжного средства грозит дезорганизацией внешней торговли и других внешнеэкономических сделок Российской Федерации в случае, если Вашингтон даст команду своим банкам блокировать долларовые операции российских контрагентов. Тут Вашингтону даже не потребуются коллективные санкции, поскольку все долларовые транзакции обязательно проходят через банковскую систему США».

В этом плане любопытным выглядит следующее заявление депутата Фёдорова:

«В России полностью отсутствует национальный крупный и средний бизнес. Это как когда-то в колониальной Индии. Англичане, владевшие этой страной, прекрасно понимали, что крупный национальный капитал однажды может потребовать национального суверенитета. Вот ему и не давали развиваться.

Сейчас этот отработанный колониальный механизм работает в России, где частному бизнесу фактически запрещено иметь крупные объекты... Вы сегодня не назовёте ни одного крупного бизнесмена России, который был бы российским бизнесменом де-юре. Официальный статус любого из них – «управляющий имуществом иностранной компании в Российской Федерации», хотя у него и может быть российский паспорт.

У Дерипаски, к примеру, весь бизнес зарегистрирован на Гибралтаре, «ЛУКОЙЛ» с «Норильским никелем» являются иностранными фирмами, оформленными на Кипре, даже «Газпром» на 40 процентов – иностранная компания... Все компании в России, крупные и средние, просто не имеют права на существование без регистрации как иностранная собственность! Мало того, они вообще не подсудны нашему законодательству, так как все свои спорные вопросы они просто обязаны решать в различных международных судах. Например, в Лондоне.

Это правило через наше законодательство на правах победителя в холодной войне было установлено американцами ещё в 90-е годы. А именно – заместителем министра обороны США Полом Вулфовицем, который тогда привёз в Россию 150 миллионов долларов США. На эти деньги – через российскую агентуру влияния в органах власти – и было разработано отечественное экономическое законодательство, включая сюда и закон о Центральном банке, и те нормы, которые вытесняют крупный бизнес из России...».

Опыт, сын ошибок трудных

В общем, долларизация российской экономики и её пугающая зависимость от Запада приняли для нашей страны очень опасный характер. На таком фоне резкое и вроде как нелогичное ослабление рубля выглядит вполне закономерным – у наших внешних врагов оказалось слишком много рычагов давления на наш рубль, чем они немедленно воспользовались.

Как же избавиться от этой долларизации? Наверное, однозначного ответа здесь нет. Ряд экономистов считают, что следует немедленно воспользоваться полезным опытом других стран и эпох, чтобы творчески применить их к нынешней России.

Таковым, например, может стать опыт Советского Союза 20-ых годов, когда сворачивалась НЭП. Тогда валютные операции свободно осуществляли не только советские граждане, но также фирмы и банки. Однако уже в 1926 году торговля валютой на фондовых товарных биржах была запрещена, в 1928 году червонец стал полностью неконвертируемым. Рубль стал полным монополистом на внутреннем рынке.

К этому опыту, конечно же, можно относится по разному, но именно благодаря этой монополизации национальной валюты нашу страну практически не затронули невзгоды Великой Депрессии, которая едва не уничтожила всю остальную мировую экономику...

А возьмите современный Китай. Здесь валютный контроль очень жёсткий. Внутри страны абсолютно все операции проходят только в юанях – за нарушение следует суровое наказание, вплоть до смертной казни. Граждане (т.е. физические лица) могут приобрести иностранную валюту, но только при выезде за рубеж. При этом продажа валюты в одни руки законодательно ограничена.

Что же касается компаний, осуществляющих экспортно-импортные операции, то они имеют право открыть валютный счёт в банке. Но при этом каждое получение средств из-за рубежа или перечисление валюты за пределы Китая должно иметь законное обоснование (контракт или инвойс).

При получении валюты потребуется заполнить заявление, в котором указывается назначение данных валютных средств (оплата за товар, за услуги и др.). А при переводе валютного перевода из-за рубежа предприятием, не имеющим валютного счета, банк автоматически переведет валютные средства в юани, строго по текущему официальному курсу (выделено мною – авт. ).

Однако далеко не все банки смогут это осуществить. В частности, большинство частных банков, получив валютный перевод на фирму, у которой нет валютного счёта, в большинстве случае отошлёт его обратно, в то время как государственный Банк Китая (аналогичный Центральному Банку РФ) сможет зачислить средства. Поэтому лучше всего проводить платежи именно через государственный Банк Китая, поскольку этот банк является самым опытным в осуществлении операций, связанных с международным бизнесом.

Тем самым, государство очень эффективно осуществляет контроль над любыми внешними валютными движениями!

Особо следует отметить систему контроля за курсом юаня. В отличии от нашей страны никаких вольных торгов здесь не проводится. А главным органом валютного контроля Китая является не валютная биржа, и даже не Банк Китая, а Государственное управление валютного контроля и его отделения на местах. Как оно решит, таков и будет курс юаня по отношению к доллару или евро. И ведь это нисколько не мешает невиданному экономическому развитию страны – зато национальная валюта надёжно оберегается от любых внешних манипуляций.

Кстати, именно торги на Московской межбанковской валютной бирже и являются нашим слабым местом, где Запад через своих агентов ведёт успешные атаки на нашу валюту. В конце прошлого года я уже цитировал мнение главы Службы внешней разведки России (СВР) Михаила Фрадкова, который тогда заявил, что «зарубежные инвестиционные фонды принимают участие в спекулятивной атаке на российский рубль, из-за которой его курс обвалился более чем на 50% с начала года». По словам Фрадкова, речь идёт о западных финансовых институтах и фондах, которые действуют на российском рынке через своих агентов и финансовых посредников...

Увы, пока не видно, чтобы ситуация здесь изменилась в лучшую сторону. Мало того, премьер Дмитрий Медведев недавно заявил, что не собирается вводить хоть какой-то контроль на нашем валютном рынке – мол, это не согласуется с «рыночными отношениями».

Таким образом, пагубная долларизация нашей экономики практически остаётся без изменений. А это значит, что рубль ждут новые потрясения, которые могут закончится для страны весьма плачевно.

Олег Валентинов, специально для «Посольского приказа»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика