Киев ставит условия
Высокопоставленный источник в ООН в интервью агентству «РИА Новости» 13 января назвал три сценария развития кризиса на Украине. По мнению чиновника, ситуация может развиваться, как замороженный конфликт с периодическими вспышками. Второй сценарий состоит в эскалации боевых действий, которой способствует ухудшающаяся экономическая ситуация, рост числа беженцев и отсутствие прогресса на пути к евроатлантической интеграции Украины.
Наконец, самый позитивный вариант, по мнению представителя ООН, заключается в установлении прочного мира на основании соблюдения минских соглашений. Но реализация этого сценария напрямую зависит от позиции внешних игроков. По словам чиновника, «нужно рассмотреть возможность компромисса между сотрудничеством Украины с международными партнерами и беспокойством, которое высказала Россия относительно возможного присоединения Украины к НАТО, а также статуса русскоязычного населения Украины». Взаимные санкции, которыми обмениваются Россия и Запад, могут привести как к ухудшению отношений, так и заставить заняться поисками компромисса.
Интересно, что на выход из конфликта источник в ООН отводит год. Если за это время не удастся найти решение, «окно возможностей» может закрыться и кризис растянется на долгие годы, а дальнейшие перспективы будут не ясны. «С каждым новым преступлением, с каждым нарушением прав человека и каждой смертью, разногласия обостряются», — констатировал чиновник.
Сценарий, в котором Донецкая и Луганская народные республики становятся или хотя бы признаются самостоятельными субъектами, чиновником из Организации Объединенных Наций даже не рассматривался ни в позитивных, ни в негативных прогнозах. Естественно, о каком-то признании ДНР и ЛНР не помышляют и в Киеве. Хотя на днях президент Украины Петр Порошенко снова вернулся к идее «особого статуса» Донбасса. В интервью французскому телеканалу France24 Порошенко заявил, что готов предложить республикам «специальный статус свободной экономической зоны со специальным режимом отношений с Россией и Евросоюзом». Для этого региону следует провести выборы в соответствии с украинскими законами. Украинский президент также добавил, что в случае соблюдения минских соглашений конфликт можно «решить за две недели». Правда, не оговорился, что украинская сторона сама активно нарушает условия перемирия и не соблюдает минский протокол.
Насколько вероятны сценарии развития событий, предложенные чиновником из ООН, и действительно ли для решения конфликта есть только год?
— Предположение, что если в течение года конфликт не решится, он не решится никогда, не имеет под собой никаких оснований, — считает украинский политический эксперт Виктор Пироженко. — Сейчас все может поменяться через день-два, и давать прогнозы на год несерьезно и ненаучно. Хотя в принципе говорить о сценариях развития событий, конечно, можно и нужно, но только путем экстраполяции текущих тенденций, которые могут меняться очень быстро. Пока что все факторы указывают только на один сценарий — консервацию конфликта.
«СП»: — Почему?
— Первое и важнейшее – это систематическое вмешательство США во внутри- и внешнеполитические решения Украины, которое изначально несло и несет деструктивный характер. Американцы принципиально не заинтересованы в урегулировании конфликта в Донбассе. Укрепление украинской государственности исключит их влияние на принятие решений в Киеве и на его отношения с Евросоюзом. Мы видим, что «минский формат» урегулирования пробуксовывает. «Нормандский формат», к которому пытаются вернуться Россия, Германия и Франция, тоже безрезультатен.
Очевидно, что еще недавно на подходе была выработка совместной позиции России и ЕС по урегулированию кризиса. В конце прошлого и начале нового года развернулась дипломатическая активность разных политиков, от Франсуа Олланда до Нурсултана Назарбаева. Но именно в тот момент, когда, казалось, близко общее решение, началась полномасштабная операция ВСУ по захвату Луганска через Станицу Луганская, которая была сорвана. Возвратились систематические обстрелы жилых кварталов Донецка. Я против конспирологических версий, но и теракты во Франции с гибелью следователя, который ими занимался, именно в этот момент тоже выглядят странно. Хотя, конечно, преждевременно увязывать эти события.
Американское вмешательство не дает урегулировать конфликт в Донбассе мирным путем к обоюдной выгоде России, Украины, Евросоюза и народных республик. Я не вижу предпосылок ослабления влияния Вашингтона на Киев, более того, есть признаки усиления роли США в принятии внешнеполитических решений, в том числе и об активизации боевых действий в Донбассе, чтобы фактически срывать минский процесс. Ведь наступление на Луганск, о котором я говорил, произошло прямо во время видеоконференции с лидерами народных республик. Идет откровенный срыв переговоров.
«СП»: — Какой, в таком случае, наиболее вероятный сценарий развития событий?
— Из всех вариантов я пока придерживаюсь пессимистического. Это продолжение конфликта в вялотекущем вооруженном формате с поддержанием линии фронта, на которой периодически возникают стычки, начинаются обстрелы жилых кварталов. Режим прекращения огня будет постоянно срываться, причем ровно в тот момент, когда дипломаты начнут выруливать на какое-то общее мирное решение. Пока что других сценариев нет. Но, подчеркиваю, уже в ближайшем будущем все может радикально поменяться.
«СП»: — Какие факторы могут привести к изменениям?
