Турецкий гамбит «Газпрома»
Владение украинской газотранспортной системой, с учетом ее состояния, принесло бы нам скорее массу неприятностей, чем выгоду
«Мечты сбываются» — этот имиджевый слоган российского газового монополиста отныне звучит для Европы сущим издевательством.
Глава правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер по итогам встречи с заместителем председателя Еврокомиссии по энергосоюзу Марошем Шефчовичем сделал два одинаково фатальных для Брюсселя заявления.
Во-первых, тема «Южного потока» окончательно закрыта. Во всяком случае, в имеющихся обстоятельствах.
Во-вторых и в главных, транзит газа через Украину будет прекращен.
Впрочем, ни первое и ни второе нельзя рассматривать как принципиальней отказ Москвы продавать газ в Европу. Российская сторона, подчеркнул глава «Газпрома» всего лишь адаптируется к новым правилам игры, которые Запад назначил, не особо интересуясь мнением столь важного контрагента.
Речь о создании в ближайшие годы единого Энергетического союза, который станет покупателем природного газа для всей Европы на мировом рынке. А такой расклад делает существование старой схемы не вполне уместной.
Теперь Европе дана полная свобода выбора: хотите покупать у России газ — самостоятельно стройте свою ветку в Турцию, куда теперь голубое топливо будет поставляться. Честно и ненавязчиво.
«Газопровод «Турецкий поток» является единственным маршрутом, по которому могут поставляться 63 миллиарда кубометров российского газа, идущие сейчас пока транзитом через Украину. Других вариантов нет. Наши европейские партнеры об этом проинформированы и теперь их задачей является создание необходимой газотранспортной инфраструктуры», — приводят СМИ слова г-на Миллера.
Европе озвученное новшество еще предстоит осмыслить. Хотя решение, конечно, предсказуемо: газ из России — это то, что Брюссель готов положить на алтарь всех принципов. Но как быть с Украиной? Если тему «реверсных поставок» можно было идеологически мотивировать как некое «восстановление справедливости», то теперь — извольте — игры в милосердие кончились, началась нормальная экономика и ничего личного.
Готова ли Украина? Что за вопросы к «европейской державе»?
Шокировавшее Запад решение «Газпрома» о прекращении транзита газа через Украину в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал известный публицист, автор бестселлера «Почему Россия не Америка» Андрей Паршев:
— Это было действительно трудное решение, но, видимо, действительно единственно верное для того, чтобы наконец положить конец этой ситуации постоянного шантажа нас со стороны Запада, в которой мы пребываем уже не первый десяток лет.
Ведь, если разобраться, мы вынуждены были поставлять газ Украине фактически бесплатно, если сплюсовать все платежи со всеми долгами. Так что я даже затрудняюсь сказать какой составляющей в этом решении на самом деле больше — политической или экономической.
Теперь же, благодаря достигнутым договоренностям с Турцией, которая нас действительно выручила, у нас оказались развязаны руки — в том числе и для выстраивания нормальных деловых отношений с Украиной.
И отказ от использования украинской газотранспортной системы для транзита в Европу можно в том числе рассматривать и как уверенный показатель того, что планы нашего руководства по украинскому направлению, очевидно, не ограничиваются ближайшими днями или неделями и рассчитаны на некую долгосрочную перспективу.
— Но тем самым мы по сути «ставим крест» на перспективе в дальнейшем владеть украинской газотранспортной системой. А ведь планы такие были.
— Действительно такие планы одно время у нас были, равно как, кстати, были и соответствующие планы, касающиеся уже Западной Европы. Мы имели виды на некоторые объекты газовой инфраструктуры на тамошних территориях.
Но, очевидно, наши руководители наконец-то приняли и без того давно понятную истину, что мы сейчас просто не можем себе позволить владеть такими ресурсами на чужой территории.
Желание ими владеть — это все же в определенной степени «отрыжка» империалистической политики, это нам сейчас, откровенно говоря, не по зубам.
Ну нет у нас такого опыта, как, скажем, у Англии, которая в XIX веке на протяжение определенного периода владела таможенными службами Китая. Да, мы когда-то, например, тоже управляли Китайской восточной железной дорогой, правда, на правах аренды, но те времена уже ушли.
Сегодня же владение украинской газотранспортной системой, особенно с учетом ее состояния, принесло бы нам скорее массу неприятностей, чем выгоду.
КМ РУ