Глава СБУ решил брать пример с нацистских пособников
Глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко объявил, что его ведомство будет ориентироваться на «традиции и подходы» службы безопасности бандеровской ОУН-УПА. Дело не только в том, что примеры для подражания остались в истории как террористы, садисты и пособники нацистов. Уподобление служителей правопорядка подпольной партизанско-диверсионной группе выглядит по меньшей мере странно.
Служба безопасности Украины (СБУ) «собирается отказываться от традиций КГБ» и вместо этого будет ориентироваться на опыт контрразведки Организации украинских националистов – Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА) «тридцатых-пятидесятых годов прошлого века».
Об этом заявил глава СБУ Валентин Наливайченко в опубликованном в среду интервью киевской газете «День». «СБУ не надо выдумывать ничего лишнего – важно взять за основу традиции и подходы к работе СБ ОУН-УПА, – дословно заявил Наливайченко. – Она (служба безопасности – прим. ВЗГЛЯД) работала против агрессора в условиях временной оккупации территории, была патриотически воспитана, имела контрразведку и опиралась на мирное украинское население, пользуясь его поддержкой».
Добавим, что Наливайченко также пообещал полностью обновить кадровый состав СБУ, набрав в службу людей, воспитанных в 90-е годы. «В 2012–2014 годах руководство СБУ и, думаю, большинства других правоохранительных органов состояло из людей, которые теперь проходят по статьям о государственной измене, – заявил он. – В настоящее время руководящий состав СБУ обновлен на 100%. Нет дня, чтобы я не подписывал приказы об увольнении людей». При этом, по словам главы СБУ, стоит задача «набора молодых людей». «У нас сейчас на должности начальников управлений центрального аппарата заступают люди, которым до 30 или немного больше 30 лет», – сказал он.
Возвращаясь к преемственности СБУ и «службы безопасности» украинских подпольщиков-националистов, отметим: Наливайченко похвалился в интервью, что, еще будучи в оппозиции, он хорошо изучил методы руководителей «безпеки» ОУН Николая Лебедя и Николая Арсенича-Березовского.
Биографии обоих деятелей ОУН-УПА, на чьи методы ориентируется Наливайченко, стоят того, чтобы на них вкратце остановиться.
«Хорошо известный садист и немецкий пособник»
Николай (Микола) Лебедь в тридцатые годы подвергался уголовному преследованию в Польше фактически за терроризм – в 1934 году он в числе других боевиков «Украинской военной организации» был арестован за соучастие в убийстве министра внутренних дел Польши Бронислава Перацкого.
По мнению историков (в частности, американских авторов Ричарда Брейтмана и Нормана Года), именно шеф службы безопасности ОУН-УПА Лебедь выступил с предложением «очистить всю революционную территорию» Волыни от польского населения. Таким образом, он не только несет ответственность за Волынскую резню марта–июля 1943 года, но и принимал непосредственное участие в этнических чистках. По разным данным, жертвами массовых убийств стали от 35 тыс. до 80 тыс. поляков в Волыни и 20–40 тыс. в Восточной Галиции. В той же работе американских историков упоминается, что в 1947 году в докладе американского армейского корпуса контрразведки (CIC) Лебедь был назван «хорошо известным садистом и немецким пособником». Не только в отечественной, но и в западной прессе (в частности, Independent и Huffington Post), упоминалось то, что в годы Второй мировой войны Лебедь, первый шеф службы безопасности ОУН, сотрудничал с нацистами.
В частности, после того как в 1939 году гитлеровцы оккупировали Польшу, Лебедь прошел обучение в немецкой разведшколе, располагавшейся в польском Закопане. В дальнейшем отношения Лебедя, как и других лидеров бандеровской фракции ОУН, с немцами были неровными. Так, в 1943 году его жена и дочь были захвачены Гестапо, но вскоре выпущены, после чего Лебедь вел с нацистами вполне успешные переговоры о передаче ОУН (бандеровской) оружия «для операций в большевистском тылу». Помимо прочего, «безпека» бандеровцев, руководимая Лебедем, активно участвовала в междоусобной борьбе – их задачей были теракты против лидеров конкурирующих фракций Андрея Мельника и Тараса Бульбы-Боровца.
