Вы находитесь здесь: // Свежие новости // Франция мечтает о сильной руке

Франция мечтает о сильной руке

22 марта во Франции прошел первый тур выборов в органы местного самоуправления – советы департаментов. Ни одна из сил не получила решающего преимущества, поэтому 29 марта состоится второй тур голосования. Но эксперты убеждены, что тенденция останется прежней – победу на выборах одержат правые силы.

Правящая Социалистическая партия Франсуа Олланда заняла только третье место, набрав 21,1% голосов. Ультраправый «Национальный фронт» Марин Ле Пен, которому некоторые прочили победу, занял второе место с 25%. А первое место досталось правой партии бывшего президента Франции Николя Саркози «Союз за народное движение», которая собрала почти треть голосов – 29%.

Марин Ле Пен после подведения предварительных итогов уже призвала правительство Мануэля Вальса уйти в отставку. Но профессор кафедры международных отношений МГИМО МИД РФ Евгения Обичкина считает, что эти требования преждевременны. Тем более что их вряд ли поддержит Саркози.

— Нужно понимать, что партии Саркози и Ле Пен — это очень разные правые. Николя Саркози и его «Союз за народное движение» — республиканцы, которые выступают за весь набор либеральных и демократических ценностей. Тогда как «Национальный фронт» Марин Ле Пен – ультраправые, это партия, которую многие считают радикальной, ксенофобской и антисемитской. В прошлом между ними были попытки блокироваться по каким-то вопросам, но ни к чему серьезному они не привели. Создание коалиции между этими силами исключено.

«СП» — Насколько серьезен призыв Марин Ле Пен к отставке правительства?

— Она находится в резкой оппозиции к правящему курсу и партии. Поэтому, естественно, преувеличивает свои успехи и неудачи социалистов. Отставки правительства ждать не стоит. Впрочем, неудачи социалистов прогнозируемы. Они с 2012 года находятся у власти и за это время не сумели добиться успехов в экономике, вывести страну из кризиса, повысить уровень жизни. Этим разочарованием и объясняются два первых места оппозиционных сил — довольно серьезный результат.

«СП»: — Некоторые ожидали, что Ле Пен наберет 30% голосов, можно ли назвать результат в 25% неудачным?

— Партия Марин Ле Пен обычно имела поддержку на уровне 15%. Они до сих пор представлены всего несколькими депутатами в Национальной ассамблее, поскольку выборы проходят по мажоритарной системе. Самым серьезным результатом Ле Пен стали выборы президента, когда она неожиданно прошла во второй тур, набрав 19% голосов. Так что 25% — это хороший для них показатель».

А вот третье место социалистов – это провал, хотя и не такой серьезный, как опасались в самой партии. Французы уже давно недовольны как внутренней, так и внешней политикой страны, и хотели бы видеть у руля более харизматичного лидера. Не нужно забывать, что в 2017 году во Франции пройдут президентские выборы, и кандидаты уже сейчас стремятся мобилизовать все силы.

— Власти, которые находятся во главе государства, не пользуются авторитетом, — говорит франковед, старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Кира Зуева. — Избиратели недовольны их работой, что и продемонстрировали на выборах. Многие французы жалеют, что в момент, когда страна находится в непростых обстоятельствах в связи с кризисом на Украине, во главе государства оказался не очень опытный политик. Хотя Олланд начал прилагать какие-то усилия, французы чувствуют, что этого недостаточно.

Как ни странно, многие хотели бы видеть во главе государства Николя Саркози. Хотя он уходил с поста на волне скандалов и рейтинг у него был довольно низким. Но плохое быстро забывается, а хорошее остается. Видимо, избиратели считают, что во главе Франции должен стоять сильный, опытный и харизматичный политик.

«СП»: — А как можно оценить результат Марин Ле Пен? Судя по всему, ее уже не считают такой уж радикальной?

— Ле Пен набирает очки. Ее партия в глазах французов уже не такая экстремистская. Ее авторитет повышается. Они в последнее время начали серьезную работу по улучшению имиджа и по ревизии целого ряда былых установок. «Национальный фронт» нацелен на то, чтобы быть достаточно трезвомыслящей партией без всяких экстремистских наклонностей. У них уже нет того отрицательного образа, который был при отце Марин Жан-Мари Ле Пене. Хотя о перспективах Марин на президентских выборах пока говорить рано.

«СП»: — Николя Саркози высказывался в довольно позитивном для России духе, говорил даже о том, что при решении проблемы Крыма нужно учитывать интересы России. Если он победит на выборах, он сохранит эту риторику?

