Битва за Крым шла не один год
Меня несколько разочаровали откровения президента Владимира Путина, сказанные им в документальном фильме «Крым. Возвращение на Родину». Да, он много чего рассказал интересного по поводу непосредственных событий февраля—марта 2014 года.
Но когда он произнёс фразу: «Мы никогда не думали об отторжении Крыма от Украины. Никогда!», то я ему не поверил...
По словам Путина выходило, что вопрос о Крыме возник лишь только после событий на киевском майдане, после того как возникла угроза жизни здешним русскоязычным гражданам. Однако я очень сомневаюсь в этих путинских утверждениях. И вот почему.
Наша власть, утвердившаяся после распада Советского Союза, мало когда серьёзно заботилась проблемами русских, оставшихся жить на территории бывших советских республик — в Прибалтике, в Средней Азии, на Кавказе и т.д. Примеров циничного равнодушия Кремля к данному вопросу могу привести сотни, если не тысячи.
Увы, Украина с Крымом не стали счастливым исключением. Достаточно вспомнить дебаты, которые развернулись в стенах Государственной Думы в середине 90-ых годов, когда правительство вынесло на ратификацию договор о дружбе с Украиной, согласно которому Крым с Севастополем признавались составной частью украинского государства. Группа депутатов во главе с Сергеем Бабуриным, ссылаясь и на ущемления прав русских, и на спорность вопроса территориальной целостности Украины вообще, пыталась заблокировать ратификацию. Однако ельцинский Кремль в 1997 году «продавил» этот договор...
Пришедший к власти в 2000 году Владимир Путин также одно время не проявлял особого интереса к «защите прав русских в Крыму». Но с некоторых пор ситуация кардинально изменилась.
Жаркое лето 2006 года
По всей видимости, однажды в руки российской военной разведки попали секретные планы Запада по превращению Крыма в усиленную базу НАТО — ведь кто владеет Крымом, тот может контролировать практически весь черноморский бассейн.
Эти планы в начале 2000-ых были озвучены бывшим командующим Черноморским флотом адмиралом Эдуардом Балтиным. Он предъявил миру секретные западные документы, согласно которым Чёрное море планировалось превратить во внутреннее натовское «озеро» со всеми вытекающими отсюда последствиями – созданием новых американских военных баз, вытеснением России из черноморского бассейна и т.д. Словом, намечалось преобразование Крыма в мощный натовский авианосец!
В качестве ударной силы для захвата полуострова США намеревались задействовать в Крыму вооружённые силы Турции, которые, в свою очередь, должны были действовать через свою агентуру в среде крымских татар. Например, спровоцировать в регионе кровавые межнациональные столкновения, которые стали бы поводом для ввода турецких войск — «с целью защиты мирного крымско-татарского населения».
В этом плане большие надежды американцы возлагали на президента Украины Виктора Ющенко, пришедшего к власти при поддержке Запада во время «оранжевой революции» 2004 года. Ющенко был готов не только поддержать, но и организовать любую антироссийскую провокацию на крымской земле.
И ведь эти вещи находили своё подтверждение. Так, украинский политолог Дмитрий Белоцерковский рассказывал мне в 2005 году :
«Действительно, Крыму ходили упорные слухи о том, что американцы в сопровождении киевских чиновников уже встречались с представителями крымских татар и пообещали принять их на работу по обслуживанию натовской базы в Старом Крыму, вплоть до участия в охранных мероприятиях. А за лояльность татарам вроде бы было обещано содействие в провозглашении самостоятельного крымско-татарского государства?!»
Между тем, Москву всё более и более беспокоила ситуация со своим Черноморским флотом. Ведь корабли флота, фактически блокированные украинскими властями в Севастопольской бухте, лишились всей своей наземной инфраструктуры, что не позволяло производить нормальные работы по техническому содержанию эскадры. Дело дошло до того, что из восьми имеющихся субмарин у флота на ходу оставалась всего лишь... одна подводная лодка.