– Прежде всего, это очередной государственный переворот в Киеве. Но он может произойти только в пользу противников мирного урегулирования. Сейчас на подходе в Киеве страшные силы, простите за грубость, неонацистские отморозки на коротком поводке у Вашингтона. Теоретически среди них есть и силы, которые занимают не только антироссийскую, но и антиамериканскую позицию, но пока существует Россия – она для них враг номер один. В случае такого переворота ситуация для сторонников мирного урегулирования и федерализации Украины изменится в худшую сторону. Факторов, которые могли бы способствовать более оптимистичному для нас сценарию я, к сожалению, пока не вижу.
«СП»: — Порошенко предложил обеспечить Донбассу статус «особой экономической зоны», которая может иметь особые отношения с Россией и ЕС. Может ли такой вариант способствовать решению конфликта или он уже не приемлем для сторон?
— Это нормальный предмет для переговоров. Можно обсуждать, в каком формате эти республики будут развивать свои отношения с Россией, как они будут сосуществовать с Украиной. Но Порошенко слишком слаб внутриполитически, чтобы продвигать какой-либо формат урегулирования. Да и никаких иллюзий в его отношении питать нельзя. Это антироссийски настроенный человек, который пришел к власти на гребне государственного переворота. Он более гибок по сравнению с Яценюком и условной партией войны, но есть определенные рамки, за которые он не перейдет.
Ему было бы выгодно достичь мирного урегулирования и добиться хотя бы формального единства страны. Понятно, что настоящее единство уже невозможно, но формально республики Донбасса могли бы выйти на договоренности о распределении полномочий с Киевом и остаться в составе страны. Все это могло бы иметь место, если бы не абсолютно наглое, деструктивное вмешательство США.
«СП»: — Думаете, представители ДНР и ЛНР согласятся остаться в составе Украины?
— Среди ополченцев есть разные настроения, как более радикальные, так и умеренные. Но если рассматривать реалистичные сценарии, полная независимость от Киева здесь и сейчас была бы неподъемной ношей, прежде всего, экономической, для государств ЛНР и ДНР. Самоопределение и суверенитет народных республик не противоречат формам их существования в рамках «единой Украины». Прежде всего Киев должен признать их субъектность, а уж распоряжаться своим суверенитетом они могут, как сочтут нужным. Могут выйти из состава Украины и объявить о своей независимости, а могут подписать с Киевом договор о сосуществовании на федеративных началах. Только на этих основаниях можно добиться урегулирования, в чем и состоит российская позиция. И если бы в Киеве были настроены конструктивно, они бы признали, что никакой унитарной Украины нет и быть не может. ДНР и ЛНР могли бы стать первыми субъектами федеративной Украины, а что делать дальше решать уже народу и руководству республик.
Профессор РГГУ Сергей Черняховский считает, что при условии сохранения нынешней власти в Киеве, позитивные сценарии по урегулированию конфликта невозможны в принципе.
— Слова чиновника из ООН — это скорей не сценарий, а прогноз: будет плохо, очень плохо или хорошо, но непонятно как. На самом деле ситуация может сложиться, как угодно. Все зависит от того, каков будет реальный баланс сил и устойчивость позиций сторон. Сейчас эти моменты меняются.
Для России, я считаю, принципиально важно не поддаваться тому давлению, которое на нее оказывают. Ведь центральный вопрос споров на международном уровне – это не судьба территорий или народов. А то, заставит ли «конклав сильных» Россию подчиняться своим правилам или признает ее суверенность.
Если говорить о ситуации на Украине, решить проблему может только свержение фашистской диктатуры в Киеве. Какие бы ни были сейчас приняты решения по республикам, расположенным на исторических территориях Войска Донского, киевский режим все равно будет сохраняться. Причина нынешнего противостояния ведь не в том, что Донецку вдруг не понравился Киев, а в том, что в результате антиконституционного переворота на Украине установился фашистский режим, который и дальше будет порождать эти конфликты в том или ином формате.
Политическая суть этого режима – не «западенский» национализм, а специфический центральноукраинский мини-империализм. И он еще войдет в конфликт и с западными, и с другими регионами Украины. Как бы не решился конфликт с Донбассом, потом столкнутся интересы территории исторической Новороссии, которую сейчас контролирует Коломойский, и Малороссии, находящейся под контролем Порошенко и Яценюка. Особенность режима еще и в том, что это не жесткая персонифицированная диктатура. Это децентрализованный фашистский режим периферийного типа, в котором есть несколько центров влияния, и они либо друг друга подавят, либо сойдутся вместе во внешней агрессии.
«СП»: — Вы согласны с тем, что решить конфликт нужно в течение года, в противном случае он надолго перейдет в замороженную стадию?
— Думаю, год – это некое интуитивное предположение в рамках, в общем-то, верного построения, что чем больше будет смертей, тем сложнее о чем-то договариваться. Но еще раз повторю, любые попытки прогнозировать развитие ситуации с точки зрения конфликта части и целого, вольно или невольно, пытаются затенить суть вопроса. Источник конфликта — не отношения между Киевом и Донецком, а фашистская диктатура в Киеве. Вот этот вопрос надо решать, но его никто до конца даже не ставит. Напротив, этот режим официально признан, Запад его поддерживает. Та же Меркель превратилась в неонацисткую овчарку, и ряд сил на Западе не только использует то, что происходит на Украине, но и, по сути, этому присягает.
Если бы этот эксперт ООН сказал, что киевский режим необходимо сменить в течение 2015 года, это было бы пусть и утопично, но хотя бы по сути дела. Нельзя решить вопрос в Донбассе, не решив его в Киеве.
«Свободная пресса»