«Суицидальных наклонностей не проявлял»
Бывший зять президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, экс-дипломат Рахат Алиев покончил жизнь самоубийством в австрийской тюрьме, сообщило во вторник агентство Reuters со ссылкой на представителя суда. Точнее, самоубийство рассматривается в качестве одной из основных версий смерти 52-летнего бывшего видного представителя казахстанской элиты.
Пресс-служба МИД Казахстана сообщила: министерство юстиции Австрии официально устно подтвердило факт суицида бывшего зятя президента.
Алиев был арестован в июне 2014 года в Вене. Сообщалось, что экс-дипломат сдался добровольно и намерен сотрудничать с правоохранительными органами. В декабре прошлого года прокуратура Вены предъявила Алиеву обвинения в убийстве.
Заключенный «зеленой» категории
Ранее во вторник австрийское информационное агентство АПА со ссылкой на представителя следственного изолятора сообщило, что «Алиев был обнаружен в 07.20 утра по местному времени (09.20 мск) повешенным в ванной комнате своей камеры». Отметим, что администрация исправительного учреждения, где содержался Алиев, подчеркивает: заключенный «не вызывал подозрений и не проявлял склонности к суициду».
Адвокат Алиева Клаус Айнедтер также высказал сомнения относительно того, что причиной смерти его подзащитного может быть самоубийство. «Не хочу никого обвинять, но у меня есть большие сомнения относительно этого. Я вчера навещал его, никакой речи о рисках самоубийства и быть не может», – заявил он агентству АПА.
«Он не считался одним из тех, в отношении которых есть риск самоубийства», – подтвердил начальник тюрьмы Петер Прехтль. Он относился к «зеленой» категории заключенных, что означает, что его вполне можно было оставлять в камере в одиночестве. Его камера регулярно проверялась, но в туалете и в душе за ним не следили, передает РИА «Новости».
Версия о самоубийстве выглядит тем более шаткой, если учесть один факт: Алиев неоднократно сообщал об угрозах в свой адрес. Несколько недель назад бывший дипломат был переведен из камеры, где содержались трое заключенных, в одиночную камеру в центральной городской тюрьме в венском районе Йозефштадт – именно из-за угроз в отношении него. Об этом во вторник сообщил сайт венской газеты Kurier.
Австрийский информационный портал www.heut.at в свою очередь утверждает: Алиев сам предупреждал, что его хотят убить, и сделать это хотят именно в душевой, выдав это за самоубийство. Издание Kurier сообщает о важном обстоятельстве: Рахат Алиев был обнаружен повешенным в день, когда должен был состояться суд над подозреваемыми в шантаже Алиева, которые угрожали убить его так, чтобы правоохранители заподозрили самоубийство.
Зять «султана»
Рахат Алиев был женат на старшей дочери президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Дариге. После 1996 года медик по образованию и бизнесмен по основному роду деятельности (фармацевтический бизнес был подспорьем в работе во внешнеэкономическом департаменте минздрава) Алиев начал успешную карьеру в силовых и «околосиловых» структурах.
За год он дослужился до уровня главы департамента налоговой полиции минфина, в 2000–2001 гг. занимал пост первого зампредседателя Комитета национальной безопасности Казахстана, в 2001–2002 гг. был заместителем начальника службы охраны президента. Получил степени доктора медицинских и экономических наук, имел звание генерал-майора, возглавлял Футбольный союз Казахстана, а с 2002 года – национальный олимпийский комитет страны.
В 2000–2005 годах – на дипломатической работе в ранге посла в Австрии, что, возможно, следовало считать понижением, если бы в 2005 году его не вернули на родину, после чего Алиев получил пост первого замглавы МИДа и спецпредставителя Казахстана по вопросам сотрудничества с ОБСЕ. В сентябре 2006 года зять президента отличился, заявив, что, поскольку казахское общество построено на родовой системе, стране стоит отказаться от республиканской формы правления и учредить конституционную монархию во главе с султаном.
9 февраля 2007 года Алиев вновь был назначен послом Казахстана в Австрии и представителем страны при международных организациях в Вене. Сам дипломат связал свое назначение с намерением Казахстана возглавить ОБСЕ. Но уже тогда наблюдатели связывали очередное понижение со скандалом, с которого и началась настоящая опала Алиева. Речь идет о деле «Нурбанка».
Дело об изчезнувших банкирах
В январе 2007 года были уволены председатель правления одного из крупнейших банков страны Абилмажен Гилимов и его зам Жолдас Тимралиев. Жена Тимралиева сообщила в полицию об исчезновении мужа после того, как тот не вернулся домой с заседания с участием мажоритарного акционера – Алиева. В тот же день отряд СОБР прибыл в правление «Нурбанка», но служба безопасности не пустила силовиков в здание.
Несколько недель спустя супруга Тимралиева выступила с новыми разоблачениями: она заявила, что ее мужа и его шефа Гилимова похитили и избивали, требуя передать контрольный пакет акций «Нурбанка» Рахату Алиеву. В противном случае похищенных грозились убить, уверяла жена пропавшего банкира. 12 марта 2007 года Тимралиев был объявлен в розыск после того, как в отношении него были возбуждены уголовные дела по статьям «мошенничество» и «выдача заведомо безвозвратных кредитов».
18 мая того же года Алиев обвинил главу администрации Алма-Аты Имангали Тасмагамбетова и главу МВД дел Бауржана Мухамеджанова в преступных связях с обвиняемыми по делу «Нурбанка», кроме того, он объявил вознаграждение в 10 миллионов тенге за любую информацию, которая позволит обнаружить Тимралиева. Как отмечали наблюдатели, в деле «Нурбанка» столкнулись интересы двух групп: окружения Алиева и поддерживающих его силовиков из прокуратуры и финансовой полиции – и группы, в которую входил мэр Тасмагамбетов и высокопоставленные сотрудники МВД и, возможно, КНБ.