Строительство новой морской базы в Новороссийске проблемы не решало. Эта база могла полноценно заработать как минимум лет через 10-15, не ранее, а время работало явно не в нашу пользу — на фоне черноморских планов НАТО России требовалось срочное усиление своего военного присутствия на крымской земле.
Ещё в начале 2000-ых была разработана целевая федеральная программа об усилении Черноморского флота, предусматривающая не только обновление существующих судов, но и введение в строй новых кораблей (с 50 до 80 единиц). Однако было ясно, что без насыщенной и удобной инфраструктуры Севастополя и его технических мощностей программа обречена на провал.
Вот почему Москва была вынуждена пойти на весьма радикальные шаги...
В 2006 году случились массовые народные волнения, связанные с украино-натовскими военными учениями «Си-бриз-2006». Тем летом в порт Феодосии прибыл натовский транспортный корабль «Advantage», выгрузивший со своего борта большие контейнеры армейского образца, плюс две команды американских морских пехотинцев. Россия и жители Крыма потребовали от Киева разъяснений.
Несколько дней официальный Киев растерянно молчал. Затем выступил министр обороны республики Анатолий Гриценко, чьи доводы выглядели очень неубедительно.
Вспоминает Дмитрий Белоцерковский:
«Очень тревожило откровенное враньё нашего министра обороны Гриценко. Сначала он всех заверял в том, что американский морской транспортник доставил лишь строительное оборудование, предназначенное для сооружения военного городка на советском ещё полигоне в Старом Крыму. Мол, там потом разместится украинский гарнизон. Однако когда крымчане стали проверять прибывшие грузы, Гриценко признался, что помимо стройматериалов доставлено ещё и большое количество самого разнообразного оружия — пулемёты, пистолеты, снайперские винтовки, патроны, взрывчатка и так далее. Где-то на 200 — 300 бойцов. Но самое интересное – корабль доставил ещё и разобранные станции радиолокационного слежения (РЛС). У нас в республике нет специалистов для работы на этих станциях западного образца – об этом мне прямо говорили знакомые военные. Значит, речь шла о создании базы НАТО, где будут работать иностранные специалисты, и наверняка работать против российского военно-морского флота и авиации. А стрелковое оружие, видимо, было предназначено для охраны базы, которая в виде морских пехотинцев США уже прибыла в Крым».
Тут ещё масла в огонь подлили и сами украинские власти, никогда не отличавшиеся большим умом. Тогдашний министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк брякнул официально, что, невзирая на протесты крымчан, уже до конца 2006 года Украина вступит в НАТО. И вообще, совместные украинско-натовские учения направлены именно на то, чтобы приблизить момент вступления Украины в Северо-Атлантический блок...
Это стало самым настоящим сигналом к массовым народным выступлениям. Против НАТО дружно выступили «Партия Регионов», коммунисты, «Прогрессивная социалистическая партия» Наталии Витренко, молодёжное движение «Прорыв», различные русские и казачьи общины. А дирижировал всем протестным процессом директор Института СНГ Константин Затулин, который уже не раз выполнял весьма деликатные поручения Кремля в Абхазии, в Южной Осетии и Приднестровье – был посредником в тайных контактах с тамошними мятежными руководителями (надо сказать, весьма успешно справлялся со своими обязанностями).
Затулин тогда прямо заявил прессе:
«Все предыдущие манёвры „Си-бриз“ проходили в море. Во всяком случае, как сейчас, военнослужащие НАТО не участвовали в сухопутных манёврах. В лучшем случае проводились командно-штабные учения, которые предусматривали участие ограниченного числа офицеров и не обязательно вооружённых... А сегодня натовцы уже высадились на украинской земле. Мало того, похоже, что с согласия Киева в Крыму НАТО собирается строить полноценную военную базу!»
Протестовавшие действовали очень успешно — под их давлением американцы спешно убрали своих военных и свои грузы с территории полуострова...