— В конце президентского срока у Саркози были серьезные планы по улучшению отношений с Россией. Все это рухнуло, когда к власти пришел Олланд. Но нужно принимать во внимание, что Саркози — политик гибкий и трудно сказать, рискнет ли он кардинально повернуть в сторону России. Хотя политического и государственного потенциала у него, безусловно, больше, чем у Олланда. И смотрит он гораздо дальше. Не исключено, что он может предпринять серьезные шаги по нормализации отношений с Россией. Даже сейчас в Евросоюзе есть группа стран, которая выступает против санкций. Возможно, Франция при Саркози их возглавит.

Ведущий сотрудник Центра социальных проблем Института Европы РАН Сергей Федоров считает, что возвращение Саркози к власти может быть в интересах России.

— Худшие опасения социалистов, к их радости, не оправдались. Хотя они потеряли четверть кантонов, которые контролировали раньше, этот удар не стал для них нокаутирующим. Они заняли достойное третье место. Скорее всего, тенденция сохранится и во втором туре. Большая часть департаментов перейдет под контроль правоцентристов или классических правых. Социалисты сегодня контролируют 64 из 98 континентальных департаментов. Это количество может сократиться вдове. Ультраправые при наиболее благоприятном для них раскладе могут взять под свой контроль 2-4 департамента, что тоже будет сенсацией. До этого таких результатов они не добивались.

Складывается ситуация, когда все партии довольны результатами. Правоцентристы заняли первое место, социалисты – не полностью провалились, а ультраправые имеют шансы укрепиться на местном уровне

«СП»: — Как это повлияет на расстановку сил перед президентскими выборами?

— Тенденция развития политической системы определится уже на следующих, региональных выборах в декабре 2015. До президентских выборов на тот момент останется полтора года. Предварительно можно сказать, что Марин Ле Пен выйдет во второй тур, но дальнейшее ее продвижение будет остановлено кем-то из соперников. Главная интрига в том, кто это будет – правый или социалист. Кстати, эти силы еще не определились с кандидатами. Правые могут выдвинуть не только Николя Саркози, но и Алена Жюпе. Есть еще несколько претендентов на участие в президентской гонке.

У социалистов нет таких сильных фигур. Можно назвать только нынешнего премьер-министра Мануэля Вальса, которого, скорее всего, и выдвинут. Олланд из-за неудачного президентства вряд ли будет достойным кандидатом от социалистов на выборах 2017 года. Повторюсь, интрига выборов в том, кто будет соперником Марин Ле Пен.

«СП»: — А сама она может победить?

— С уверенностью сказать нельзя. Возможно, сейчас мы видим, как политическая система Франции трансформируется из биполярной, в которой доминируют право- и левоцентристы, в трехполюсную. Ближайшие годы покажут, сможет ли «Национальный фронт» закрепиться на политической сцене или успех ультраправых эфемерен и они не будут претендовать на звание третьей силы.

«СП»: — Можно ли сказать, что французы соскучились по сильному лидеру?

— Нельзя забывать, что Франция – президентская республика, которую заложил генерал де Голь. Его многие упрекали в том, что он чуть ли не фашист, диктатор и авторитарный лидер. Многие французы испытывают тоску по сильной руке и сильному лидеру, особенно после неудачного срока Олланда, который разочаровал не только противников, но и сторонников. С другой стороны, во Франции сильны традиции левой политической культуры и влияние социалистов. Ультралевые, кстати, набирают до 15% голосов на парламентских и президентских выборах.

«СП»: — Смена партии власти и президента как-то повлияет на отношения Франции с Россией?

— С социалистами у нас всегда были непростые отношения. Они критикуют Россию за авторитарный, как им кажется, режим, нарушения прав человека и ущемление прав меньшинств. Весь этот набор хорошо известен.

В этом плане, некоторые высказывания, которые звучали со стороны Саркози, свидетельствуют о более реалистичных взглядах. В частности, он не столь критично относится к вопросу Крыма и считает, что референдум отражает реальность — что большинство крымчан высказали свое мнение, которое надо учитывать. Он также убежден, что нельзя допускать возобновления Холодной войны, что нужно думать о строительстве Большой Европы. Конечно, эти мысли и настроения близки и нашему руководству, и всем россиянам.

«Свободная пресса»

Все права защищены © 2024 ПОСОЛЬСКИЙ ПРИКАЗ.
Яндекс.Метрика