Если исходить из этой версии, то вторая группа победила – после чего события начинают разворачиваться с поразительной быстротой. 23 мая 2007 года против Алиева было возбуждено уголовное дело по подозрению в похищении банкира Тимралиева. Через три дня Назарбаев отправляет Алиева – тогда еще своего зятя – в отставку и лишает его статуса представителя страны при ОБСЕ. Еще через три дня дипломата объявляют в международный розыск. Алиев объявляет о переходе в оппозицию и о политических преследованиях, которые он объясняет своим намерением баллотироваться в президенты в 2012 году. Австрийские власти лишают Алиева дипломатического иммунитета. 15 января 2008 года один из райсудов Алма-Аты приговаривает бывшего второго человека в государстве к 20 годам тюремного заключения заочно. За некоторое время до приговора стало известно о том, что супруга Алиева Дарига Назарбаева подала на развод.
Суд Вены в июне 2011 года отказался экстрадировать Алиева в Казахстан.
В январе 2014 года прокуратура Казахстана подала ходатайство о возбуждении уголовного дела в отношении Алиева и экс-главы комитета нацбезопасности Альнура Мусаева с целью проверки их причастности к организации убийства оппозиционера Алтынбека Сарсенбаева, его водителя и охранника. В июне 2014 года Алиев был арестован в Вене. Сообщалось, что экс-дипломат сдался добровольно и намерен сотрудничать с правоохранительными органами. В декабре прошлого года прокуратура Вены предъявила Алиеву обвинения в убийстве.
«Вокруг него никогда не складывалась команда»
«В Казахстане надеялись, что Рахата Алиева вернут из Австрии, чтобы он отбывал срок в качестве уголовного преступника», – заявил газете ВЗГЛЯД директор Института международного и регионального сотрудничества Казахстанско-немецкого университета Булат Султанов. Он отмечает, что помимо смерти двух сотрудников банка Алиеву «приписывают ряд должностных преступлений, совершенных в период, когда он являлся заместителем председателя КНБ Казахстана».
При этом, с точки зрения Султанова, смерть Алиева «никаких политических или иных последствий за собой не несет». «Казахстанская оппозиция в свое время открестилась от Алиева и подвергла его анафеме», – полагает собеседник. «Рахат Алиев – человек прошлого, никакого реального влияния на политическую жизнь Казахстана он не имел, и при жизни, и после смерти он рассматривался гражданами Казахстана как персонаж негативного плана», – считает Султанов.
«Рахат Алиев – благодаря собственным усилиям, а также работе казахстанских СМИ – имеет абсолютно негативную репутацию, – подтвердил в комментарии газете ВЗГЛЯД заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. – Вокруг него никогда не складывалась команда. Все понимали, что партнерство с такой фигурой не принесет ничего хорошего».
«Алиев – это тот человек, который клал людей лицом в пол, захватывая их бизнес, когда был на высоких должностях. Он был главным «плохишом» Казахстана. Все остальные казахстанские чиновники на его фоне смотрелись ангелами без крыльев», – добавил Грозин.
Оппозиционные ресурсы также, в общем-то, равнодушно отнеслись к новости о самоубийстве Алиева, констатирует Грозин. Оппозиция, по крайней мере пока, не выдвигает версию о причастности казахстанских властей к произошедшему.
«Он ведь все уже сказал в своих многочисленных интервью, – констатирует Грозин. – Он издал две книги: «Крестный тесть» и книгу про европейских политиков, которых якобы купил Назарбаев». «Также Алиев слил все западным спецслужбам. Это вариант Березовского – отработанный материал», – уверен собеседник.
Тень преемника
Как бы то ни было, новость о смерти Алиева пришлась на тот момент, когда Казахстан подходит к опасной развилке в очень непростое для себя и для России время.
На минувшей неделе парламент Казахстана окончательно утвердил перенос президентских выборов на более ранний срок. Это дало повод для слухов о том, что 74-летний президент Нурсултан Назарбаев собирается уйти на покой, и досрочные выборы ему нужны для того, чтобы спокойно поставить преемника.
Старшая дочь Нурсултана Назарбаева Дарига, бывшая супруга Рахата Алиева, до самого последнего времени на полном серьезе претендовала на роль политического лидера и преемника отца на посту главы государства. После появления уголовного дела на ее мужа и последовавшего за этим бегства президентского зятя в Австрию казалось, что политическая карьера Дариги закончилась. После того как стали поступать сообщения о ее разводе с Алиевым, Дарига на некоторое время вернулась в политическую жизнь. Год назад она заняла пост вице-спикера парламента, где отметилась рядом странных высказываний на социальные и семейные темы, которые особенно подозрительно выглядели именно на фоне ее собственной личной жизни. Сейчас президентская дочь занята в основном самопиаром довольно странного характера (в принципе, странно выглядят вообще все ее поступки после бегства мужа).
Еще одну группировку принято ориентировать на Тимура Кулибаева – еще одного зятя Назарбаева и одного из самых богатых людей в стране. Слухи упорно связывают его с попытками дворцовых переворотов, которые мерещатся иностранным наблюдателям чуть ли не каждый год.
Как отмечала газета ВЗГЛЯД, тиражирование слухов о возможном уходе Назарбаева с поста главы государства, конечно, свидетельствует об обострении «дворцовой борьбы», что сейчас выглядит логичнее, чем прежние ежегодные вбросы.
Взгляд ру