Думаю, что само появление Затулина в Крыму было далеко не спонтанным, оно как бы давало понять Киеву, что Россия не собирается мириться с тайными шашнями Украины и НАТО. Это — уже в следующем 2007 году — подтвердило и скандальное появление в Крыму мэра Москвы Юрия Лужкова, который громко призвал Россию выйти из договора о дружбе 97-го года и начать процедуру возвращения Крыма и Севастополя.
Испуганные украинские власти правильно поняли этот намёк Кремля, пошли на попятную и долгое время не решались демонстрировать свои контакты с НАТО.
Что Ющенко, что Янукович...
Приход к власти Виктора Януковича казалось бы сгладил проблему. В марте 2010 года новый президент отправил в отставку командующего военно-морскими силами Украины адмирала Игоря Тенюха, ярого украинского националиста и главного противника идеи пребывания российского флота в Крыму. Его сменил лояльный России контр-адмирал Виктор Максимов.
В начале апреля того же года Янукович распустил так называемый Национальный центр по вопросам евроинтеграции, структуру, где заседали те представители украинской политической элиты, которые всеми правдами и неправдами желали втянуть республику в блок НАТО.
А 21-го апреля 2010 года был подписан специальный российско-украинский договор — российский флот останется в Крыму ещё на 25 лет, а взамен Украина получала гарантии на 30-процентную скидку при закупках российского газа...
Однако скоро выяснилось, что Янукович затеял свою игру с НАТО. В 2011 году российские и украинские СМИ опубликовали секретный документ, согласно которому представители Украины обязались (без какого-либо участия Москвы!) вести с НАТО переговоры по самым чувствительным для России вопросам: безопасность на Чёрном море и будущее дислоцированного в Крыму российского Черноморского флота, размещение в Европе противоракетной обороны США (направленной, как известно, против нашей страны), приднестровское урегулирование, энергетическая и экономическая безопасность Украины и т.д.
Но самыми впечатляющими выглядели два положения — участие НАТО в реформировании разведслужб Украины (то есть, их фактическое подчинение Западу), а также обязательное обсуждение с Северо-Атлантическим блоком внешнеполитической стратегии Киева. А это уже означало передачу под западный контроль всей внешней украинской политики, со всеми вытекающими последствиями, в том числе и по вопросу Крыма.
А следом стало известно, что по приглашению украинской стороны в Чёрное море вошёл американский крейсер, оборудованный новейшей противоракетной системой. Вошёл, чтобы принять участие в очередных совместных украино-натовских военных учениях «Си-бриз», что само по себе никак не вязалось ни с показной лояльностью Януковича Москве, ни с самим внеблоковым статусом Украины.
Впрочем, для знающих людей ничего удивительного в такого рода двурушничестве «пророссийского» Януковича не было. Он просто проводил традиционную для местной элиты политику одновременного «сидения на двух стульях». Эту политику, начатую ещё во времена президента Кучмы, весьма образно охарактеризовал мне украинский политолог Константин Шуров:
«Янукович чётко объяснил, что мы будем расширять наше сотрудничество с Западом, США — наш стратегический партнёр. А с восточным вектором, то есть с Россией, мы будем определяться, как с местом зарабатывания денег. Иными словами: мы пойдём в Европу, а наш путь в Европу должна обеспечить Россия, принимая наши товары и услуги».
Думается, что именно после этого Кремлю стало ясно — с предательской по своей сути украинской элитой в принципе ни о чём договариваться не возможно, что само пребывание Крыма в составе Украины является для России большой опасностью! Именно тогда, по всей видимости, и начали разрабатывать военно-политическую операцию по возвращению полуострова...
Россия успела первой
Эти операция начала воплощаться в жизнь во время событий киевского евромайдана. Российская разведка, имевшая обширную агентуру среди украинских политиков, получила информацию об обещании активистов майдана немедленно, сразу после захвата власти в Киеве, передать Крым НАТО.