Отметим, что вышеописанные «подвиги» не помешали Лебедю прожить долгую жизнь (вероятно, помогло хорошо задокументированное сотрудничество с ЦРУ) и умереть в 1998 году в Питтсбурге, штат Пенсильвания.
«Не знал никаких мер влияния, кроме физического уничтожения»
Другой ориентир для главы СБУ Наливайченко – Николай Арсенич, также известный под псевдонимами Михайло, Григор и Березовский – фигура не столь известная, но не менее колоритная.
В недавно опубликованной в Сумах апологетической биографии Арсенича упоминаются не только его «борьба за независимость Украины против поляков» (этот выходец с Западной Украины получил несколько сроков за террористическую деятельность) и «плотное сотрудничество со Степаном Бандерой». Автор как само собой разумеющееся упоминает и «учебу в школе Абвера в 1940 году».
В 1942-м по распоряжению Степана Бандеры Арсенич-Березовский был назначен главным руководителем «безпеки» УПА. Согласно характеристике, которую ему дали сослуживцы, он был «самым жестоким бандеровцем, не считавшимся ни с какими обстоятельствами и не знающим иных мер влияния, кроме физического уничтожения». Добавим, что 27 октября 1943 года Арсенич подписал директиву, требовавшую за самовольные выступления против немцев карать виновных, вплоть до расстрела.
В отличие от «коллеги» Лебедя, Арсеничу не удалось продолжить карьеру на Западе. В 1947 году его отряд был уничтожен в ходе операции МВД СССР, сам Арсенич «самоликвидировался». В биографии Арсенича сообщается, что перед этим он застрелил свою жену Ганну и еще одну женщину, находившуюся в подземном убежище, где скрывался «голова безпеки».
«Схожую структуру контрразведки могут иметь ИГИЛ или «Боко Харам»
«Система контрразведки ОУН-УПА была характерна для подпольных организаций и отличалась чудовищной жестокостью», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД историк, руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память» Владимир Симиндей. По его мнению, то, о чем сейчас заявил Наливайченко, можно назвать только переписыванием фактов истории.
«Контрразведка ОУН-УПА была задействована в карательных операциях не только против своих активистов, но и против мирного населения, – напоминает историк. – Они, вне всякого сомнения, были соучастниками истребительных акций. Пример Арсенича-Березовского и Лебедя, который привел Наливайченко, просто удивителен. В их биографиях нельзя найти страниц, которые не были испачканы кровью. Как они могут являться примером? Как я понимаю, скоро в кабинетах СБУ появятся портреты этих личностей».
Очевидно, что заявление Наливайченко носит характер саморекламы, подчеркивает Симиндей, оно имеет целью «поднять бурный восторг и эпатаж у украинской аудитории и некоторых отдельных лиц за рубежом, в первую очередь на Западе». «Наливайченко дешевыми способами пытается привлечь к себе интерес, но к практической стороне дела эти заявления не могут иметь никакого отношения», – добавляет собеседник. Но, помимо всего прочего, правопреемство СБУ и «безпеки» ОУН-УПА выглядит еще и нелепо.
Как подчеркивает собеседник, абсурдна сама попытка сравнить государственную силовую структуру и «службы безопасности» организации, которая сначала использовала террористические, а потом партизанские методы, и долгое время существовала в глубоком подполье. «Схожую с ОУН-УПА структуру контрразведки могут иметь ИГИЛ или «Боко Харам». Любое государство строит свои службы безопасности совершенно по иным образцам», – недоумевает Симиндей.
Но, подчеркивает собеседник, «показательна здесь не попытка реализации этой безумной идеи, а политическое направление, в котором оно сделано». «То есть идет процесс не просто легализации ОУН-УПА, но и восхваление деятельности националистов, – констатирует Симиндей. – Это прекрасно демонстрирует, в каком векторе развиваются умонастроения правящих элит Украины. Вдобавок, параллельно этому, Киев формирует культ насилия в стране. Это демонстрирует склонность к оправданию насилия в практике спецслужб Украины, как в историческом, так и в современном ключе».
«Вместе с вождем Адольфом Гитлером»
Говоря о «традициях и подходах» ОУН, с которых решил брать пример Наливайченко, отметим, что эта организация изначально ориентировалась на использование экстремистских средств, в том числе на террористические акты. Основой идеологии служили шовинизм и ксенофобия. А деятельность организации носила ярко выраженный антипольский, антирусский и антисемитский характер. В частности, уже 25 июня 1941 года глава сформированного во Львове «украинского национального правительства» Ярослав Стецько отчитался Бандере: «Создаем милицию, которая поможет убирать евреев».
В годы Второй мировой войны ОУН и созданная в 1943 году УПА активно сотрудничали с немецкими властями и разведывательными органами. Например, в начале 1944 года в сообщении, направленном главе сети «Вервольф» обергруппенфюреру СС Гансу Прютцману, отмечалось: «...УПА систематически направляет агентов на оккупированную вражескую территорию, результаты разведки передаются в Департамент 1 с Армейской группы на Южном фронте».
При активной поддержке членов ОУН была сформирована дивизия СС «Галичина». Общеизвестно, что главнокомандующий УПА Роман Шухевич в начале войны имел чин гауптмана в батальоне «Нахтигаль» в составе диверсионного подразделения «Бранденбург 800» (по ряду данных, в первые дни войны «Нахтигаль» участвовал в расстреле группы польских профессоров и в убийстве нескольких тысяч львовских евреев), а с ноября 1941 года был заместителем командира 201-го батальона охранной полиции.
По ряду данных, члены ОУН-УПА убили не менее 1 млн человек, в том числе около 200 тысяч поляков.
Эти факты не помешали украинским властям при президенте Викторе Ющенко в 2005 году поставить задачу примирить ветеранов ОУН-УПА и ветеранов Советской армии, объявить бойцов ОУН-УПА одной из сторон, воевавшей за независимость Украины. Однако, по данным соцопросов, большинство украинцев еще в 2005 году скорее готовы были поддержать примирение ветеранов Советской и немецкой армий, нежели ветеранов ОУН-УПА и Красной армии.
В восточных и южных областях страны проходили митинги против признания вояк УПА ветеранами войны и наделения их льготами, сносились памятные знаки в их честь, депутаты Донецкой, Харьковской, Одесской областей принимали резолюции с осуждением инициатив президента Ющенко по реабилитации ветеранов УПА.
В 2010 году Ющенко издал указ о присвоении посмертно звания Героя Украины Степану Бандере (активному деятелю ОУН с 1929 года, с 1940 года – руководителю фракции ОУН). Отметим, что уже упомянутый Ярослав Стецько 30 июня 1941 года провозгласил создание «Украинского Государства союзного Великой Германии во главе с вождем Степаном Бандерой», и тогда же оуновцы вознамерились создать «вооруженные силы Украинского государства, которые бы вместе с союзной германской армией и ее вождем Адольфом Гитлером устанавливали новый порядок в Европе и во всём мире».
Героизация нацистских пособников продолжается
В 2010 году депутаты Европарламента официально выразили сожаление в связи с присвоением Бандере звания героя и призвали новоизбранного президента Виктора Януковича пересмотреть действия Ющенко. Спустя год решением Высшего административного суда Украины этот указ окончательно был признан незаконным.
Ранее польские СМИ заявляли, что героизация украинских националистов и Украинской повстанческой армии, а также решение президента Петра Порошенко о переносе праздника 23 февраля на день образования УПА говорят о том, что культ национализма на Украине проник во властные структуры самого высокого уровня.
14 октября президент Украины Петр Порошенко подписал указ об отмене 23 февраля и праздновании Дня защитника Украины 14 октября, в день образования Украинской повстанческой армии, одним из основателей которой стал Степан Бандера. В конце сентября Порошенко заявил, что допускает возможность признания представителей ОУН-УПА участниками боевых действий и одной из воюющих сторон во время Второй мировой войны.
«Взгляд ру»