В этом плане любопытную информацию опубликовали итальянские журналисты в марте 2014 года:
«13 февраля одна из четырёх американских морских группировок во главе с авианосцем George Bush (CSG-2) покидает морскую базу в Норфолке и отправляется в Эгейское море. George Bush имеет 102-тысячный тоннаж, 90 самолётов и вертолётов на борту. Его сопровождают 16 военных кораблей, среди которых крейсер USS Philippine Sea, эсминцы Truxtun и Roosevelt и три атомные подводные лодки.
22 февраля, в день, когда Януковича лишили власти, американская группа авиакораблей спешно входит в Чёрное море через пролив Босфор... Именно этот флот должен был занять место русского Черноморского флота на базах в Крыму.
Конечно, ожидалось, что Крым также „выберет демократию по киевски“ и с радостью встретит звёздно-полосатый флот. Однако толпы людей вышли на площадь Севастополя и через пару дней осады парламента автономной республики Крым прогнали премьера Анатолия Могилёва, заявившего свою верность путчистам в Киеве (несмотря на то, что купил свою должность у Януковича, подарив ему люксовую виллу в Ялте). На место Могилёва был выбран Сергей Аксёнов, лидер прорусских сил.
6 марта парламент автономии Крым объявил об отказе подчиняться Киеву и о проведении референдума по воссоединению Крыма с российской родиной-матерью. Это смешивает американские планы.
5 марта первоначальный приказ, полученный авианосцами, аннулирован. Дан новый приказ — повернуть от греческого города Пирея на Анталию, прибыть на турецкую базу и там ждать. Только эсминцы USS Truxtun, USS Donald Cook и фрегат USS Taylor были посланы на разведку к берегам Северного Крыма с 7 по 22 марта под предлогом совместных учений с Болгарией и Румынией».
Это обстоятельство, пишут итальянцы, и подтолкнуло президента Путина запустить в действие план возвращения Крыма с участием как местных русских, так и и «вежливых людей» с Черноморского флота.
Поначалу референдум о статусе Крыма был назначен на апрель. Однако его пришлось спешно переносить на 16-ое марта. Причиной спешки, подчёркивают итальянцы, как раз стали манёвры флота США:
«На борту одного из американских кораблей присутствовали шесть групп коммандос, каждая по 16 человек, готовых незамеченно проплыв под водой, достигнуть берега с целью проведения в Крыму — во время референдума — акций саботажа и создания атмосферы паники среди местного населения. Акциями могли быть взрывы в городском транспорте в час пик, подрыв госзданий и т.д. Нагнетание страха и террора накануне референдума должно было привести к понижению числа голосовавших и к объявлению недействительными результатов. Чтобы исключить подобные акции, русские провели жёсткий, превентивный и непроницаемый контроль»...
Нюансы этого процесса на крымской земле сегодня широко известны. И это действительно была блестящая спецоперация!
Как пишет весьма осведомлённый журналист Олег Кашин, операция носила характер так называемого «частно-государственного партнёрства». Ибо непосредственное её исполнение было возложено на "православного олигарха» Константина Малофеева, крупного бизнесмена, близкого к верхушке Русской Православной Церкви и к кремлёвскому блоку «силовиков». Именно Малофеев задействовал людей из своего окружения – политического консультанта Александра Бородая и бывшего сотрудника ФСБ Игоря Гиркина (он же – полковник Стрелков), которые непосредственно организовывали отряды крымского народного ополчения и захват украинских военных объектов...
Вот так Крым и вернулся в состав нашей страны. Остаётся только поздравить крымчан, которые давно мечтали о возвращении на историческую родину и чья искренняя привязанность к России не вызывает никаких сомнений. Замечу лишь, что им просто повезло жить на стратегически важной земле, где сосредоточились военные интересы российского государства.
Другим же русскоязычным на просторах бывшего СССР, включая и несчастный разгромленный Донбасс, в этом плане везёт куда как меньше. Увы!
Вадим Андрюхин, главный редактор